1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1355

Имущественные налоги — 2014: перемены неизбежны

В начале ноября Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этим законом предусмотрено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться как кадастровая стоимость. Немного раньше, в июле 2013 г. были внесены поправки в ст. 362 Налогового кодекса, предусматривающие увеличение транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб. Названные изменения будут применяться с 1 января 2014 г. Подробности в нашей статье.

Налог на имущество организаций

Федеральным законом 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 307-ФЗ) предусмотрено, что налоговой базой по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, по которым определена кадастровая стоимость, признается их кадастровая стоимость.

У различных субъектов РФ есть своя специфика, кроме того, они находятся в разной степени готовности к применению налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Поэтому Законом № 307-ФЗ установлена норма, предусматривающая применение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости на территории субъектов РФ, в которых утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Обязательным условием также является принятие субъектом Федерации закона о налоге на имущество организаций, предусматривающего особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, по которым определена их кадастровая стоимость.

Данная норма является правом субъекта Российской Федерации (статьи 1 и 2 Закона 307-ФЗ) и не обязательна к введению в действие в 2014 г., поскольку необходимость установления порядка налогообложения по отдельным объектам недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости определяется субъектом РФ исходя из экономической и бюджетной целесообразности с учетом полноты сведениями государственного кадастра недвижимости в конкретном регионе, применяемых при налогообложении указанных объектов недвижимого имущества.

В этой связи в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ введена новая ст. 378.2 «Особенности определения налоговой базы по кадастровой стоимости имущества». Она будет применяться не ко всем объекта недвижимого имущества, а только в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на первое число налогового периода. К указанному имуществу отнесены объекты коммерческой недвижимости (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Иными словами, если в субъекте РФ, например, в городе Москве, будет принят соответствующий закон и установлена налоговая база исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2014 г., организации, являющиеся собственниками объектов указанной коммерческой недвижимости, обязаны будут рассчитывать налог исходя из их кадастровой стоимости.

Авансовые платежи по названным объектам недвижимости будут исчисляться как суммы налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости и установленной ставки налога.

Сведения о кадастровой стоимости объектов коммерческой недвижимости должны предоставляться налогоплательщикам в целях налогообложения органами Росреестра бесплатно.

В отношении иных объектов недвижимого имущества и движимого имущества, учтенного на балансе до 1 января 2013 г. в составе основных средств, порядок исчисления налоговой базы, установленной главой 30 НК РФ, сохраняется.

Напомним, что с 1 января 2013 г. оценка объектов недвижимости исходя из инвентаризационной стоимости не производится и в государственном кадастре недвижимости учитывается только кадастровая стоимость объектов. Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ, федеральным законом установлено, что с 1 января 2014 г. налоговая база при исчислении налога на имущество организаций будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости. В случае, когда в отношении этого имущества иностранной организации кадастровая стоимость не определена (то есть отсутствует в кадастре объектов недвижимого имущества), в отношении этих объектов недвижимого имущества налоговая база принимается на первое число данного налогового периода равной нулю.

В целях контроля за фактическим использованием имущества Федеральным законом также установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ представляет в налоговые органы перечень объектов недвижимого имущества (далее — Перечень), вид фактического использования которых соответствует предусматриваемым в законопроекте критериям, а также размещает указанный Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Федерации. Налоговая база как кадастровая стоимость будет определяться только в отношении объектов недвижимого имущества, которые указаны в Перечне.

Такими объектами недвижимого имущества признаются здания (помещения), которые не менее 20% общей площади здания (помещения) фактически используется для размещения торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживая, а также для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Кроме того, порядок определения вида фактического использования здания (помещения) в указанных целях устанавливается Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия этого порядка, соответствующий субъект самостоятельно устанавливает такой порядок своим нормативным правовым актом.

Налогоплательщиками будут признаваться собственники указанных зданий и помещений, то есть российские и иностранные организации в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации), а также исходя из фактического использования объектов недвижимости для размещения торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживая

В отношении иного учтенного на балансе организации имущества (движимого и недвижимого) налоговая база в этих субъектах РФ будет определяться в ранее установленном порядке, то есть исходя из остаточной стоимости основных средств.

Налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в Перечне, будут устанавливаться законами субъектов РФ и не могут превышать для города федерального значения Москвы в 2014 г. — 1,5%, в 2015 г. — 1,7%, в 2016 и последующие годы — 2%. Для иных субъектов РФ установлены следующие размеры ставок: в 2014 г. — 1%, в 2015 г. — 1,5% и в последующие годы — 2%.

Данный порядок налогообложения объектов недвижимого имущества вводится с 1 января 2014 г.

В субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, а также не принят региональный закон, предусматривающий определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, будет применяться действующий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций по данным бухгалтерского учета исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества.

В связи с принятием указанного федерального закона в формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденные приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, будут внесены изменения.

Обратите внимание, что новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций будет применяться уже начиная с представления налоговой декларации за 2013 г.

Обратите внимание!
Новая форма декларации по налогу на имущество организаций в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России. В ней учтены изменения, произошедшие в налогообложении имущества в 2013 г. и новации 2014 г. Так, Раздел 3 будет дополнен кадастровой стоимостью, а в Разделе 2 будет введена дополнительная строчка, по которой будет указываться остаточная стоимость всего имущества (в том числе движимое имущество, принятое на баланс с 2013 г.), учтенного на балансе организации, за исключением отдельного имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Это необходимо для учета выпадающих доходов субъектов РФ и предоставления им из федерального бюджета субсидий в связи с тем, что движимое имущество не облагается налогом с 1 января 2013 г.

Таким образом, с 2014 г. наряду с общим режимом налогообложения имущества организаций (постоянных представительств иностранных организаций) в отдельных субъектах РФ, в которых утверждены результаты кадастровой стоимости и приняты соответствующие законы, будет действовать также режим налогообложения отдельных видов коммерческой недвижимости исходя из налоговой базы, которая определяется по кадастровой стоимости.

Объекты недвижимости, не используемые в деятельности постоянных представительств иностранных организаций, находящиеся на всей территории России в 2013 г. подлежат налогооб­ложению исходя из инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г., а с 1 января 2014 г. будут облагаться по кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой стоимости указанные объекты недвижимости не подлежат налогообложению.

Транспортный налог

С 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается увеличение транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб.

Сумма транспортного налога будет исчисляться с учетом повышающих коэффициентов в размерах от 1,1 до 3.

Так, в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб. включительно в зависимости от количества лет, прошедших с года их выпуска, к исчисленной сумме транспортного налога будут применяться коэффициенты от 1.1 до 1.5.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет применяться коэффициент 2, в связи с чем сумма транспортного налога будет увеличена вдвое.

Относительно легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3, то есть для этих автомобилей транспортный налог увеличится втрое.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (Минпромторгом России). Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен размещаться ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в Интернете.