ВЦИОМ: к росту цен на ОСАГО в два раза не готов никто

| статьи | печать

Почти треть российских автовладельцев считают оптимальным подорожание ОСАГО на 25%, если при этом будет упрощена процедура получения выплат, увеличатся страховые суммы и будет отменен учет износа. Таковы данные недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в 42 областях и республиках России. В эту долю (30%) включены также те, кто считает оптимальным повышение стоимости полиса автострахования на 50% (таковых среди респондентов нашлось 3%) и на 75% (2%). К повышению стоимости ОСАГО на 100% не готов среди автолюбителей никто.

Вопрос, на который отвечали респонденты, был сформулирован следующим образом: «При условии предпочтительного для вас реформирования продукта ­ОСАГО какое увеличение стоимости полиса ­ОСАГО вы считаете оптимальным?».

Нынешним состоянием дел в ОСАГО удовлетворены только 52% опрошенных автомобилис­тов по сравнению с 71% в октяб­ре 2013 г. Таким образом, за полгода на четверть снизилась доля довольных «автогражданкой» пользователей, и значительно выросло число тех, кто оценивает устройство ­ОСАГО негативно — с 22% в октябре 2013 г. до 36% в мае 2014 г. 12% респондентов затруднились с ответом.

При ответе на вопрос «Скажите, какое увеличение стоимос­ти полиса будет для вас максимально допустимым?» ответы распределились следующим образом: больше половины (56%) сочли максимально допустимым повышение на 25%, повышение на 50% переживут 14% респондентов, повышение на 75% — 9%. И снова никто не считает для себя допустимым повышение стоимости ­ОСАГО на 100%.

Информированность о грозящей ­ОСАГО реформе за полгода повысилась — теперь о грядущих изменениях знают 72% водителей против 56% в октяб­ре 2013 г. Соответственно, снизилась доля тех, кто о повышении стоимости ­ОСАГО ничего не слышал: с 44 до 28% за тот же период.

Что нужно улучшить в обязательной «автогражданке» в первую очередь? 95% опрошенных автовладельцев полагают, что процедуру получения выплат. 69% ответили, что следует разрешить регистрацию полиса автострахования через Интернет, 65% сказали, что нужно оформлять полис на водителя без привязки к автомобилю. 60% предложили отменить учет износа и такая же доля респондентов выступила за увеличение лимитов выплат. Наконец, 35% водителей предложили сделать ­ОСАГО добровольным.

Президент РФ Владимир Путин поручил внести поправки в закон об ОСАГО до 1 июня, однако депутаты не успевают исполнить это поручение к сроку. В настоящее время в графике Госдумы рассмотрение законопроекта о внесении поправок в закон об ОСАГО намечено на 17 июня. Предположительно? текст законопроекта ко второму чтению будет подготовлен только к 9 июня.

Причина задержки — нерешенные споры между Банком России, правительством и депутатами, главным из которых является спор о размере повышения тарифов. Страховщики давно жаловались на рост убыточности ­ОСАГО, однако их жалобы мало кто принимал всерьез до начала прошлого, 2013 г., когда крупнейшие страховые компании заявили о сворачивании продаж по ОСАГО в убыточных регионах. Уже через полгода из убыточных регионов резко увеличился поток жалоб в надзорные органы на невозможность купить полис ­ОСАГО в связи с тем, что страховщики ссылались на отсутствие бланков полисов ­ОСАГО или навязывали при оформлении ­ОСАГО «допы» — дополнительные договоры добровольных видов страхования.

Предположительно, увеличение стоимости полисов ­ОСАГО после принятия Госдумой поправок возрастет на 25—70%. Разброс достаточно велик, так что неясность сохраняется. Наряду с повышением тарифов ожидается увеличение лимита выплат в случае оформления мелкого ДТП без привлечения инспектора ­ГИБДД (европротокол) в два раза (с 25 000 до 50 000 руб.) по всей стране, а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в качестве эксперимента сразу до 400 000 руб., то есть до того уровня, до которого будет повышен общий максимальный лимит по ОСАГО с нынешних 160 000 руб. Также ожидается ряд других важных поправок.