Молочники увлеклись фальсификацией, а не повышением качества продукции

| статьи | печать

Новый дифференцированный подход к субсидированию молочного животноводства, предполагающий более высокие выплаты за молоко высшего сорта, чем за продукцию первого сорта, активизировал недобросовестных игроков. Об этом говорится в письме председателя правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрея Даниленко Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. По данным профессионального объединения, производители систематически завышают сортность сдаваемого на переработку молока с целью незаконного получения бюджетных средств.

Андрей Даниленко считает, что принятая с 2013 г. практика дифференцированного субсидирования молока высшего и первого сорта адекватна для ситуации профицита молока на рынке. В то же время сейчас в РФ наблюдается дефицит этого продукта.

На фермах продолжают резать коров

Согласно данным, представленным в конце мая на заседании правления Национального союза производителей молока, за время реализации Государственной программы развития сельского хозяйства с 2008 г. производство молока в России сократилось с 32,4 млн т до 31,9 млн т. Молочное скотоводство — единственная отрасль, показавшая отрицательную динамику. За аналогичный период производство свинины выросло более чем в 1,3 раза, птицы — почти в два раза, экспорт зерновых вырос с 14 до 23 млн т.

При этом доля молока, направленного в переработку, составляет не более 50% от официальных данных по производству сырого молока, то есть не более 15—16 млн т (по консервативным оценкам — 13 млн т). Ответа на вопрос, где используется еще 16 млн т молока, статистика не дает. Наиболее вероятно — это личное потребление и приписки, которые делают молочники для незаконного получения субсидий. Для сравнения, в развитых странах соотношение произведенного и переработанного молока составляет от 85 до 100%.

Засуха 2012 г. привела к резкому росту стоимости кормов и, как следствие, росту себестои­мости производимого молока. При этом отпускная цена на сырое молоко находится на уровне конца 2011 — начала 2012 г. В результате с 1 июля 2012 г. ежеквартальное снижение поголовья коров составляет 1%. На 1 апреля 2013 г. поголовье сократилось до уровня двухлетней давности. Наиболее тревожная тенденция — сокращение за последний год почти на 100 000 голов коров в сельхозорганиза­циях, производящих львиную долю товарного сырого молока.

Снижение поголовья автоматически привело к снижению объемов производства сырого молока: на 1 апреля 2013 г. (во всех категориях хозяйств) производство снизилось по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 4% (–260 000 т).

В результате, по словам участников рынка, растет дефицит молока. Косвенным подтверждением данной тенденции является снижение производства «молокоемких продуктов» на фоне общего роста производства цельномолочной продукции. По сравнению с прошлым годом (на 1 апреля) произведено на 2,5% меньше сливочного масла, на 11,3% — сыра.

Субсидии не оправдали надежд

Улучшить положение дел в молочной отрасли были призваны новые правила предоставления субсидий на 1 кг товарного молока, утвержденные правительством 22 декабря прошлого года. Напомним, что подобная форма поддержки молочного животноводства на российском уровне была применена впервые в истории отечественного АПК. Авторы инициативы рассчитывали, что дифференцированные субсидии стимулируют производителей к масштабному повышению общей технологической и ветеринарно-санитарной культуры, что в конечном итоге приведет к улучшению качества молочной продукции.

На деле вышло иначе. Поскольку за молоко высшего сор­та субсидия установлена в три раза выше, чем за молоко первого сорта, то недобросовестные производители стали применять различные схемы завышения сортности сдаваемого в переработку молока в целях незаконного получения повышенных субсидий.

Так, по информации «Союзмолока» внезапно практически все молочные хозяйства кавказских республик начали производить молоко только высшего сорта, причем без каких-либо изменений технологических процессов, инвестиций в оборудование и закупку поголовья.

«Любой специалист подтвердит, что повышение сортности молока за короткое время без серьезных изменений процессов в хозяйстве, инвестиций в оборудование невозможно», — пояснил А. Даниленко в письме Генеральному прокурору. Он считает, что поскольку качество молока определяется лабораториями заводов-переработчиков, то, соответственно, в цепочку завышения качественных показателей включаются и отдельные переработчики. Случаи сговора производителей с переработчиками, по мнению отраслевого объединения, имели место в Смоленской, Свердловской, Томской, Липецкой, Тульской, Владимирской, Ивановской, ­­Воронежской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Псковской областях и Пермском крае.

При этом, поскольку переработчики, использующие молоко высшего сорта, являются субъектами проверок со стороны соответствующих государственных контрольных органов, «Союзмолоко» не исключил факт сговора этих переработчиков с контрольными органами.

Участники Союза считают, что таким образом добросовестный производитель был поставлен в неравные конкурентные условия с производителями, выдающими молоко первого сор­­та за высший. Ведь, поскольку общий объем средств государственной поддержки ограничен, размер субсидий добросовестным производителям снижается.

Для исправления ситуации А. Даниленко предложил принять практику равного субсидирования 1 л товарного молока вне зависимости от сорта. «Это позволит даже в ситуации дорогих кормов обеспечить производителям качественный рацион питания животным, что будет способствовать повышению качества молока и упрос­тит механизм контроля объ­емов реализации молока, то есть товарности», — подчеркнул председатель правления «Союзмолока».

По его мнению, стимулирование производителей к увеличению объемов производства молока высшего сорта должно происходить за счет рыночных механизмов. Переработчики закупают молоко высшего сорта на 15—20% дороже, чем первый сорт. Это достаточная премия для повышения качества сырого молока.

к сведению

Молочный рынок наполнен фальсификатом

Хронический дефицит отечественного молока покрывается импортом и фальсификатом. По данным «Союзмолока», объемы поставок импортной молочной продукции за год выросли в пересчете на молоко более чем на 500 000 т и составили в I квартале 2013 г. почти 2,2 млн т. Наибольший показатель роста объемов поставок у сухого обезжиренного молока (+110,5%), сухой сыворотки (+35,4%), сливочного масла (+30,7%), сухого цельного молока (+22,7%), сыров (+19,1%), молока и сливок (+18,1%).

Устойчиво растет импорт молочной продукции из Республики Беларусь. При этом, по словам экспертов, тенденция последнего года — диспропорция между сырьевой базой, имеющейся в Республике, и объемами внутреннего потребления и экспорта молочной продукции из Белоруссии. Основываясь на этих данных, эксперты делают вывод, что скоро на российском рынке может появиться фальсифицированная белорусская молочная продукция.

По мнению Национального союза производителей молока, рост фальсифицированной молочной продукции в результате дефицита молока становится все более серьезной угрозой для российского рынка. Качественные молочные жиры заменяются дешевыми и вредными для здоровья растительными жирами, в том числе пальмовым маслом. Особенно это характерно для небольших переработчиков, не имеющих стабильной сырьевой базы.

По консервативным оценкам экспертов, сейчас объем фальсифицированных молочных продуктов на рынке составляет около 4 млн т, или 10% от объема потребления. В результате анализа закупленных образцов молочной продукции, проведенного «Союзмолоком», выявлено, что 48% молочных товаров не соответствуют информации, заявленной на этикетках.

ПФО лидирует по надоям

По данным Росстата, по состоянию на 1 мая т. г. лидером по производству молока крупного рогатого скота (КРС) в РФ является Приволжской федеральный округ, объемы производства сельхозорганизаций которого составили 1,45 млн т. Максимальный показатель по округу был достигнут в Республике Татарстан (0,32 млн т, –5,1% к показателю аналогичного периода прошлого года). Наибольший рост по производству молока в ПФО был достигнут в Самарской области (+10,3% к аналогичному периоду 2012 г.).

Вторым по производству молока крупного рогатого скота является Центральный федеральный округ, объемы выработки сельхоз­­организаций которого составили 1,2 млн т с начала 2013 г., максимальные объемы производства были достигнуты в Московской области (0,23 млн т, –14,8% к значению аналогичного периода 2012 г.), рекордные показатели по производству данного продукта наблюдались в Воронежской области, их рост составил 8,8% к аналогичному периоду прошлого года.

Также одним из самых крупных производителей молока КРС является Сибирский федеральный округ, объемы производства в сельхозорганизациях которого составили 0,66 млн т и снизились к аналогичному периоду прошлого года на 11,5%. Лидирующим регио­ном в СФО по производству молока является Алтайский край (0,17 млн т с начала 2013 г., –16,9% к показателю за аналогичный период прошлого года), максимальный рост в СФО был достигнут в Республике Бурятия (+1,5% к аналогичному периоду 2012 г.).