Частные инвесторы получат право проявлять инициативу в выборе объектов концессии

| статьи | печать

Правила заключения и исполнения концессионных соглашений скорректированы Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № ­265-ФЗ), который вступит в силу 1 февраля 2015 г. за исключением некоторых положений. Поправки нацелены на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Возможность потенциального концессионера выступить с инициативой о заключении концессионного соглашения, перечни имущества, в отношении которого концеденты планируют заключать такие соглашения, концессия в отношении нескольких объектов или объектов, находящихся в собственности нескольких публично-правовых образований, — эти и другие изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессии) вносятся Законом № 265-ФЗ. Основная часть вступает в силу 1 февраля 2015 г., а некоторые положения — 1 мая следующего года.

Концессионеры смогут выбрать понравившийся объект

С 1 мая вводится обязанность органов власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключать концессионные соглашения. Такие перечни должны будут публиковаться в Интернете на сайте для размещения информации о проведении торгов (сейчас это torgi.gov.ru), а также на сайтах концедентов.

Перечни потенциальных объектов концессии будут носить информационный характер, и если интересного для концессионера объекта в этом перечне не окажется, то он вправе самостоятельно обратиться к концеденту с предложением заключить соответствующее соглашение.

Правда, для заключения концессионного соглашения в указанном порядке будет много нюансов (ч. 4.1—4.12 ст. 37 Закона о концессии в ред. Закона № ­265-ФЗ). Помимо того, что проект концессионного соглашения и потенциальный объект концессии должны отвечать определенным требованиям, требования есть и к будущему концессионеру. В отношении него не должно быть вынесено решение о ликвидации или о прекращении деятельности (для индивидуального предпринимателя), или определение суда о возбуждении дела о банкротстве, должны отсутствовать долги перед бюджетом за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов. Также у инициатора заключения соглашения должны быть или средства, или возможность их получения в размере не менее 5% от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Предложение о заключении концессионного соглашения на предложенных или иных условиях размещается соответствующим органом власти в Интернете. Если поступят заявки на заключение такого соглашения от иных лиц, отвечающих установленным требованиям, то концессионер будет определяться на конкурсной основе. ­Если заявок нет, соглашение заключат с лицом, выступившим с инициативой.

Также с февраля 2015 г. в законе появится четкое указание на возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов, за исключением случаев, если такими объектами являются объекты теплоснабжения, цент­рализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, их отдельные объекты и при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг будет осуществляться по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам). При этом заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 3, 5 ст. 4 Закона о концессии).

С мая следующего года концессионеры получат право преимущественной покупки объекта концессионного соглашения в случае включения такого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального, регионального или муниципального имущества. Для этого необходимо, чтобы:

  • имущество было включено в план приватизации на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения;
  • концессионер добросовестно исполнял условия концессионного соглашения.

Продлить срок соглашения можно будет еще на пять лет

Перечень существенных условий концессионных соглашений пополнится двумя новыми пунк­тами. Во-первых, обязательствами концедента и (или) концессио­нера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельнос­ти, предусмотренной соглашением, во-вторых, об объ­еме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения (п. 6.4, 6.5 ч. 1 ст. 10 Закона о концессии в ред. Закона № 265-ФЗ).

Изменятся и требования к определению срока концессионного соглашения. Действую­щая редакция ст. 6 Закона о концессии гласит, что срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом обязательств концессионера и (или) концедента, в том числе срока создания или реконструкции объекта, объема инвестиций и их окупаемости. Поправками прямо предусматривается возможность продления срока соглашения, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон и на основании решения Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ либо администрации муниципалитета в отношении объектов федерального, регионального или муниципального уровней соответственно. При этом в последнем случае продление срока понадобится также согласовать с антимонопольным органом. Правительство РФ должно будет определить основания, по которым можно продлевать концессионные соглашения, а также порядок согласования продления с антимонопольным органом (ст. 6 Закона о концессии в ред. Закона № 265-ФЗ).

Законом № 265-ФЗ также вводится новая обязанность для концедентов в случаях, когда части создаваемого или реконструируемого по концессионному соглашению объекта находятся или будут находиться на территории разных публично-правовых образований (ч. 1.3 ст. 5 Закона о концессии в ред. Закона № 265-ФЗ). До объявления конкурса такие публично-правовые образования должны будут заключить между собой соглашение о проведении совместного конкурса, которое включает:

  • информацию о лице, являющемся организатором совместного конкурса, а также о сторонах соглашения о проведении совместного конкурса;
  • права, обязанности и ответственность сторон соглашения о проведении совместного конкурса, в том числе перечень полномочий, переданных организатору сторонами этого соглашения;
  • информацию о предмете и об объекте концессионного соглашения, в отношении которых проводится совместный конкурс;
  • порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной до­кумен­тации о заключении концессионного соглашения, примерный срок проведения совместного конкурса;
  • порядок рассмотрения споров;
  • срок действия концессионного соглашения;
  • порядок размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения о проведении совместного конкурса.

Законом № 265-ФЗ также определены основания и алгоритм изменения существенных условий концессионного соглашения (ч. 3.4—3.9 ст. 13 Закона о концессии в ред. Закона № 265-ФЗ). Так, отказать концессионеру в рассмотрении этого вопроса концедент не вправе, если реализация соглашения стала невозможной в установленные сроки в результате возникновения обстоя­тельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, а также если вступившими в законную силу решениями суда или ФАС России установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом обязательств вследствие решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

Если концессионер в течение 30 дней не получил ответа на свой запрос об изменении условий соглашения, он вправе приостановить исполнение обязательств по нему. Существенный момент — основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений будет определять Правительство РФ. То есть, по сути, регулироваться данный вопрос будет подзаконными актами.