Cамые интересные события 2012 года, благодаря которым он запомнится

| статьи | печать

С чем у представителей правового и бизнес-сообщества будет ассоциироваться уходящий год? Безусловно, с наиболее яркими и важными событиями. Критерии отбора у каждого свои. «ЭЖ» представляет редакционную подборку событий — 2012.

Год еще не закончился, но уже можно себе позволить обозначить его «опорные точки», которые мы с вами, оглядываясь назад, будем вспоминать в первую очередь.

Кодекс

Весь 2012 г. внимание юридического сообщества было приковано к законопроекту № 47538-6/1, содержащему поправки в Гражданский кодекс РФ (см. также материал на с. 07). Строго говоря, данный законопроект представляет собой скорее новый кодекс, нежели измененный. Объем предполагаемых нововведений настолько велик, что депутаты Государственной Думы очень долго не могли решиться на рассмотрение законопроекта во втором чтении (текст поправок зашкалил за 800 страниц) и в конце концов решили раздробить его на части. Итогом таких раздумий стало принятие нижней палатой Парламента первого «куска» законопроекта сразу во втором и третьем чтении 18 декабря.

Первый блок поправок в самый главный кодифицированный закон страны содержит изменения в подраздел «Основные положения», а также в главу «Граждане». В частности, среди принципов гражданского права появился принцип добросовестности. Интересно, что одна из самых спорных поправок — правило об обязательном нотариальном заверении всех сделок с недвижимостью — вызвавшая взрыв негодования среди юристов, в текст закона не вошла. Правда, такая обязанность может быть предусмотрена в иных законах (п. 3 ст. 8.1 закона). Закон вступит в силу 1 марта 2013 г.

Напомним, что подготовка реформы гражданского законодательства была инициирована в 2008 г. тогда еще Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Над текстом поправок работали практикующие юристы, ученые, причем не только из России; возглавлял эту работу Вениамин Яковлев, первый председатель ВАС РФ и предшественник Антона Иванова, а ныне — советник Президента РФ. В начале 2012 г. окончательный текст законопроекта был представлен Президенту РФ, а в апреле этого же года внесен им на рассмотрение в Госдуму.

Президент

2012 г. для России стал знаковым с точки зрения руководства страной — в марте прошли выборы президента, а 7 мая (который довольно удачно выпал на выходной) прошла инаугурация гаранта Конституции.

В результате рокировки, которую не назовешь неожиданной, председатель правительства стал президентом, а бывший президент — председателем правительства.

Похожие события (правда, без сопутствующей обстановки), прошли и в США — их президентом во второй раз стал Барак Обама. Несмотря на то что дислокация события от нас значительно удалена, многие российские граждане эту новость восприняли позитивно.

ОРВ

Одним из первых указов, подписанных в день инаугурации, новый старый президент Владимир Путин дал правительству поручение о развитии института оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Теперь ОРВ должна распространиться на сферу таможенного и налогового законодательства, а также на проекты федеральных законов, которые готовятся к рассмотрению в Госдуме во втором чтении и предусматривают регулирование деятельности бизнеса.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» процедуры ОРВ должны будут осуществляться самими разработчиками нормативных правовых актов, которые подлежат оценке. То есть федеральными органами власти, устанавливающими обязательные требования, не относящиеся к сфере технического регулирования. Оценка должна будет начинаться еще на стадии принятия решения о начале разработки документа.

Планируется, что с 1 июля 2013 г. ОРВ проектов документов будет начинаться с размещения на официальном сайте уведомления разработчика об их подготовке. Минэкономразвития уже подготовлен порядок проведения ОРВ для федеральных министерств и ведомств. А созданный специально для этих целей сайт (www.regulation.gov.ru) должен стать основным источником информации по всем нормотворческим инициативам и предоставить всем заинтересованным сторонам возможность повлиять на содержание регуляторных документов.

В Указе № 601 президент поставил перед правительством задачу содействовать внедрению процедур ОРВ на регио­нальном и муниципальном уровнях (обязательной процедура должна стать с 2014 г. и с 2015 г. соответственно). С этой целью Минэкономразвития предложило заинтересованным региональным администрациям проект законодательного закрепления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и алгоритм проведения ОРВ, начиная с ранней стадии разработки проектов нормативных актов. Также министерство планирует в дальнейшем предложить регионам на безвозмездной основе программное обеспечение, позволяющее развернуть собственные аналоги портала www.regulation.gov.ru.

Наибольшее число вопросов вызывает возможность проведения ОРВ законопроектов накануне второго чтения в Государственной Думе. О том, какой видится эта процедура Мин­экономразвития, можно узнать из интервью заместителя министра Олега Фомичева («ЭЖ», 2012, № 44).

Закупки

С 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Наряду с естественными монополиями и компаниями с госучастием все свои закупки в конкурсном режиме теперь должны осуществлять и частные градообразующие предприятия, которые в порядке социальной нагрузки поставляют коммунальные ресурсы окрестным жителям. Такой же порядок распространяется и на «дочек» и «внучек» естественно-монопольных компаний, которые сами работают на совершенно других, вполне конкурентных рынках.

Но поскольку среди «пострадавших» оказались эти не самые последние компании, обладающие серьезным лоббистким ресурсом, в Государственную Думу РФ уже внесены несколько законопроектов с поправками. Этими законопроектами предлагается вывести из-под действия закона закупки, не относящиеся к дея­тельности в сфере естественных монополий и (или) регулируемым видам деятельности, в случае если общая выручка от указанных видов деятельности за предыдущий отчетный финансовый год не превышает 10% общей суммы выручки за тот же период от всех видов дея­тельности. Или, как минимум, отсрочить действие закона на год.

Налоги

С 1 января 2012 г. заработали нормы НК РФ о трансфертном ценообразовании, заодно отменившие ст. 40 Кодекса, пользуясь которой инспекторы часто доначисляли налоги «за нерыночные цены».

Поправки, внесенные в налоговое законодательство, касаются крупных компаний. Они предусматривают изменение круга взаимозависимых лиц, к которым раньше относились компании с долей участия свыше 20%, сейчас — свыше 25%. Также взаимозависимыми стали компании, руководство которыми осуществяет одно и то же лицо, или общий учредитель которых владеет 25% или более в уставном капитале обеих организаций.

Новые положения ограничили круг контролируемых сделок, главным критерием отбора таких сделок будет их цена. Причем сообщать в налоговую о наличии контролируемых сделок налогоплательщики обязаны сами.

Плюс ко всему вступившая в силу редакция Кодекса преду­сматривает новый вид проверок — проверки цен. Глубина проверки будет такая же, как у привычных контрольных мероприятий — три года, предшествующие году проведения проверки.

Нотариат

В октябре 2012 г. был принят Федеральный закон от 02.10.2012 № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван обеспечить единство информационного пространства для всех нотариусов страны. Рассмотрение закона прошло относительно быстро, за полгода, однако ждали его уже достаточно долго.

Весной 2012 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий создание единого реестра завещаний. Надо сказать, что необходимость создания такого информационного ресурса назрела уже давно, и странно, что текст законопроекта «дополз» до парламента лишь сейчас.

Ко второму чтению законопроект оброс множеством дополнений и пополнился принципиальными нововведениями. В частности, было решено создать Единую информационную систему нотариата, состоящую из пяти реестров: удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, удостоверенных доверенностей и распоряжений об отмене доверенностей, открытых наследственных дел, удостоверенных брачных договоров, уведомлений о залоге движимого имущества.

Суды

В уходящем году много дискуссий шло вокруг различных преобразований судебной российской системы.

Весной активно обсуждался вопрос о снятии возрастного ограничения для занятия поста председателя Высшего арбитражного суда и его заместителей. История началась с того, что на рассмотрение ВАС РФ поступил законопроект, предполагающий иммунитет председателя ВС РФ и его заместителей от возрастных ограничений, предусмотренных законодательством для занятия таких должностей. На что ВАС РФ принял постановление Пленума от 12.05.2012 № 16, в котором предложил внести аналогичные поправки и в законодательство об арбитражных судах. Однако эта инициатива не нашла отклика в законодательных кругах, а президент предложил суду эти поправки внести отдельно, в порядке законодательной инициа­тивы, которой обладает ВАС РФ. Возрастные ограничения в отношении председателя КС РФ были сняты еще два года назад, так что в итоге ограниченным останется только возраст председателя ВАС РФ. Причем законопроекты о возрастном иммунитете председателей КС РФ и ВС РФ и их заместителей были инициированы президентом, а вот для ВАС РФ сделали исключение.

Кроме того, в течение всего года общественность активно обсуждала всевозможные варианты преобразования системы российских судов — от создания специализированных административных судов до объединения судов общей юрисдикции и арбитражных судов (что, на наш взгляд, представляет собой совершенно невообразимую процедуру). В итоге дело дошло только до одного более или менее реального шага — принято решение о переезде ВАС РФ и ВС РФ в Санкт-Петербург, вслед за КС РФ. Но пока реализация и этого решения маячит только в призрачной перспективе. Что касается административных судов, то за их создание выступает и президент, и главы высших судов. Но пока они не могут решить, в чьей компетенции окажется новая разновидность судопроизводства.

Кстати, именно в 2012 г. отметила свое двадцатилетие система арбитражных судов, по этому случаю ВАС РФ организовал в январе праздничные меро­приятия, убив двух зайцев, — в рамках празднования прошло и совещание председателей арбитражных судов. Для арбитражей 2012 г. прошел еще и в подготовке к началу работы Суда по интеллектуальным правам, который должен открыть свои двери для сторон судебных споров в Москве в феврале 2013 г. (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 4-ФКЗ).

ВТО

В начале августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, ратифицировав Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ). Заметим, что принятие закона о ратификации было довольно неоднозначным, за него проголосовали 238 депутатов, а против — 208.

Переговоры о вступлении России в ВТО продолжались много лет, присоединение потребовало от России провести множество внутригосударственных преобразований. Причем на сегодняшний день «коллеги» России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан — членами ВТО не являются, что вызывает критику со стороны западных политиков. По их мнению, членство России в ВТО не стыкуется с ее статусом участника Таможенного союза.

ВТО представляет собой международное некоммерческое объединение, которое осуществляет регулирование экономической деятельности своих участников. Среди принципов деятельности ВТО: равные права стран-участниц, взаимность, прозрачность, создание действующих обязательств и защитных клапанов. Влияние ВТО на экономику ее участников очень велико, с чем была связана волна критики, обрушившаяся на российских политиков, принявших– таки закон о присоединении.

Праздники

В апреле этого года Правительство РФ получило официальное право «перетасовывать» выходные, выпадающие на нерабочие праздничные дни новогодних каникул, по своему усмотрению (Федеральный закон от 23.04.2012 № 35-ФЗ). Этим же законом был установлен перенос выходных, выпавших на нерабочие праздничные дни в 2012 г., на майские праздники. Кроме того, официальные новогодние праздники продлены на два дня, перечень нерабочих дней пополнили 6 и 8 января.

До сих пор перенос выходных, выпавших на нерабочие праздники, осуществлялся только нормативным актом Правительства РФ, и специальных правил для январских выходных не было. Такой акт нужно было опубликовать не позднее, чем за месяц до начала соответствующего календарного года. В течение года менять перенесенные выходные можно, только если установивший такой перенос нормативный акт официально опубликован не позднее, чем за два месяца до перенесенного выходного.

До принятия Федерального закона № 35-ФЗ долго шли дискуссии по поводу предложений продлить майские праздники за счет сокращения новогодних каникул. Правда, такую формулировку в Трудовой кодекс так и не внесли.

Кстати, правительство определилось по вопросу переноса выходных дней в 2013 г.: суббота и воскресенье 5 и 6 января переносятся на 2 и 3 мая соответственно, а понедельник 25 февраля переносится на 10 мая, пятницу (постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048).

Форум

Вторым по значимости майским событием для юридическо­го сообщества (помимо инаугурации Президента РФ) стал Международный юридический форум, который прошел в Санкт-Петербурге. Второй блин вышел не комом, в этом году форум был явно содержательнее и масштабнее, чем в 2011 г. Об этом можно судить даже по составу участников и делегатов.

Заметим, что особое внимание организаторы форума уделили реформе гражданского законодательства, выделив последний день на обсуждение поправок в ГК РФ. Помимо пленарного заседания, реформу обсуждали и на нескольких параллельных сессиях с участием разработчиков законопроекта.