1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1510

Хитрая экономика

Отечественная экономика может быть не только циничной («Циничная экономика» — см. здесь же), но и хитрой. Причём в обоих случаях к большинству российских граждан она обращена своими недружелюбными гранями, тщательно оберегая от их парализующего воздействия обеспеченное меньшинство соотечественников, для которых повышение тарифов, рост стоимости жилищных услуг, величина инфляции и т.д. — совсем не повод для беспокойства.

К пресловутым «чёрным вторникам» (11 октября 1994 г. на Московской международной валютной бирже рубль обвалился по отношению к доллару с 2833 до 3926 руб., а 16 сентября 2008 г. российский фондовый индекс ММВБ потерял 17,45%.), «чёрным средам и четвергам» теперь можно уверенно прибавить «чёрный понедельник» — 1 июля 2013 г.

Тарифы. Жилкомуслуги

С этого дня тарифы на электроэнергию для населения в российских регионах выросли в среднем на 12—15%, на газ — на 15%, на тепловую энергию и водоснабжение — на 10%.

Так, по данным министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края, в Петропавловске-Камчатском, где проживает около 60% населения региона, рост тарифа на электроэнергию для населения составляет 13,5% (3,85 руб. за кВт/ч), за теплоснабжение — 7,4% (до 3846,8 руб./Гкал), холодное водоснабжение — 22% (до 40,43 руб. за куб. м), горячее водоснабжение —14,7% (до 319,13 руб. за куб.м). В целом тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличиваются на 12%, сообщило краевое правительство (РИА «Новости», 1 июля 2013 г.).

Дороже всего «коммуналка» обойдется жителям Хабаровска (почти 7000 руб.), дешевле — Уфе, Воронежу и Омску (на уровне 3000 руб.).

Вносят свою лепту в необузданное удорожание оказываемых услуг и выполняемых работ и управляющие компании. Регионами — рекордсменами повышения стали Ямало-Ненецкий автономный округ, жители которого по сравнению с июнем стали платить за ЖКХ на 47,05% больше, Чувашия — 41,32, Приморский край — 34,96, Ульяновская область — 30,37% и другие. Больше всех «отличилась» Мурманская область — рост превысил 200%. После эмоциональной реакции Владимира Путина: «С ума они там сошли, что ли?», в отставку ушёл министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура (NEWSru.com/Экономика, 26 февраля и 1 июля 2013 г.).

В Москве тарифы будут повышать в два этапа. С 1 июля вырастет плата за содержание и ремонт жилого помещения и плата за наём — в среднем на 46 руб. на человека. А уже с 1 августа тарифы подрастут ещё раз — в среднем на 139 руб. на жильца. После всех повышений москвичам придется платить на 185 руб. больше за каждого человека (там же).

Когда 6 равно 12

На февральском совещании по ЖКХ (тоже в понедельник — 25 февраля) президент потребовал от правительства ограничить рост тарифов в пределах 6% в среднем по году. По официальной версии, это позволяет замедлить инфляцию и соответствует целям социальной политики облегчения финансового бремени россиян. На самом деле тарифы растут быстрее инфляции (см. рисунок) и фактически провоцируют её, сводя тем самым на нет псевдоусилия правительства (потому что «там» все всё прекрасно понимают).

Подчеркнём, «ручное управление» — палка о двух концах. С одной стороны, необходимая защита граждан от своеволия монополий федерального и местного уровней. С другой — при прямом выполнении президентского указания только «Газпром» недополучит почти 10 млрд руб. В результате отрасль, которую и без того не жалуют финансисты, станет ещё менее привлекательной для потенциальных инвесторов.

Неразрешимое противоречие? Как бы не так! Поучительное выражение «Если ты такой умный, то почему ты — здесь, а они — там?» хорошо подходит к нашему случаю. Заурядный обывательский ум, не развращённый возможностями номенклатурных кабинетов, взялся бы прямо исполнять президентское указание. Но современный российский чиновник действует жёстко и корыстно, не поддаваясь на уловки романтической ответственности в общественных интересах. Логика простая, арифметика хитрая: в 1-м полугодии тарифы официально не повышали, следовательно, во втором их можно повысить до 12% — тогда в среднем за год и получаются нужные 6%.

Информация к размышлению

В 889 муниципалитетах рост платежей может составить 12—15%. А ещё в 366 населенных пунктах — превысить и эту отметку («Российская газета», 3 июля 2013 г.). Чтобы не допустить роста коммунальных платежей выше предельной отметки, министр регионального развития Игорь Слюняев поручил подготовить для глав субъектов инструкции и пригрозил оценивать решения органов региональной и муниципальной власти с привлечением прокуратуры.

Вполне рыночные субъекты — творящие произвол монополии местного разлива и урезонивающие их силовые структуры!

Кроме того, президент говорил о тарифах на «коммуналку», не учитывающую рост затрат на содержание и ремонт дома, наём жилья, то есть жилищные услуги («Комсомольская правда», 1 июля 2013 г.). В совокупности этого вполне достаточно для манёвра, при котором и «волки сыты, и овцы целы», но не для модернизации ЖКХ.

Такое вот странное «замедление» инфляции и облегчение финансового бремени граждан. Главное — чтобы в отчётности результирующий скачок платежей получился не резким и вполне соответствующим директивному указанию. И не беда, что далее неизбежно последует рост цен на прочие товары и услуги, на всё: это по «другим ведомствам»…

Растут не только тарифы. Одновременно растёт частота упоминания таких словосочетаний, как социальная защита граждан, социальная ответственность государства, пенсионная реформа и т.д. При этом подчёркивается, что свои обязательства государство будет выполнять неукоснительно, невзирая на всё более вероятный и значимый бюджетный дефицит.

Но чудес не бывает. И если разбухающие социальные расходы и компенсации не перекрываются достаточными доходами бюджета (а сегодня это, в первую очередь, нефтедоллары), то раньше или позже «сказка кончается».

Интересы и власть

Опыт последних десятилетий («сын ошибок трудных») и глобальная экономическая ситуация требуют везде и во всём консолидации ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных и прочих): на уровне отдельных компаний, в небольших поселениях и городах, в регионах и Федерации в целом. Отсюда «возрастающая и руководящая роль» всех ветвей власти: не через административный диктат или бюрократическое своеволие по грубоватым, но вполне точным принципам «я начальник — ты дурак» и «прав не тот, кто прав — а тот, у кого больше прав», а через адекватные времени, учитывающие исторические традиции и национальную ментальность современные формы управления. Через действия, которых граждане ждут и которые объективно подтверждают полезность и эффективность власти.

Казалось бы, объективные критерии оценки — конкретные показатели в экономике и социальной сфере. Но отдельные результаты сегодня никого не впечатляют. Показательны интегральные отклики, отражающие реакцию граждан на совокупность достигнутых жизненных стандартов.

Сегодня для российского общества характерны настроения недоверия к власти и бизнесу. Не случайно, отвечая на вопрос аналитического центра еженедельника «Экономика и жизнь» (табл. 1), подавляющее большинство читателей указали на коррупционно-корыстный характер действий российской власти. При этом минимум половина из них считает активную связку «власть — бизнес» действующей одновременно в интересах «себя любимой» и богатого меньшинства («Экономкласс для российской демократии» — см. здесь же).

Таблица 1. Российская власть действует в интересах (можно отметить несколько вариантов), % :

Себя любимой

68

Богатого меньшинства

50

Затрудняюсь ответить

5

Всех россиян

3

Среднего класса

3

Пенсионеров и малоимущих

2

Трудящегося большинства

1

Другое

1

21 апреля Россия впервые за всю свою историю отметила день местного самоуправления («Кому нужна местная власть», «Экономика и жизнь», 2013, № 24 — см. здесь же). Аналитический центр «ЭЖ» выяснил мнение читателей относительно полезности и необходимости местной власти (табл. 2).

Таблица 2. Кому нужна местная власть сегодня, %

Местным чиновникам

39

Жителям

21

Никому

21

Государственной «вертикали власти»

16

Затрудняюсь ответить

3

Почти 40% уверено — чиновник, как правило, не теряет время даром и использует служебное положение в интересах «себя любимого». Более половины прямо называют выгодоприобретателями чиновников разного уровня. Лишь пятая часть ответивших считает, что деятельность местных органов власти нужна жителям. В целом три четверти респондентов не готовы признать действия ими же избранных органов местного самоуправления заслуживающими хотя бы удовлетворительной оценки.

Демократия кошелька

В феврале 2012 г., в ходе президентской избирательной кампании В. Путин опубликовал статью «Демократия и качество государства».

Согласимся с утверждением автора, что в России есть демократия. С одним «но». Реальная власть принадлежит чиновникам (недобросовестная часть которых — дабы не оскорбить честных представителей власти — поражена коррупцией) и крупному капиталу, возглавляемому олигархами. А потому реальная демократия — это демократия для меньшинства, для так называемых элит — «клановых, самоназначенных, полуфеодальных, откровенно пренебрегающих интересами простых людей, явно не страдающих от отсутствия ответственного государственного мышления».

Если «политическая конкуренция — это нерв демократии, её движущая сила, если такая конкуренция отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает „мощность“ государства. В обеспечении развития экономики. В мобилизации ресурсов на социальные проекты. В обеспечении защиты и справедливости для граждан» (Выделено. — В.Т.). Опять-таки нельзя не согласиться, но только в отношении обеспечения интересов того самого меньшинства, которое на деле приватизировало не только национальное богатство, но и само государство, и российскую экономику.

Экономические монополии и монополии в политике — две стороны одной медали. Бессмысленно обсуждать, кто кого порождает. ЖКХ — лишь одна из сфер коррупционного соединения власти и капитала. Здесь «делают деньги», изменяя нормативы и технические условия, повышая тарифы, реорганизуя структуры, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, выполняя надуманные работы, используя некачественные материалы (нашумевший питерский скандал с б/у трубами в системе городского водоснабжения) и т.д.

Информация к размышлению

По словам руководителя Минрегиона, с правами собственности на многие объекты «коммуналки» и земельные участки под ними творится настоящий бардак, а потому серьёзные инвесторы с «коммуналкой» связываться не хотят. Приходят те, кто не долгосрочными инвестициями в ЖКХ заниматься собирается, а хочет «быстренько нахапать и слинять». Результаты печальны: некоторые сети и объекты, по сути, бесхозные, ими никто не занимается, пока не произойдет какая-нибудь авария.

В России нефть, газ и прочие ресурсы в ведении так называемых инфраструктурных монополий. Над снижением затрат монополисты по определению голову не ломают — проще обосновать необходимость повышения тарифов. Профессор Никита Кричевский считает, что «воровство начинается „от печки“ — с энергетических компаний, водоканала, других монополистов федерального, регионального и местного уровней».

В Госдуму внесён проект закона, по которому рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не может превышать уровня инфляции — как предложил президент на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В цивилизованных странах не менее половины составляет плата за жилищные услуги — ремонт дома и т.д. В России именно платежи за коммунальные услуги превышают 70—80% в составе общей оплаты таких услуг.

По мнению экономиста Игоря Николаева, пора переходить от директивного регулирования к использованию норм антимонопольного законодательства и штрафам, не только отбивающим у монополий охоту к злоупотреблениям, но и стимулирующим к поиску решений не за счёт потребителя. Чтобы обоснованное ограничение роста тарифов не становилось причиной сокращения поступлений в основные фонды и поиска срочных бюджетных вливаний во избежание тех же зимних коммунальных аварий («Комсомольская правда», 1 июля 2013 г.).

Российский капитал не случайно во многом спекулятивный. Такое поведение выгодно сиюминутным, корыстным интересам немалого числа представителей власти и бизнеса. Они сообща «окучивают бюджет, пилили и пилят». Быстрая отдача закономерно порождает коррупцию. Но лишь «отложенный» доход, основанный на долгосрочных инвестициях, ориентированный на достижение (в разумной перспективе!) системных, общественно полезных результатов внедрения конкурентных инноваций, стимулирует всестороннее развитие.

Однако сегодня первая схема доминирует и подавляет вторую. А потому утверждению, что «для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней», следовало бы придать более глубокий смысл.

Отделение власти (не государства!) от собственности — первично: именно для того, чтобы обеспечить становление в России реальной демократии и современное качество управления, добиться фундаментальных целей, провозглашённых в названии цитируемой статьи.

Тогда президентское утверждение, что «мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией», не будет восприниматься скептически. А пока в российской действительности возможность использовать преимущества демократической системы пропорциональна размеру кошелька. И общий пирог, создаваемый трудом всех социальных групп, делится не по-честному, а по принципу «кто ближе к власти и экономическим ресурсам — у того и кусок больше».

Информация к размышлению

1. По данным Национального антикоррупционного комитета, объем рынка коррупции России — 300 млрд долл. в год. Рынок охватывает госзакупки, распределение бюджетных средств, управление фондами государственной, региональной и муниципальной собственности. Низовая или бытовая коррупция с небольшим размером взяток составляет 10% этой суммы (NEWSru.com/Экономика, 2 июля 2013 г.).

2. По данным ФТС России и Росфинмониторинга, одним из основных каналов незаконного вывода средств является вывод под видом платежей в офшорную зону за неввезённый товар. Общая сумма таких нарушений, выявленных таможенными органами, составила в 2012 г. 565,5 млрд руб. (NEWSru.com/Экономика, 24 апреля 2013 г.).

Напомним, на Петербургском экономическом форуме В. Путин, объявляя о трёх мегаинфраструктурных проектах, назвал первоначальную сумму финансирования из ФНБ — порядка 450 млрд руб. Вполне сопоставимые значения, чтобы понять, сколь многих инфраструктурных проектов и прочих общественно полезных дел страна не досчитывается ежегодно — притом, что «героям нашего времени» всё сходит с рук…

Важнейшая задача власти, бизнеса и общества — сформировать в стране современную рыночную экономику, справедливо соединяющую эффективный труд и ответственный капитал. Государство должно укрепляться и процветать, а бизнес развиваться не методами циничной и хитрой экономики, не за счёт благополучия каждого, а через такое благополучие.