Специфика бизнеса влияет на его информационно-аналитическую систему

| статьи | печать

Совсем недавно «ЭЖ» рассказывала о создании и развитии действующей информа­ционно-аналитической системы (ИАС) для многопрофильного холдинга, в структуре которого был банк (№ 31, с. 10—11). Ему требовалась аналогичная система. Однако, пойдя тем же путем, что и при создании системы для холдинга, разработчики столкнулись с рядом проблем. Как их решали и в чем особенности построения BI-системы в банке? Рассказывает Сергей Мухин, начальник системно-аналитического отдела банка, к.т.н.

Ключевыми направлениями дея­тельности банка являются кредитование малого и среднего бизнеса и привлечение вкладов населения. Основная и определяющая особенность банка — в его постоянном рос­те: за последние два года число филиалов выросло в 20 раз и составляет около сотни. Появляются и допофисы в регионах. Растут объемы привлеченных и размещенных средств, номенклатура банковских продуктов и услуг, количество внутренних подразделений и сотрудников банка. Одновременно увеличивается потребность в отчетах, в расширении аналитики. Система аналитичес­кой отчетности подразумевает некую консервативность, однако при быстром росте всех показателей она также должна быстро расти и развиваться. Поэтому динамичность как главная особенность и определила подход к построению системы.

Потребовалась динамичная система с единым форматом данных

При создании ИАС были учтены и другие особенности банка. Одна из них в том, что по мере рос­та банк консолидировал различные филиалы и присоединял другие банки с различными сис­темами учета (АБС, ERP)1.

А поскольку нужна была однородная информация, то для ее получения разработали единый формат данных, содержащий прежде всего минимальный набор основных финансовых показателей — остатки по счетам, проводки, клиенты. Передачу и преобразование данных из различных учетных систем в BI-систему в едином формате обеспечивала ИТ-служба банка.

Кроме того, в первичных учетных данных банка в силу разных причин не хватало требуемых для управленческой отчетности аналитик (аналитичес­ких срезов). Если в холдинге все аналитики управленческой отчетности уже содержались в учетной сис­теме и задача аналитической системы заключалась в группировании и представлении информации, то в банке эту аналитику пришлось добавлять.

Еще одна особенность по­строе­ния ИАС в банке, на первый взгляд не замеченная и поэтому не сразу принятая, в следующем. В холдинге учетная ERP-система внедрялась как система управленческого учета, а регламентированный бухгалтерский учет и отчетность делались в других программах. На уровне первичной информации эти системы конечно же были связаны, но сильно отличались по аналитикам и их детализации. Аналитическая отчетность в холдинге формировалась из управленческой отчетности. В банке же бухгалтерский учет по соответствующим жестким правилам финансового учета осуществлялся в системе АБС. Поэтому аналитичес­кую отчетность в банковской BI-системе пришлось делать целиком и полностью из бухгалтерской отчетности.

На первом этапе поставленные задачи для аналитической отчетности были традиционными — необходимо формировать управленческие баланс, отчет по прибылям и убыткам (ОПУ), отчеты по привлеченным и размещенным средствам, основные показатели (KPI) по филиалам и продуктам банка. При этом основные требования к отчетнос­ти включали:

  • понятную форму отчетности;
  • быстрое формирование отчетности с периодичностью минимум раз в месяц, а также предоставление некоторых показателей в ежедневной отчетности.

Затем появились дополнительные задачи — консолидация отчетности по финансовой деятельности, связанной с лизингом, страхованием, факторингом. Стали возникать задачи по специфической отчетности для отдельных подразделений банка — крупного бизнеса, ипотечного кредитования, малого бизнеса и других. Круг задач расширялся, поскольку росли как сам банк, так и запросы пользователей.

Технология построения многоуровневой BI-системы

В начале разработки был большой соблазн максимально использовать накопленный опыт и повторить то, что уже было сделано в аналитической системе многопрофильного холдинга — просто наполнить готовые отчеты новым содержанием, внеся лишь небольшие изменения. Однако таких «изменений» оказалось так много, что фактически была выстроена новая сис­тема аналитической отчетности.

Прежде всего, следуя своим принципам разработки, в данном случае — принципу понятных и простых форм отчетности, сразу же переделать формы основных управленческих финансовых отчетов, приведя их к банковской форме, а на самом деле — разработав заново. За основу были взяты формы финансовой регламентированной отчетнос­ти для банков. Соответственно, изменились существенно и структура данных, и процедуры расчетов.

Используемая для аналитической системы программная платформа осталась той же: ­СУБД для хранения и обработки данных MS SQL ­SERVER, клиентская часть на MS Excel и система представления отчетных данных — внутренний сайт на базе MS Share Point. Структура BI-системы приведена на рис. 1.

Несколько изменилась важнейшая часть BI-системы — программа загрузки и очистки данных (ETL). Через связанные SQL-серверы аналитичес­кая система имела доступ к нескольким представлениям, содержащим основные показатели:

  • остатки по счетам;
  • проводки;
  • справочники клиентов, филиалов и т.п.

Такая схема работы, в отличие от прямого присоединения к таблицам учетной системы, имеет свои достоинства и недостатки. Несмот­ря на различные АБС филиалов, ИТ-подразделение банка предоставляет всю информацию в едином стандартизованном виде. Однако это достоинство одновременно является и определенным недостатком. Поскольку данные представляют собой «черный ящик», источники ошибок, возникающих при передаче данных, или ошибки в АБС, системе трудно идентифицировать. Поэтому на этапе загрузки данных приходилось проводить проверку на их целостность. Прежде всего проверялось соответствие получаемых остатков по счетам их расчетным значениям из оборотов. Такие проверки занимали внушительные вычислительные ресурсы, а исправление ошибок иногда затягивалось.

В отличие от АИС холдинга, BI-система банка оперировала в десятки раз большим объемом данных, что привело к более жестким требованиям, с одной стороны, к «железу», в основном обеспечиваемого службой ИТ, с другой — к программным кодам обработки данных на языке запросов SQL. Пришлось детально анализировать планы выполнения запросов, с особой тщательностью подходить к выбору индексов и т.д. Однако главная проблема и сложность всей системы состояли в наполнении и расширении отчетов множеством аналитик.

Расширение аналитики средствами BI-системы

Основное отличие управленчес­кой отчетности по сравнению с бухгалтерской состоит в разветвленной аналитике. Количество аналитик в финансовых показателях управленческой отчетности может быть практически любым и ограничивается только потребностями или, что хуже, фантазиями бизнеса.

Для всех отчетных показателей используются общие аналитики:

  • филиал или отделение банка;
  • группы филиалов с распределением по федеральным ­округам;
  • тип клиента, валюта, дата ­отчета.

Для балансовых показателей аналитиками являются:

  • вид кредита или депозита;
  • срок, процентная ставка;
  • характеристика заемщика (вкладчика);
  • внутреннее подразделение банка, ответственное за данный ресурс и т.д.

Для отчета по прибылям и убыткам основная аналитика формируется по статьям доходов и расходов, представленных в виде иерархий групп. Обработка и представление отчетов с различными группировками аналитик в принципе больших проблем не вызывают. Для этих целей существует хорошо разработанная и известная технология многомерных ­OLAP-кубов, где аналитики представляют собой независимые измерения многомерного пространства данных.

Применение многомерных кубов позволяет создавать отчеты с любыми комбинация­ми аналитик, представлять их в графическом виде, делать различные интерактивные срезы. Отчеты создавались быстро, а пересчет кубов проводился каждую ночь, и фактически все отчеты хранились уже в готовом виде. Задача «ежечасного» предоставления отчетов не ставилась. Сложность и специфика представления аналитик состояли в другом. Аналитики нужно было занести в систему, а некоторые из них могли меняться со временем.

Для балансовых показателей соответствующие аналитики привязывались к лицевому счету и по каждому из них вычислялись значения остатков на каждый день, а также средних остатков за месяц. И это были исчерпывающие данные для отчетов.

Для отчета по прибылям аналитики могли привязываться в ряде случаев целиком к проводке по счету и коррес­пондирующему счету. Часть аналитических данных, к сожалению, незначительная, уже содержалась в самом счете или в данных АБС. Для привязки остальных аналитик были созданы специальные программы их настроек. С их помощью некоторые аналитики вводились специалистами финансовой службы в систему, другие проставлялись в полуавтоматическом режиме исходя из признаков счетов и их коррес­понденций. Все введенные аналитики хранились и обрабатывались на сервере BI-системы.

Была также заложена возможность изменения аналитик во времени. В этом случае BI-система выполняла несколько не свойственную ей роль — не просто обрабатывала данные, но и частично заменяла, а точнее — дополняла учетную систему. Такая «нетрадиционная ориентация» BI-системы, с одной стороны, может вызвать справедливые нарекания — каждая система должна заниматься своим делом. В аналитическую систему должны поступать полные и очищенные, пусть и плохо структурированные данные из учетной системы. И именно в системе первичного учета должны формироваться все требуемые аналитики. С другой стороны, важен результат, причем получаемый быстро. А изменения в стандартной, и поэтому достаточно консервативной, АБС банка могут отвлечь значительные временные и производственные ресурсы. Добавление же аналитик средствами BI-системы можно сделать буквально в течение нескольких часов. Конечно, при этом постоянно проводится работа и по наполнению аналитик в учетной системе.

Практические результаты

На каждом, даже самом первом этапе разработки и внедрения ИАС были результаты, и их использовали для анализа отчетности банка. Приведем только основные результаты, полученные в BI-системе, которых не было в АБС банка.

В управленческом балансе, в отличие от бухгалтерской отчетности, появилась возможность быстро раскрыть состав любой статьи баланса до лицевого счета. Управленческий баланс формируется на конец каждого дня, причем его можно быстро увидеть в разных валютах. На конец месяца, кроме остатков по счетам, рассчитываются средние остатки по каждому счету за месяц. Расширенные аналитики позволяют классифицировать привлеченные и размещенные ресурсы, например, кредиты физическим лицам классифицируются по их видам, юридические лица рассматриваются в разрезе крупных клиентов и клиентов малого и среднего бизнеса и т.п.

В отчете по прибылям и убыткам при необходимости можно проводить детализацию до отдельной бухгалтерской проводки с просмотром корреспонденции счетов, аналитик доходов и расходов и даже текста комментарий к проводке. Объемы проводок в банке даже за месяц достаточно велики — десятки и сотни тысяч, поэтому для эффективной работы отчетов по балансу и о прибылях и убытках используются ­OLAP-кубы. Подобная детализация отчетности конечно же требуется не всегда, а в основном для проверки правильнос­ти данных и уточнения неясных показателей.

Были разработаны также аналитические отчеты и план-факт анализ по привлеченным и размещенным средствам в разрезе филиалов, видов ресурсов в ежемесячной динамике. Рассчитываются проценты выполнения планов, и по этим результатам строится рейтинг филиалов. Такие рейтинги являются рабочим инструментом для принятия решений подразделением, отвечаю­щим за работу с филиа­лами.

Кроме того, проводится анализ просроченных и «дефолтных» кредитов по юридическим и физическим лицам, определяется их доля в общем кредитном портфеле, сроки, возможное обеспечение. На основе анализа динамики доходов и расходов, привлечения и размещения средств рассчитываются прогнозы по срокам выхода на прибыль и дальнейшего развития вновь созданных филиалов.

Еще одним примером является анализ структуры привлеченных и размещенных средств по филиалам банка в координатах «сумма — количество клиентов». Причем при равных суммах кредитного или депозитного портфелей большее количество клиентов считается предпочтительнее, поскольку это снижает риски невозврата кредита или преждевременного возврата депозита. Количество клиентов как один из факторов учитывается также и при анализе выполнения плана по привлеченным и размещенным средствам с целью предотвратить случаи выполнения плана только за счет суммы средств при малом количестве клиентов. Ведь такая ситуация снижает качество активов и пассивов вплоть до того, что может указывать на недоб­росовестную работу руководителей филиала банка.

В качестве примера приведем типичное распределение сумм депозитов физических лиц по количеству клиентов (см. рис. 2). Практически во всех филиалах такое распределение имеет двухпиковую структуру — первый пик около 100 000—150 000 руб., второй — 700 000 руб. Первый связан со вкладами населения с небольшим достатком, в том числе пенсионеров, второй — соответствует сумме застрахованного государством вклада и, скорее всего, относится к более обеспеченным слоям населения, возможно, имеющим аналогичные вклады в других финансовых организациях или на других лиц. При этом на качественном уровне было замечено, что чем «богаче» город (города-миллионники, промышленные центры), тем второй пик больше первого, и на­оборот — в городах с меньшим экономическим потенциалом преобладает первый пик небольших вкладов.

На данном этапе практичес­ки в реальном времени формируются основные финансовые аналитические отчеты — управленческие балансы, отчеты о прибылях и движению денежных средств, о динамике показателей по привлеченным и размещенным средствам и другим активам и пассивам, отчеты по план-факт анализу, рейтингу филиалов и подразделений, анализу структуры активов и пассивов. Вместе с тем аналитичес­кая система пока не заменила в полной мере другие отчеты, в том числе составляемые практически ежечасно во всех подразделениях банка, и предстоит еще много работы по ее развитию с учетом развития самого банка.

1 Автоматизированная банковская система (АБС) — комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской деятельности. В отличие от предприятий, в банках введены особые правила бухгалтерского учета и отчетности. Специальный план счетов и большой объем специализированной отчетности перед Банком России делает невозможным использование в банках обычных бухгалтерских систем, не имеющих средств автоматизации получения такой отчетности. — Прим. ред.