Бюджет внесен на рассмотрение Госдумы

| статьи | печать

В понедельник, 30 сентября, правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 гг. Ряд экспертов полагают, что на этот раз главный финансовый документ страны фактически не нацелен на развитие, напротив — сохраняет начавшуюся стагнацию.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Планируется, что доходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,569 трлн руб., или 18,5% ВВП, в 2015 году — 14,545 трлн руб., или 18,3% ВВП, в 2016 г. — 15,906 трлн руб., или 18,3% ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,960 трлн руб., или 19% ВВП, в 2015 году — 15,361 трлн руб., или 19,3% ВВП, в 2016 г. — 16,391 трлн руб., или 18,9% ВВП. Дефицит бюджета в 2014 г. планируется на уровне 391,4 млрд руб., или 0,5% ВВП, в 2015 году — 817 млрд руб., или 1% ВВП, в 2016 г. — 485,8 млрд руб., или 0,6% ВВП.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает проект бюджета РФ на 2014—2016 гг. «самым противоречивым за многие годы» документом. По его словам, писался этот проект не с настроем на будущее и сохраняет начатую стагнацию. «Я уже называл этот проект (бюджета) самым противоречивым за многие годы. Растут две статьи — статья «обороны» и статья «госдолга», а падают образование и здравоохранение <…> Поэтому говорить, что этот бюджет настроен на будущее не приходится, — говорит А. Куд­рин. — Мы проедаем и теряем будущее… Это сохраняет начатую стагнацию и при любом неблагоприятном толчке извне у нас может начаться кризис».

Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ сделали такой вывод после анализа документа: ухудшение макропрогноза улучшает прогноз доходов федерального бюджета. Такой результат обусловлен ростом нефтегазовых доходов вследствие роста ставок по НДПИ на нефть (из-за июльских изменений Налогового кодекса), который перевешивает все негативные факторы, в том числе и снижение ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 и 2015 гг. также оказались больше, чем в июльском варианте ОНБП. Поэтому решение правительства «секвестировать» бюджет не связано ни с ухудшением прогнозных макропоказателей, ни с сокращением доходов и расходов бюджета.

Аналитики из Центра развития отмечают, что сокращаются расходы на управление, на денежное довольствие военно­служащих, прокуроров и судей, субсидии бюджетным и автономным учреждениям (5% секвестр) и на период после 2016 г. передвигается часть расходов на оборону. В результате в 2014 г. возникали «свободные» ресурсы в размере 240 млрд руб­лей. Куда же они пошли? Увеличились расходы на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, денежное содержание прокурорских работников (которое было сокращено), созданы резервы для решения задач, поставленных в указах президента от 7 мая прошлого года и реагирования на ситуацию в экономике в 2014 г. Но собственные доходы консолидированных бюджетов регионов существенно снижены по сравнению с июлем (что неудивительно при снижении прогноза по прибыли и заработной плате). Снижаются и расходы региональных бюджетов. В 2014 г. это снижение составляет более 300 млрд руб., федеральный бюджет компенсирует потери регионов в доходах в крайне незначительной степени. Как регионы будут исполнять указы президента — остается загадкой, заключают эксперты.

Основные макроэкономические показатели в соответствии с прогнозами Минэкономразвития от апреля и сентября 2013 г., млрд руб.

Показатель

апр. 13 2013

сен. 13

апр. 13 2014

сен. 13

апр. 13 2015

сен. 13

апр. 13 2016

сен. 13

ВВП

67519

67588

73921

73315

81940

79660

91205

86837

темп роста, в % к пред. году

102,4

101,8

103,7

103

104,1

103,1

104,2

103,3

Инвестиции в основной капитал

13912

13661

15688

14933

17872

16577

20489

18475

темп роста, в % к пред. году

104,6

102,5

106,6

103,9

107,2

105,6

107,6

106

Прибыль рентабельных организаций

12805

11225

14000

12735

15320

13510

17705

15135

Оборот розничной торговли

23613

23687

25950

25818

28541

27972

31391

30383

Фонд заработной платы, всего

16559

16470

18283

18017

20268

19464

22491

21122

Источник: Минфин России