ЦБ использует инструменты ФСФР для закручивания гаек

| статьи | печать

С 1 сентября полномочия и сотрудники Федеральной службы по финансовым рынкам практически полностью перешли в Банк России. Вместе с персоналом новый мегарегулятор унаследовал и план работы по совершенствованию надзора над страховыми компаниями, разработанный под руководством бывшего главы ФСФР Дмитрия Панкина (ныне замес­титель министра финансов).

Согласно плану, к концу сле­дующего года ЦБ выделит системообразующие страховые компании, для которых будет разработана особая система отчетности.

Ранее, в конце 2011 г., ФСФР уже выделила топ-20 важных страховых компаний, за которыми велся более тщательный надзор, чем за мелкими игроками рынка. Страховщиков отобрали по объему присутствия на социально значимых сегментах рынка страхования (ОСАГО), объему начисленной премии и развитости сети. Однако эта двадцатка — не окончательная. В будущем, как сообщают бывшие сотрудники ФСФР, состав компаний, контроль над которыми со стороны регулятора будет усилен, может частично измениться.

Эксперты, впрочем, отмечают, что в силу малой развитости страхового рынка в России крах даже относительно крупных компаний не окажет серьезного влияния на финансовый рынок в целом. Такого мнения придерживается член совета по развитию финансового рынка РФ при президенте Алексей Саватюгин.

«Такая логика понятна в отношении банков, крах же страховой компании, конечно, имеет неблагоприятные последствия для клиентов, но не для рынка», — сообщил он недавно в интервью «Ведомостям», добавив, что опаснее крах фондов выплат союзов страховщиков, однако и он не способен значительно изменить ситуацию на финансовом рынке к худшему.

Однако для страхового рынка и, конечно, для самих страхователей крах любой компании из топ-20 окажется заметной неприятностью. В силу высокой концентрированности на компании из первой двадцатки приходится около 80% рынка, а на компании из топ-10 — более половины (57,1%).

Особый пакет отчетности предполагает более жесткие требования и более частую по времени отчетность со стороны компаний по структуре активов, а также большую прозрачность. Д. Панкин в бытность свою главой ФСФР неоднократно говорил, что не видит причин, по которым надзор за страховщиками должен осуществляться на основе более мягких требований, чем надзор за банками. Эксперты не исключают, что на страховом рынке могут появиться кураторы, по аналогии с кураторами на банковском рынке, которые будут отвечать за системно значимых страховщиков.

Д. Панкин, получив от Федеральной службы страхового надзора (ФССН) наследство в виде страховых компаний, имел привычку жаловаться, что в той отчетности, которой удов­летворялась ФССН, черт ногу сломит, и никак не понять, что происходит с активами на самом деле. Источники предполагают, что, взяв за основу разработанные в ФСФР планы, коллеги Д. Панкина уже к началу 2015 г. доведут требования к страховой отчетности до желаемого — не идеала (он никогда не достижим), но до куда более жесткого уровня, чем нынешний. На практике повышение требований к структуре и качеству активов приведет, отмечают эксперты, к дальнейшему укрупнению рынка.

А пока суть да дело, Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) сообщила об отзыве лицензий на осуществление страхования еще у трех компаний: ООО «Межрегиональная страховая компания», ООО «Страховая компания „Энергоресурс“» и ЗАО «Страховая компания „Регион-Поддержка“». Об этом говорится в официальном сообщении регулятора. СБРФР также приостановила действие лицензий ООО «Страховая компания „Приоритет-Траст“» и ООО «Федеральная страховая компания». Причина этих мер — непредоставление требуемой отчетности, неисполнение предписаний региональных отделений ФСФР и несоответствие активов страховщика требованиям регулятора.