Вновь разгорается давний спор главных финансовых ведомств

| статьи | печать

Предложение Минэкономразвития о смягчении бюджетного правила воспламенило давний спор двух финансовых ведомств про то, как распоряжаться сверхплановыми, так сказать, нефтедолларами — откладывать их или сразу тратить. Не спорят члены правительства про то, отчего это в стране постоянно увеличваются статьи расходов, но никак не растут источники доходов.

Бюджетное правило подразумевает, что расходы бюджета формируются исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы же бюджета сверх расчетной цены направляются в Резервный фонд.

Изменить это правило, которое успешно действовало в России до кризиса 2008 г. и восстановить в правах которое настоятельно рекомендовали все приличные экономисты (что и было сделано), теперь пытается Минэкономразвития. Его поддержал, в частности, зампред правительства Игорь Шувалов. Как пишет газета «Ведомости», он аргументирует необходимость перемен тем, что «бюджет должен учитывать новые расходы, которые необходимы для развития Крыма... После появления нового регио­на население России выросло, и этот фактор должен быть учтен».

Минфин парирует: новые расходы можно финансировать «за счет оптимизации других гос­программ, а на 2015 г. еще имеется резерв в 80 млрд руб. нераспределенных расходов» (цитата по «Ведомостям»).

Впрочем, аргументы сторон хорошо известны со времен окончания последнего кризиса. Настораживает то, что с тех пор не родилось не только новых доказательств — не явились новые источники доходов, практически не увеличился известный и недлинный перечень компаний-налогоплательщиков. Разговоры о диверсификации экономики — те же, призывы улучшать бизнес-климат — прежние, заклинания о нужности развивать малый и средний бизнес — старинные, мы их слышим последние десятилетия.