Пора перейти на «Хуш келибсиз»

| статьи | печать

О необходимости активизации экономического сотрудничества с азиатскими странами сегодня говорят на самом высоком уровне, но на практике объем торговли с ними очень мал, подчеркивали участники XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая прошла на этой неделе в ВШЭ. Успешному продвижению на Восток мешают отсутствие политической воли у руководства страны и устаревшие стереотипы нашего мышления.

Поворот России к Азии можно уже считать свершившимся фактом, оптимистично полагает директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев: «Россия больше не пытается казаться европейским государством с большими владениями в Азии, а становится полноценной евроазиатской державой двадцать первого века». Именно в Азии находятся наиболее перспективные рынки сбыта, по­­этому нашей стране необходимо активнее развивать экономику Забайкалья и Дальнего Востока.

Пока, несмотря на красивую риторику российского руководства об азиатском векторе в развитии отечественной экономики и активизации сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, размер товарооборота России с ними составляет, по словам преподавателя кафедры мировой экономики «Вышки» Елены Мартыновой, незначительную долю в нашей внешней торговле. Основная доля российского внешнеторгового товарооборота здесь приходится на Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины и Таиланд.

Следует заметить, что в международных рейтингах условий ведения бизнеса многие государства Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) намного опережают нашу страну, однако отечественные предприниматели не спешат развивать свой бизнес в этом перспективном регионе.

«Сейчас наступил благоприятный момент для прорыва в азиатской политике и диверсификации рынков сбыта, поскольку арабские революции и обострение иранского вопроса привели к переориентации крупнейших потребителей энергоносителей», — считает г-жа Мартынова.

Активизации сотрудничест­ва со странами Азиатско-Тихоокеанского региона может способствовать Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси, а также формирование Единого экономического пространства.

По совокупности трех основных сфер сотрудничества — экономики, политики и культуры — приоритетным вектором притяжения для большинства стран Содружества независимых государств по-прежнему является постсоветское пространство, отметил аналитик Евразийского банка развития Владимир Перебоев. Украина и Россия в основном представляют наибольший интерес для граждан государств Содружества.

Позиции России в Центральной Азии после мирового кризиса, по мнению эксперта Института экономики РАН Елены Кузьминой, значительно ослабли, хотя она и сумела сохранить статус крупнейшего торгового партнера стран региона. Главными причинами просадки экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии являются неконкурентоспособность российских товаров и слабое развитие государственной поддержки экспорта в России. Сегодня поддержка оказывается главным образом тем направлениям экспорта, которые выгодны крупным гос­компаниям. Причем действия политиков зачастую прямо противоположны официально заявленному государством курсу.

Инерция мышления, безуслов­но, свойственна не только российским политикам, но и предпринимателям, и простым гражданам. К примеру, на фасаде выставочного комплекса «Сибирь», в котором в этом году проходил Красноярский экономический форум, традиционно служащий местом встречи отечественного и азиатского бизнеса, были написаны приветствия «Welcome», «Bienvenue» и даже «Bienvenido».

Это дало повод одному из участников Форума грустно заметить, что уже давно пора вывешивать на подобных встречах приветствия как минимум на китайском и тайском языках. А почему бы не добавить к ним еще и «Хуш келибсиз», тем более что экономичес­кий рост в рамках СНГ сейчас явно смещается на Восток (более подробно о динамике экономик стран Содружества см. на с. 04 этого выпуска «ЭЖ»).