Электронную подпись для переписки с госорганами предлагают обезличить

| статьи | печать

Депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий поправки в требования к электронным подписям. Предполагается, что с 1 января 2015 г. отпадет необходимость в идентификации лица, подписавшего электронный документ усиленной квалифицированной электронной подписью. Однако это нововведение коснется лишь документов, которые подписываются при оказании услуг органами власти, а также в некоторых других случаях, специально установленных законом. Порядок заполнения сертификата ключа подписи утвердит Минкомсвязь, а сам сертификат пополнится новыми реквизитами.

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 502497-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“». В пояснительной записке к документу сказано, что он направлен на повышение эффективности электронного документооборота при информационном взаимодействии в основном налогоплательщиков с налоговыми органами.

Напомним, что с 1 июля 2013 г. применяются три вида элект­ронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об элект­ронной подписи», далее — Закон № 63-ФЗ). Одним из признаков последнего вида подписи является возможность идентифицировать лицо, подписавшее элект­ронный документ (ч. 4, п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона № ­63-ФЗ). Разработчики законопроекта предлагают с 1 января 2015 г. исключить данный признак при использовании усиленной квалифицированной подписи (УКП) при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных законами и правовыми актами. Таким образом, при подписании электронных документов УКП, например при представлении налоговой декларации, идентификация лица по элект­ронной подписи не потребуется (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Порядок заполнения квалифицированного сертификата государственных и муниципальных органов должна будет утвердить Минкомсвязь России (п. 4 ч. 4 ст. 8 Закона № 63-ФЗ в ред. законопроекта, п. 1 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418). Сейчас правила использования УКП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 852. По ­действующему законо­дательству квалифицированный сертификат ключа проверки УКП должен содержать в том числе ­СНИЛС владельца — для физических лиц или ИНН — для юридических лиц (п. 4 ч. 4 ст. 17 Закона № 63-ФЗ). Законопроектом предлагается дополнить этот перечень: ИНН — для граждан и КПП — для организаций. Причем эти требования будут обязательными во всех случаях, а не только для документооборота при оказании и осуществлении государственных и муниципальных услуг и функций.