Проверка на способность к самоорганизации

| статьи | печать

Президентский грант на реализацию проекта «Народная дипломатия — средство развития местного самоуправления. Межмуниципальная гражданская коммуникация» получила Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений (АСМОиГП) Челябинской области. Цель задумки — создать систему межпоселенческой гражданской коммуникации как механизма выявления и трансляции практик гражданского участия в местном самоуправлении.

Такой формат взаимодействия муниципалитетов не прописан в Законе о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Большая часть его ст. 8 и отдельной главы «Межмуниципальное сотрудничество» отдана порядку формирования бюрократических надстроек — советов муниципальных образований в субъектах Федерации и общероссийского объединения муниципальных образований. И если в регионах чиновные структуры еще существуют, то ОКМО — Общероссийский Конгресс муниципальных образований — выполняет лишь представительские функции российского местного самоуправления в международных отношениях и в международных организациях. Но речь не об этом, а о новых возможностях межмуниципального сотрудничества.

В сфере хозяйственной деятельности закон предусматривает учреждение межмуниципальных ЗАО и ООО. Однако нормы Налогового и Бюджетного кодексов препятствуют созданию двумя или несколькими муниципальными образования­ми совместных хозяйствующих субъектов. Проще запустить совместное предприятие с иностранным партнером или партнерами, чем с соседним муниципалитетом. А если сосед еще из другого субъекта Федерации, то вовсе кранты. К примеру, камнем преткновения становится юридический адрес межмуниципальной фирмы со всеми вытекающими отсюда налоговыми и бюджетными потоками. На страже и правоохранительные органы, для которых не существует такая формальность, как административное деление территорий. Это тоже тема для отдельного разговора, который то вспыхивает в муниципальной среде, то затухает, о чем регулярно сообщает наш «Муниципальный форум».

Речь сегодня об инициативе, способной разбудить самосознание местного населения в сонном царстве муниципальных образований, имеющих согласно федеральному законодательству официальный статус сельских или городских поселений. Как еще полтора десятка лет назад писал «совесть нации» Александр Солженицын: «Если мы сами не готовы к самоорганизации, не на кого нам жаловаться».

«Река начинается с ручейков»

Россию невозможно спасти без энергичного и деятельного народного участия, утверждал классик. Он считал, что народ никогда не действует как целое и что «не ото всего сразу народа и ждать начала осмысления и движения». «Река начинается с ручейков, — писал А. Солженицын. — Разные частные проблемы пересекаются, сочетаются — так и сольются в одно общее движение».

Одним из существенных достоинств «южноуральского ручейка» член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Юрий Гурман назвал то, что проект с длинным, но понятным названием доступен не только челябинским поселениям. Он открыт для всех российских сельских и городских поселений.

Добро пожаловать в проект! «Общение будет полезным!» — говорят авторы челябинской инициативы.

И совсем не обязательно ехать к ним. Ведь самоуправление — это, прежде всего и главным образом, самоорганизация граждан, то есть самостоятельная, под собственную ответственность деятельность по обустройству жизни в своем населенном пункте. Достойные тиражирования позитивные практики общественного участия в местном самоуправлении есть в каждом субъекте РФ. Достаточно органам местного самоуправления тоже самоорганизоваться хотя бы в масштабах одного региона или группы регионов-соседей, чтобы позаимствовать друг у друга доказавшие эффективность и жизнестойкость форматы муниципального управления.

Проект «Народная дипломатия — средство развития местного самоуправления. Межмуниципальная гражданская коммуникация» дает возможность муниципалитетам «себя показать и на других посмотреть», а заодно погостить у соседей и уже с их стороны взглянуть на себя. Он также позволяет неравнодушным гражданам и их инициативным группам «заразиться бациллами» деятельного участия в налаживании собственными силами местного сообщества комфортных условий проживания даже на отшибе, вдали от шумных мегаполисов, суетливых индустриально-торговых центров, от автотрасс и железных дорог. И не искать по стародавней национальной привычке виноватых в своем прозябании. А если не хватает аргументов в привлечении односельчан к совместной работе во всеобщее благо, то напомнить соседям слова классика о том, что самоорганизация населения есть «проверка нас самих, чего мы стоим и какой же достойны судьбы».

Опорные зоны как стартовые площадки самоорганизации

В Челябинской области проверка на способность самоорганизоваться началась с создания опорных зон устойчивого муниципального развития. По замыслу авторов проекта, система таких инновационно-активных территорий поможет преодолеть кризисное состояние местного самоуправления в поселениях, сложившееся из-за недостаточного внимания к ним и накопившихся в них проблем. Системный подход к общим проблемам и системная работа по их решению позволят органам местного самоуправления выработать модели самостоятельного решения вопросов, возникающих и кажущихся неразрешимыми, с привлечением активной части местного населения. Одновременно предполагается наработка моделей эффективного взаимодействия с органами государственной власти Челябинской области. Причем на живом примере накопленного опыта.

Многие муниципалитеты добиваются успехов не благодаря, а вопреки сложившимся условиям. Тех, кто ищет возможности, становится больше. В самом деле, считает Ю. Гурман, давно пора познакомиться с лучшими практиками и показать всем, как работает эффективное самоуправление, чтобы тиражировать их на другие территории.

Первыми стартовыми площадками передовых практик могут стать наиболее «продвинутые» члены АСМОиГП. По оценке аналитиков муниципального управления, это 34 сельских и городских поселения. На их базе предполагается организовать модельные форматы взаимодействия с местными жителями и органами государственной власти области, создать правовые и организационные основы такого взаимодействия, апробировать инновационные программы и проекты эффективного муниципального управления в поселениях. С этой целью намечено провести серию общественных форумов местных сообществ о соорганизации граждан в поселениях с участием представителей бизнеса, государственной власти, молодежных объединений. Для синхронизации действий инновационно-активных территорий и планирования системной работы создается Совет по координации опорных зон.

В сухом остатке будет опыт, опыт и еще раз опыт. Из крупиц позитивных примеров сложится палитра развития местного самоуправления в Челябинской области, считает эксперт. По его словам, лидеры местных сообществ, непосредственно занимающихся развитием своих территорий, объединятся для достижения успешных результатов.

к сведению

Права органов местного самоуправления в опорных зонах устойчивого муниципального развития

  • Право инициировать и создавать временные/специальные рабочие группы для выработки согласованных действий и принятия совместных решений.
  • Право защищать свои интересы в органах государственной власти, в том числе на проводимых ими заседаниях и совещаниях, посредством делегирования полномочий одному или нескольким своим представителям.
  • Право привлекать для консультаций ученых, специалистов, экспертов, а также представителей областных органов государственной власти.
  • Право требовать дополнительных разъяснений и рекомендаций от межмуниципального Совета по координации деятельности опорных зон устойчивого местного развития, органов государственной власти Челябинской области в рамках реализации мероприятий, затрагивающих интересы опорных зон.
  • Право инициировать созыв внеочередного заседания Совета по координации опорных зон для обсуждения нестандартных ситуаций.

Источник: Положение об опорных зонах развития местного самоуправления в поселениях Челябинской области от 27.12.2012 г.