1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2305

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ (с комментарием)

С 1 января 2016 г. вступят в силу новые нормы законодательства, которые затронут существующий в России уже много лет рынок услуг по предоставлению персонала в аренду. Эти изменения коснутся и компаний, использующих аутстаффинг, то есть вывод сотрудников за штат и оформление их в штат компании-подрядчика, при том, что фактически они продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности.

Рынок услуг по предоставлению труда персонала, равно как и использование компаниями аутстаффинга, сейчас регулируется нормами гражданского права о договоре возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). При этом налоговики схемы с использованием аутстаффинга недолюбливают, ведь с его помощью компании пытаются уйти от уплаты налогов. А значит налоговые риски высоки.

Однако с 1 января 2016 г. заемный труд в России будет запрещен. Так решили законодатели, приняв Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Данным Законом вносятся изменения в Трудовой и Налоговый кодексы РФ, а также в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости).

При этом законодатели все-таки решили оставить компаниям возможность воспользоваться услугами по «аренде» персонала, но только временно и при сотрудничестве с прошедшими специальную аккредитацию компаниями, имеющими право заниматься деятельностью по предоставлению труда работников (персонала). Этим видом деятельности с 1 января 2016 г. смогут заниматься только компании с уставным капиталом 1 млн руб. Таким образом, вводится более жесткое, чем в настоящее время, регулирование деятельности в данной сфере.

Главные поправки для игроков рынка по предоставлению персонала внесены в Закон о занятости. В нем появилась новая статья 18.1, в которой дано определение данного вида деятельности — направление работодателем временно своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников, для выполнения ими определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

Взаимоотношения между сторонами будут регулироваться договором о предоставлении труда работников (персонала), по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику, а заказчик обязуется оплатить эти услуги и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем. Правда, как заказчик сможет ознакомиться с трудовыми договорами и предусмотренными ими трудовыми функциями, непонятно.

Заниматься деятельностью по предоставлению персонала смогут только юридические лица. Это прямо предусмотрено п. 3 ст. 18.1Закона о занятости в новой редакции. Индивидуальные предприниматели в число избранных не войдут. Но и не все юридические лица получат такую возможность. Заниматься предоставлением персонала в России смогут две категории организаций:

  • частные агентства занятости, то есть юридические лица, зарегистрированые на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. Аккредитацию будет проводить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. При этом порядок ее проведения будет определять Правительство РФ с учетом мнения Российской тресторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, установленных федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне, или стороной акционерного соглашения с направляющей стороной, или акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого общества.

Чтобы получить аккредитацию, юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям:

  • размер уставного капитала соискателя равен или превышает 1 млн руб.;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты РФ;
  • наличие у руководителя компании-соискателя высшего образования, стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года и отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики.

Заниматься деятельностью по предоставлению труда работников (персонала) также не смогут юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы. Почему? Ведь если говорить о гарантиях работников, то «спецрежимщики» платят с фонда оплаты труда своих работников такие же налоги, как и компании, работающие на общей системе налогообложения. Никаких исключений для них нет. На наш взгляд, в сочетании с требованием к размеру уставного капитала компаний это ограничение излишне. Будем надеяться, что его исключат из Закона о занятости, как ограничивающее предпринимательскую деятельность. У законодателя на это еще есть время.

Новой статьей Закона о занятости (ст. 18.1) установлен перечень случаев, когда направление персонала для работы у принимающей стороны не допускается. Она запрещает направление работников в целях:

1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;

2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;

3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.

Наряду с вышеперечисленными случаями частные агентства занятости не смогут направлять работников в целях:

1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном ­Правительством РФ;

2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;

3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду ­работ;

4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река — море) плавания.

Законодатель оставил указанный перечень отрытым, предусмотрев для себя возможность установления дополнительных ограничений на направление работников в федеральных ­законах.

Комментируемым законом внесен и ряд поправок в НК РФ, которые носят технический характер и связаны с приведением формулировок НК РФ в соответствие с изменениями ТК РФ и Закона о занятости.

Начнем с первой части Налогового кодекса. Законодатели откорректировали положения ст. 105.5 НК РФ, которая устанавливает порядок определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функционального анализа. Изменения затронули п. 6 этой статьи Кодекса. Дополнен перечень основных функций сторон сделки, которые учитываются при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки. В него включили такую функцию, как предоставление труда работников (персонала).

Есть изменения и для НДС. В новой редакции изложен абз. 6 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. По общему правилу местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность в нашей стране. При этом в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень видов деятельности, местом осуществления которых считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или ИП, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. В абзаце 6 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ сейчас назван такой вид деятельности, как предоставление персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя. С 2016 г. формулировка этого вида деятельности меняется, и будет звучать как «предоставление труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг».

В связи с введением новой терминологии изменены подп. 19 п. 1 ст. 264 и п. 7 ст. 306 НК РФ. И еще одна поправка касается упрощенной системы налогообложения. В связи с тем, что с 2016 г. не смогут применять «упрощенку» частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала), п. 3 ст. 346.12 НК РФ дополнен соответствующим подп. 21.