1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2806

Производители коктейлей теряют рынок

Рынок слабоалкогольных спиртовых коктейлей в прошлом году сократился на треть. Национальная ассоциация слабого алкоголя винит в такой динамике государство и призывает федеральную власть к взаимодействию, направленному на снижение потребления крепких алкогольных напитков. Тем временем в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий запрет на производство и оборот на территории страны энергетических напитков. Если документ будет принят, слабоалкогольный рынок РФ станет меньше еще на 20%.

Как сообщил на «Алкоконгрессе», состоявшемся в рамках выставки «Продэкс­по-2013», представитель Национальной ассоциации слабого алкоголя (НАСА) Игорь Барбашов, по итогам 2012 г. российский рынок слабоалкогольных спиртовых коктейлей сократился на 35,5%, рынок натуральных слабоалкогольных напитков брожения остановился, рынок российского вина сократился на 10%, а рынок пива — на 4%. При этом, по данным Росстата, рынок крепких напитков увеличился на 14%.

В результате на долю крепких алкогольных напитков пришлось 51% всего потребляемого алкоголя в РФ, на пиво — 35%, на вино — 13%, а на слабоалкогольные напитки — только 1%. Интересно, что, несмотря на изменения, которые произошли в структуре продаж, уровень потребления в литрах чистого алкоголя на душу населения существенно не изменился и составил 9,7 л против 9,9 л в 2011 г.

Россияне перешли на пивные напитки

По мнению НАСА, в сокращении рынка слабоалкогольных напитков (САН) виновата государственная политика по регулированию алкогольного рынка. Рост акциза на спиртовые САН на 28%, превышающий инфляцию в 3,8 раза (инфляция по итогам 2012 г. составила 6,6%), привел к тому, что потребители отказываются от данной категории напитков в силу ее высокой стоимости.

По словам И. Барбашова, итоги развития рынков слабоградусных напитков в 2012 г. в РФ противоречат декларируемым целям государственной антиалкогольной политики на период до 2020 г. Ведь она предполагает изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции.

Эксперты Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) считают, что реформа на рынке САН прошла в интересах не водочных, а пивных компаний. «Пока государство сокращало своими реформами рынок слабоалкогольных напитков — этим воспользовались пивные компании со своими пивными напитками. Рост их производства утроился в 2012 г. почти до 18 млн дал», — говорится в обзоре ЦИФРРА. По мнению аналитиков, эта тенденция может сохраниться в текущем году.

«В настоящий момент алкогольная политика государства и региональных политических активистов основана на запретительных мерах популистского характера, «черном» PR и наносит ущерб прежде всего легальному бизнесу», — заключил представитель НАСА. По его мнению, если государственная политика не изменится, рынок слабоалкогольных напитков продолжит падение.

«Энергетики» попадут под запрет

В частности, 20% рынок может потерять, если на территории РФ будет принят запрет на производство, оборот, а следовательно, и потребление слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов, которых обеспокоил резкий рост употребления молодежью энергетических напитков. Как говорится в пояснительной записке к документу, предельно допустимое суточное потребление кофеина — не более 150 мл, а содержание кофеина в «энергетиках» обычно составляет от 150 до 320 мл. В то же время статистика показывает, что молодые люди выпивают более одной упаковочной единицы тонизирующих напитков в день.

Врачи предупреждают, что употребление «энергетиков» может расстроить работу нервной и сердечно-сосудистой сис­тем, а также ухудшить течение хронических заболеваний. Передозировка кофеина может вызвать интоксикацию, приводящую к тяжелому отравлению или смерти.

Говоря о необходимости введения запрета на тонизирующие напитки, авторы документа обратили внимание на мировой опыт. Так, в Германии есть запрет на производство «энергетиков». В некоторых странах, например в Норвегии, Дании и Франции, по силе воздействия на психику человека энергетические коктейли приравнены к лекарствам и продаются исключительно в аптеках, так как существует огромный перечень заболеваний, при которых употребление энергетиков строго противопоказано.

В декабре 2010 г. алкогольные энергетические напитки, содержащие кофеин, были полностью изъяты из продажи на всей территории США на основании заключения властей об их вреде для здоровья. Американские врачи утверждают, что тонизирующие напитки ведут к алкоголизации населения. Так, молодые люди, принимающие на вечеринках только алкоголь, в среднем ограничиваются 4—5 бутылками пива. Лица, сочетающие алкоголь и энергетики, — употребляют уже от 5 до 8 бутылок.

В РФ исследований влияния потребления баночных коктейлей на здоровье граждан пока не было. «В России до сих пор не проведена оценка безопасности влияния рецептур энергетичес­ких напитков на организм человека, а значит, потребитель тонизируется „энергетиками“ на свой страх и риск», — говорится в приложении к законопроекту. По мнению законодателей, запрет «энергетиков» положительно повлияет на здоровье россиян и снизит зависимость жителей страны от алкоголя.

Участники рынка с этим не согласны. Главный аргумент — слабоалкогольные напитки являются самой малочисленной категорией на алкогольном рынке и занимают, по данным Росстата, не более 2% от всего легального рынка алкоголя в стране. По данным Euromonitor International, Россия находится на 15-м месте в мире по объ­ему потребления и популярности слабоалкогольных коктейлей, уступая таким странам, как Австралия, Япония, ФРГ, Австрия, Канада, Великобритания и Финляндия. При этом тонизирующие напитки составляют не более 1/5 от отечественного рынка слабоалкогольных напитков. Таким образом, запрет данной подкатегории никак не отразится на улучшении ситуации с алкоголизацией населения.

«Считаем, что разработанный вами законопроект не подтвержден какими-либо научными либо практическими исследованиями, не содержит экономических просчетов своей эффективности и создает преференции для производителей из других алкогольных категорий», — говорится в письме НАСА заместителю председателя Госдумы Игорю Лебедеву. В ассоциации считают, что данный законопроект противоречит международным нормам производства и розничных продаж слабоалкогольной продукции и создает противоречия с принципами и требованиями Всемирной организации торговли (ВТО).

По их данным, сочетание «энергетик» + алкоголь является одним из самых популярных барных коктейлей в мире, по­этому многие производители готовых коктейлей в европейских странах, таких как Великобритания, Германия, Нидерланды, Финляндия, производят данный вид продукции. Назначение слабоалкогольных тонизирующих напитков — смешанный в оптимальной пропорции безопасный барный продукт для употребления в домашних условиях. Сертификация каждого вида слабоалкогольных тонизирующих напитков длится девять месяцев и является самой продолжительной среди всех видов напитков, производящихся в нашей стране, что гарантирует их полную безопасность, заверили в НАСА.

Краснодарская инициатива провалилась

К слову сказать, избавиться от «энергетиков» уже пытались на региональном уровне. С 1 сентяб­ря была запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков в Краснодарском крае. Однако через два месяца ФАС признала закон, ограничивающий розничную продажу слабого алкоголя, не соответствующим антимонопольному и торговому законодательству. Как пояснили в ведомстве, подобные запреты находятся только в компетенции федеральных властей и могут быть введены только на территории всей России.

Авторы краснодарской инициативы уверяли, что «энергетики» наносят огромный вред здоровью потребителей. Однако эксперты связывали попытку на региональном уровне запрета алкогольных коктейлей с развернувшейся в регионе кампанией популяризации кубанского вина. Как сообщил в конце февраля начальник управления лицензирования, декларирования и контроля за оборотом алкоголя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Игорь Загреба, на сегодняшний день кубанским производителям вин и алкогольных напитков необходима поддержка оптовых организаций и предприятий розничной торговли. Ведь поставки внутри края алкогольной продукции в 2012 г. составили лишь 44% к показателям 2011 г.

По его словам, в розничной торговой сети в Италии, Испании, Франции присутствие алкогольной продукции собственного производства составляет 87—91%, в России — 27,5%. Остальное дополняется продукцией, ввезенной из других стран. Особенно чиновников беспокоит ситуация в винном секторе.

По данным официальной статистики, доля Краснодарского края в структуре производства вина на территории РФ составляет 50%. Объем продаж кубанских вин в розничной торговле, в том числе и в федеральных сетях, составляет более 90%, что подтверждает их востребованность. Однако в прошлом году производство виноградных вин сократилось на 11%, коньяков и бренди — на 7%, шампанских вин — на 3%. В целом по виноделию доля краевой продукции на потребительском рынке региона уменьшилась на 23%.

Нисходящий тренд идет вразрез с планами региональных властей. В Краснодарском крае в 2012 г. общая площадь виноградников выросла на 1500 га в сравнении с 2011 г. до 26 200 га. В планах администрации Кубани стоит увеличение площадей под виноградники минимум в два раза к концу 2020 г.

Объем и структура продажи алкогольных напитков населению


2012 г.

Справочно 2011 г.

млн дкл

в % к

млн дкл

в % к


2011 г.

итогу, в абсолютном алкоголе


2010 г.

итогу, в абсолютном алкоголе

в абсолютном алкоголе

всего

130,2

102,7

100

126,8

99,3

100

на душу населения, литров

9,1



8,9



в натуральном выражении:

водка и ликероводочные изделия

159,8

102,2

50,3

156,4

99,1

50,6

виноградные и плодовые вина

95,6

98,4

10,3

97,1

93,9

10,7

коньяки

12,5

107,9

4,1

11,6

104,4

3,9

шампанские и игристые вина

30,1

105,7

2,5

28,5

104,5

2,5

напитки слабоалкогольные

29,8

94,8

1,2

31,4

98,5

1,3

пиво

1055,7

104,4

31,6

1011,5

100,8

31,0

Источник: Росстат