1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 706

Обязательный досудебный порядок обжалования решений добрался и до госрегистрации компаний

С 22 августа решение об отказе в госрегистрации компаний или индивидуальных предпринимателей сперва придется обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а уже затем в ФНС России и (или) в суд. Досудебный порядок не распространяется на решения о госрегистрации, вынесенные налоговыми органами, — с ними, как и прежде, можно будет спорить по выбору заинтересованного лица либо сразу в суде, либо в соответствующем налоговом органе. Порядок, основания и сроки рассмотрения жалоб на «регистрационные» решения будет закреплен в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей в скором времени необходимо будет обжаловать сначала в административном порядке — в вышестоящий налоговый орган и лишь затем — в суд. Такие поправки внесены в Закон о госрегистрации Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“» (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 09).

Отметим, что первоначальный текст законопроекта № 521444-6, внесенный в Госдуму, был несколько сыроват. В связи с чем не вызывает удивления тот факт, что итоговый текст закона претерпел существенные изменения, в основном в части установления сроков и порядка обжалования.

Так, например, в законопроекте была предусмотрена подача жалобы в орган, чье решение оспаривается, а он уже в свою очередь обязан был передать жалобу и материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня ее поступления. В итоге законодатели пришли к выводу, что представлять жалобы заявители вправе и в орган, который уполномочен такие жалобы рассматривать. В этом случае трехдневный срок для представления регистрирующим органом необходимых документов отсчитывается со дня, когда такой орган получил соответствующий запрос из вышестоящего органа, получившего жалобу (п. 1 ст. 25.3 Закона о госрегистрации в ред. от 22.08.2014).

Поданную жалобу заявитель вправе отозвать в любой момент до вынесения решения по ней путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу (п. 4 ст.25.2 Закона о госрегистрации в ред. от 22.08.2014). Причем в законопроекте отзыв жалобы рассматривался как обстоятельство, лишающее заявителя права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям. В окончательном тексте закона такой оговорки нет, а это означает, что при условии соблюдения установленных сроков на обжалование такую жалобу можно подать в уполномоченный на ее рассмотрение орган (например, если решение об отказе в госрегистрации было ошибочно подано в суд, заявитель вправе обратиться с аналогичной жалобой в вышестоящий регистрирующий орган в установленном порядке).

Срок для оспаривания решения регистрирующего органа равен трем месяцам, различны только способы его исчисления. По общему правилу трехмесячный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 25.3 Закона о госрегистрации в ред. от 22.08.2014). Но есть нюансы. Например, в случае подачи жалобы на решение об отказе в госрегистрации: если жалобу подает лицо, выступавшее заявителем при госрегистрации, жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в госрегистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (этого уточнения в законопроекте не было).

Видоизменились в законе и сроки рассмотрения жалобы, направления уведомления о решении по итогам рассмотрения жалобы заявителю. В первом случае скорректирован период, на который может быть дополнительно продлен срок принятия решения по жалобе в связи с необходимостью получения от нижестоящих регистрирующих органов до­кумен­тов (информации), необходимых для рассмот­рения жалобы, или представления лицом, подав­­шим жалобу, дополнительных до­кумен­тов. Если в законопроекте продление было предусмот­­рено не более чем на 15 рабочих дней, то в законе этот срок сокращен до максимум десяти рабочих дней. Во втором случае также сократился срок, в течение которого ­УФНС или ФНС России должны вручить или направить заявителю, а также в налоговую инспекцию решение по итогам рассмотрения жалобы. В законопроекте на это отводилось максимум три дня со дня принятия соответствующего решения, закон же требует направить такое решение не позднее следующего дня со дня его принятия (п. 4 ст. 25.6 Закона о госрегистрации в ред. от 22.08.2014).

Пересмотрены в законе и основания для оставления жалобы без рассмотрения: в законопроекте к ним относилось несоблюдение порядка обжалования, а в законе — наличие вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания (подп. «д» п. 1 ст. 25.5 Закона о госрегистрации в ред. от 22.08.2014).