«Проклятие Excel» и его проявления на практике

| статьи | печать

Многие компании тратят семизначные суммы в валюте на приобретение и внедрение систем автоматизации ERP и BI, годы над этим трудятся квалифицированные специалисты. Однако сотрудники по-прежнему пользуются MS Excel для получения достоверной отчетности. Почему так происходит? Для решения каких задач все-таки есть смысл использовать Excel при наличии автоматизированных систем? Своим опытом с читателями «ЭЖ» делится Сергей Мухин, начальник системно-аналитического отдела, к.т.н.

Бывают случаи, когда даже при наличии внедренных (работающих) автоматизированных сис­тем пользователь продолжает работать в Excel. Что-то куда-то выгружая, копируя и вставляя, он форматирует и раскрашивает, добавляет одному ему известные данные и получает любимые электронные таблицы. Затем, обработав данные всеми известными только ему способами, причем часто не самыми оптимальными, распечатывает (уж это обязательно — никаких интранет-порталов!) нужный до­кумен­т (отчет, сводку, справку, график, таблицы, накладные, счета и многое другое) и относит его руководству. И так из месяца в месяц. При этом руководство довольно! И сотрудник при деле — каждый раз он делает почти одно и то же, но с небольшими отличиями, новыми данными, веяниями. И кажется, что без добавок Excel уже не обойтись. Как же так? Зачем фирма потратила огромные средства, может быть, система плохая? Или что-то недосмотрели, чего-то не учли при внедрении? Что за напасть, что за «проклятие* Excel»?

Неадекватные алгоритмы работы с данными подрывают главный принцип информационно-аналитических систем

По собственному опыту считаю Excel, с которым работаю почти 20 лет, лучшей программой по своим огромным возможностям: это расчеты в таблицах с использованием более двухсот встроенных функций, гибкие возможности форматирования, прекрасные средства построения графиков.

Области применения этой программы широки и многогранны: можно проводить экономические и статистические расчеты, анализировать инвес­тиционные проекты, делать бухгалтерские проводки и оборотные ведомости, в том числе планировать покупки, даже решать дифференциальные уравнения и многое другое.

А главное, что делает данную программу поистине лучшей для обработки информации, — это механизмы обработки данных на основе сводных таблиц, по существу кубы OLAP, возможность подключения к внешним базам данных даже без программирования и, в довершение ко всему, встроенный мощнейший объектный язык программирования VBA!

Продуманный, логичный интерфейс, достаточная простота освоения — наличие огромного количества литературы и интернет-источников. К тому же совсем невысокая цена программы является одним из важнейших ее преимуществ, особенно в трудные времена. Приведенные факторы во многом говорят о ее полезности для работы с данными и получения необходимой информации. Неслучайно продавцам или разработчикам программного обеспечения для бизнеса, как правило, в первую очередь задают вопрос: можно ли данные выгрузить в Excel?

И как только пользователь получает такую возможность, он пускается в свободное плавание. Для хранения данных, их обработки и анализа применяет свои, доморощенные, сильно зависящие от квалификации сотрудника и запросов начальника методы. При этом данные могут чуть-чуть где-то как-то поменяться, их может стать меньше или больше. Результат таких отчетов практически непредсказуем и непроверяем, системные данные, взаимосвязанные со всеми другими в информационной системе, превращаются в «эзотерические» данные, подвластные только одному человеку. И такой сотрудник становится в разряд незаменимых, горе всем, когда он уходит в отпуск или заболевает, не говоря уж об увольнении. Однако при этом нарушается главное свойство информационных сис­тем поддержки бизнеса — принцип единственной правды. В этом полушутливом определении, на самом деле, заложен большой и куда как более серьезный принцип построения информационных и аналитических сис­тем — информация должна быть:

  • в одном месте;
  • в единственном экземпляре;
  • согласована со всеми остальными данными.

Отчеты же, составленные с использованием этой единственно правдивой информации, могут быть совершенно разными. Если возникают ошибки, они исправляются в одном месте по единым правилам. Если информация вводится оператором вручную, то только один раз. Справочники (классификаторы) существуют в одном экземпляре, и один контрагент или, к примеру, объект основных средств имеет только один идентификационный номер или название. Собственно, все это и обеспечивают современные информационные системы, будь то системы финансового и материального учета, взаимодействия с клиентами, управления поставками или аналитические системы.

Неквалифицированная работа в Excel, по сути, сводит все достоинства информационных систем и отдачу вложений от них практически полностью на нет. Трудоемкость всех процессов с внедрением информационных систем, как это ни парадоксально, не уменьшается, а возрастает.

Если раньше данные каким-то образом вводились в Excel, теперь требуются еще и навыки работы с системой. Ведь из нее данные выгружаются в Excel, а дальше — все то же. На пути к отчету как бы встает еще и «ненужная» ступень — информационная система. Пользователь сетует: вот раньше все было хорошо и понятно, например, сходил в бухгалтерию, потом в отдел регио­нальных продаж и на склад. У одних узнал и записал на бумажке, сколько оплатили, у других — на сколько договорились, у третьих — сколько отгрузили, забил все это в таблицу Excel (прекрасное слово «забил», отсюда оператор-«забойщик»!), пересчитал в другую валюту по одному ему ведомому курсу и — отчет готов. Не сходится с данными бухгалтерии и регио­налов — ну так будем проверять, наверняка у них ошибки!

случай из жизни

В большой торговой компании (ну разумеется, это было давно!) директор очень любил одни и те же данные получать от разных сотрудников. Данные по продажам в регионы страны к концу месяца ему готовили сотрудники финансовой службы, отдела региональных продаж и склада. И конечно же, данные всегда отличались. Различия были связаны не со злым умыслом или недостаточной квалификацией сотрудников, а только с отсутствием общей системы отчетности. Сис­тема учета была, первичные данные были едины, но окончательные отчеты делались разными независимыми группами людей в Excel. Количественные различия в объемах продаж возникали скорее из-за различной интерпретации данных. Например, товар был уже физичес­ки отгружен в последний день месяца, а в учет он попал первым днем следующего месяца, были возвраты или перекомплектации товара, применялись разные значения курса доллара (вся отчетность в 1990-е формировалась в долларах независимо от валют оплаты) и т.д. и т.п.
Дальше директор вызывал всех на ковер, показывал разные данные и заставлял их сравнивать и разбираться в причинах несовпадений. Это занимало еще примерно половину месяца. Причины в конце концов находились, но нагоняй получали все. Но всему есть предел, и сотрудникам задействованных в этом процессе служб надоело каждый месяц получать упреки. Поэтому они просто договорились, что отчетность делает одна служба, финансовая, так как непосредственно работает с учетной системой, а остальным службам предоставляет абсолютно идентичные данные, предварительно проанализировав их и сняв возникающие вопросы. Каково же было недоумение директора, когда в очередной раз все три службы принесли ему совершенно одинаковые отчеты. Вот здесь действительно на практике сработал принцип единственной правды!

Этот случай и положил начало единой информационно-аналитической системе, которая в дальнейшем была разработана и внедрена в компании. И хотя аббревиатуры BI в 2000 г. еще не было, система успешно работала, воплощая на практике принцип единственной правды.

Конечный результат зависит от квалификации и добросовестности пользователя

Уровень информатизации любой компании можно быстро оценить, услышав случайно в коридоре фразу типа: «Пойду схожу в бухгалтерию (финансовый отдел, расчетный центр…), узнаю, оплатили ли счет и когда, сколько в прошлом месяце заключили новых договоров». Это говорит о полном отсутствии какой-либо системы, независимо от того, какие информационные системы стоят на балансе фирмы.

Не нужно никакого «общения», чтобы узнавать повторяю­щиеся изо дня в день данные, для этого есть информационная система, а не разрозненные записи в Excel разных сотрудников, которые создают проблемы при работе с информацией. Вот некоторые из них.

Версионность отчетов — один отчет делается в различных версиях файлов, что-то меняется, добавляется, пробуется. Количество файлов с одним отчетом может доходить до десятка, и тогда уже сам автор не помнит, где и что нужно смот­реть, какой файл содержит окончательную, правильную версию. Поддерживать версионность отчетов на практике бывает трудно. Здесь нарушается принцип единственной правды даже на уровне одного исполнителя.

Множество файлов создает проблему их обозримости, к тому же они имеют обыкновение теряться, переименовываться, да и просто искать их в дебрях папок пользователей бывает нелегко. К тому же нет единой и понятной методики формирования отчета, как правило, она содержится в голове исполнителя, и хорошо, если он сможет хотя бы внятно объяснить ее.

Неизбежны ошибки ручного ввода параметров и формул. Пользователям хорошо известно, что, если формулу «не дотянули» до конца списка, по­явятся ошибки, которые трудно найти. Неумение корректно пользоваться ссылками приводит к необходимости двойного или многократного ввода одних и тех же данных в разные таб­лицы, что также является источником ошибок.

Иногда пользователь в силу различных причин, например, чтобы быстрее сделать или подогнать данные, изменяет формулы в клетках, а то и вовсе заменяет формулы нужными значениями и делает прочие необъяснимые, а главное, трудновылавливаемые действия. В своей практике мне пришлось даже сделать специальную программу в среде того же Excel, которая очень быстро и точно определяла и протоколировала такие ухищрения недобросовестных сотрудников.

Отсутствие не только единой методики обработки данных, но и стиля представления, оформления, форматирования у разных сотрудников затрудняет понимание и интерпретацию данных.

И хотя возможности одновременной многопользовательской работы с файлами в программе предусмотрены, практичес­ки это оказывается невозможным. Коллективное творчество ограничивается либо последовательными во времени улучшениями одного файла, либо соединениями различных файлов в один. Чисто теоретически ничего, казалось бы, страшного нет, на практике — ошибки и излишняя трудоемкость. А в силу отсутствия автоматической интеграции и консолидации данных при их обмене внутри компании (между филиа­лами) возникает риск ошибочного планирования.

«Проклятие Excel» заключается в том, что конечный результат зависит не столько от корректности исходных данных и даже от методов их обработки, сколько от квалификации и добросовестности пользователя. А ведь знание Excel является обязательным для офисных сотрудников практически всех подразделений, да и кто скажет, что он не знает программы?!

случай из жизни

На собеседовании.

— Скажите, вы знаете сводные таблицы в Excel?

— Конечно, это когда внизу стоит сумма, итого, короче, сводит отчет.
В дальнейшем в компании был разработан тест, оценивающий необходимый уровень владения программой и в особенности сводными таблицами. Устно вопрос соискателям более не задавался.

Так, из месяца в месяц в разных файлах делаются почти идентичные отчеты, и когда руководство просит дать картину за год или за несколько лет, начинается особая работа по сбору, согласованию, приведению к единым форматам исторических данных — часто очень трудоемкий процесс. А с учетом суеты и спешки в конце года такое объединение данных превращается в сущий ад с участием всего подразделения отчетности под грозные увещевания начальства. В такой ситуации жизнь привела к созданию информационно-аналитической системы.

случай из жизни

Всего через неделю после прихода на работу в большую многопрофильную компанию мне поручили сделать финансовый экспресс-анализ деятель­ности крупного автотранспортного подразделения за год. Вся управленческая отчетность, прежде всего балансы и отчеты по прибылям и убыткам за каждый месяц, по словам руководства, выверены, их делала симпатичная женщина и квалифицированный сотрудник по результатам учетных данных из солидной ERP-системы. При разговоре по телефону эта сотрудница сообщила, где лежат отчеты: в папке на одном из сетевых дисков, в папках по месяцам. Но в каждой папке для одного месяца по 30 различных файлов с суффиксами и префиксами в названиях — «нов», «исп», «стар», «коррек», «несмотр», «нов2» и т.д. А правильные отчеты в январе в таком-то файле, но с добавлениями из другого, а отчет за июль сейчас переделывается, ну и далее таким же образом. Файлы, по уверению сотрудницы, имели совершенно одинаковые структуры, поэтому объ­единить их за год будет легко.
Только на объединение данных пришлось потратить три дня без перерывов. Оказалось, что из месяца в месяц файлы все равно немного отличались по структуре и другим пара­метрам, а уж январь от декабря отличался кардинально. Несмотря ни на что, годовой отчет и анализ основных финансовых показателей в их годовой динамике были сделаны и доложены руководству в срок. А в компании таких подразделений около 30, с разными видами деятельности, и по каждому делаются аналогичные отчеты разными сотрудниками в Excel, поэтому стало понятно, что, если продолжать в том же духе, с работы можно просто не уходить.

Такая ситуация и послужила поводом уже со следующего за отчетным днем начать разрабатывать и внедрять информационно-аналитическую систему (о ней можно прочитать в «ЭЖ», 2014, № 31, с. 10—11).

Как снять «проклятие Excel» и развивать ИАС

Ну и наконец, главное — отношение и рассуждения сотрудников: «А зачем вообще нам всякие ERP и BI-системы, мы втроем, впятером… посидим пару-тройку дней до семи-десяти вечера и сделаем все в Excel, чтобы начальство было довольно». И ничего страшного, что делаем мы это ежемесячно, каждый раз немного по-разному, правда; а в большом объеме — всего лишь раз в год, зато все заняты работой. Вмес­то того чтобы развивать и совершенствовать систему запросами «снизу», от пользователей, давать задания «айтишникам» разработать адекватные и актуальные отчеты, формы представления информации, делается кустарная и фактически ручная работа! Именно это является весьма ощутимым препятствием на пути внедрения информационно-аналитических систем. Рутинную работу, которую должен делать компьютер, собственно для этого и предназначенный, делает человек, к тому же высоко­оплачиваемый.

В 1990-х, когда появились первые ПК и программы автоматизации бизнеса, прежде всего финансового учета, разработчики и продавцы программ на вопрос: «Что делает ваша программа?», отвечали коротко: «Все!»

Вот тогда Excel был совершенно необходим: учетные сис­темы, а именно такими они и были, содержали в своем составе отчеты, нужные скорее только самим разработчикам и по большей части неприемлемые для анализа; генерация отчетов была делом сложным и зачастую дорогостоящим. За дополнительные отчеты разработчик брал вознаграждение, делал их долго, и бывало, что после того как они были сделаны, для пользователей были уже неактуальны. А в Excel, пусть и кустарно, но было быстро, просто и дешево. Через десяток лет в «айтишные» и бизнес-сообщества пришло понимание, что учетные и аналитические системы — разные сущности и одна должна дополнять другую. И не надо «делать все», нужно либо хранить и классифицировать данные, либо анализировать их с использованием всей мощи наработанных за долгие годы алгоритмов из математической статистики, теории принятия решений, нечетких множеств и т.д. Но опять Excel выступил надстройкой и к аналитическим системам. Может быть, над BI нужна еще одна Super BI-система?!

Какой выход? Что делать? Не запрещать же использование Excel? Да нет, конечно. Все достоинства этой программы нужно в полной мере использовать «в мирных целях». Принципиальные отчеты следует делать в BI-системе, а в Excel, присоединившись к единственно правильным данным, строить графики, красивые формы, публиковать на сайтах и распечатывать руководству, причем обязательно на цветных принтерах. В заключение еще один пример.

случай из жизни

Когда мы начали внедрять упомянутую выше аналитическую систему, руководитель ИТ-департамента спросил, зачем нужна еще одна база, еще одна система, если внедрена и работает ERP-система одной из самых серьезных фирмы в мире? Ведь все данные в ней есть. Да, действительно, абсолютно все первичные данные в ней есть, и любые аналитические выводы и отчеты можно из нее делать. Но только этого никто не делал в системе, все сваливалось в Excel, и 30 сотрудников разными методами делали многогранную отчетность. Вот и решено сделать отчеты из данных ERP-системы, чтобы преодолеть «проклятие Excel» — был мой ответ.

*Слово «проклятие» в данном случае означает, что подмена учетно-аналитических систем некорректными алгоритмами обработки информации, применение нерегламентированных и зачастую неформализуемых методов работы в MS Excel ведет к ошибкам, искажению информации и росту трудоемкости. По аналогии с «сырьевым проклятием» (нефтяная игла).

Комментарий

Ростислав Шамринов,
финансовый директор ­холдинговой компании

При внедрении ERP- и BI-систем в бизнесе действительно возникает ряд трудностей и «подводных камней», описанных в статье. И конечно, весьма расточительно заменять многомиллионные инвестиции в информационные системы ручным трудом, пусть даже с применением Excel. Сама по себе эта программа-инструмент не дает готовых решений, но предлагает использовать огромное количество мощных средств обработки данных. И для некоторых задач в бизнесе такая программа незаменима, например при моделировании сценариев развития бизнеса и расчетах инвес­тиционных проектов. Описать будущие денежные потоки, рассчитать основные параметры проекта (NPV, IRR и т.п.) в ней и просто, и удобно. Но самое главное, меняя исходные данные, которых могут быть десятки, можно сразу получить ответ на вопрос, что будет, если… Что случится с проектом, если, например, возрастет цена на энергоносители или упадет курс руб­ля? Какие риски возникнут и какими будут их последствия, если вдруг на рынок неожиданно выйдут компании, диверсифицирующие свой бизнес? Все это легко оценить в Excel.

Конечно, есть специальные программы для инвестиционного проектирования, однако их использование значительно сложнее, дороже и не всегда более наглядно, особенно что касается зависимостей процессов и параметров.

Другая область, где без Excel трудно обойтись, — это разработка макетов отчетов, которые затем можно запрограммировать в информационных системах. Разработать хороший отчет на длительный период его использования непросто, и чтобы подготовить несколько альтернативных вариантов, очень пригодится Excel. Если создать отчет вначале вручную, в дальнейшем его можно представить как техническое задание на разработку сложного отчета.

Описанные в статье проблемы возникают в основном по причине человеческого фактора, квалификации, применения неадекватных методов обработки информации. В то же время выбор и использование любых программных продуктов и методов обработки информации зависят от имеющихся финансовых и человеческих ресурсов. При этом важно учитывать стратегию и концепцию, заложенные в приобретаемую систему, чтобы наиболее полно использовать ее функционал. Поэтому необходимо уметь, а следовательно, учиться пользоваться, приобретать навыки работы, в том числе в Excel. Большинство сотрудников не являются «уверенными пользователями», хотя таковыми себя считают.

Как показывает опыт, легче научить сотрудника работать с 1С, SAP, «Аксапте» и прочих ERP-системах. Они не требуют особой аккуратности и фантазии, все действия, как правило, строго определены и регламентированы. Научить же грамотно работать в Excel очень трудно. Ведь здесь приходится работать с «чистым листом», что заложишь, то и получишь. Обучение и, возможно, аттестация уровня владения этой програмой позволят в том числе ускорить процесс принятия эффективных решений.