Доверие к страховым компаниям и другим финансовым организациям снизилось

| статьи | печать

Уровень доверия россиян к финансовым организациям снизился на фоне банковского кризиса и санкций США и Европы против ряда организаций, говорится в последнем обзоре Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Доля доверяющих банкам граждан снизилась с 78% в 2013 г. до 65%, приблизившись к уровню 2012 г. (64%). При этом женщины доверяют банкам чуть чаще мужчин, а самый низкий уровень доверия к банкам оказался у пожилых людей старше 60 лет.

Снизился и без того невысокий уровень доверия к страховым компаниям: с 41% в прош­лом году до 38% в текущем. Страховщикам также реже всех доверяют люди пенсионного возраста, а наибольшее доверие продемонстрировали самые молодые респонденты — от 18 до 24 лет.

Только 20% респондентов подтвердили доверие к инвестиционным компаниям. Этот показатель почти не менялся с 2012 г., как и показатель доверия к НПФ (19%).

Меньше всего — 11% — россияне доверяют микрофинансовым организациям. В 2012—2013 гг. таким организациям доверяли 13—14% сограждан.

«Страховые компании, с одной стороны, уже обрели статус „солидных“ организаций, в первую очередь, благодаря повышению доли населения, охваченных обязательными страховыми услугами — ­ОСАГО, ОМС и пр. С другой стороны, отсутствие широко известного простым россиянам регулятора на страховом рынке и единых стандартов работы, которые были бы доступны и понятны потребителям, и соблюдения которых они могли бы требовать, формируют страховым компаниям имидж „серых лошадок“. Это сказывается на уровне доверия, особенно в текущих условиях», — так прокомментировала результаты исследования руководитель департамента исследований банковского сектора ­НАФИ Ирина Лобанова.

«Падение уровня доверия к банкам вполне ожидаемо и объясняется в первую очередь событиями последних месяцев — отзывы лицензий, прекращение из-за санкций операций по картам банков, — добавила И. Лобанова. — Это вызывает у россиян ощущение ненадежности как финансовой системы в целом, так и отдельных ее участников. Однако конечным потребителям свойственно со временем привыкать к сложившейся ситуации — если в ближайшие месяцы на рынке не произойдет значительных потрясений, уровень доверия может восстановиться. Гораздо больший интерес с точки зрения анализа потребительского поведения представляет собой низкий показатель доверия к инвестиционным компаниям, МФО и НПФ, который либо не меняется, либо демонстрирует тенденцию к снижению. Это можно объяснить в первую очередь незнанием и непониманием сути деятельности этих ­компаний».