1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

В Москве прошел «День бухгалтерии»

В декабре этого года фирма «1С» провела предновогодний семинар «День бухгалтерии». Мероприятие проходило при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь». Главная его цель — ознакомить участников с изменениями в учете и отчетности, их отражением в программах, рассказать о новых возможностях электронного документооборота. Участники «Дня бухгалтерии» получили информацию из первых рук — от специалистов Минфина России, ФНС России, Минтруда России и фирмы «1С». Отчет об этом мероприятии — в нашей статье.

Готовимся к новому закону о бухучете

Как отметила в своем выступлении Наталия Томило, ведущий консультант Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит ряд значимых изменений. Так, перестают быть обязательными унифицированные формы первичных учетных документов. Теперь организации могут самостоятельно разработать собственные формы первички. Те организации, которые не хотят по каким-то причинам разрабатывать свои формы, могут продолжить использовать унифицированные.

Отметим, что комплект первичных документов входит в поставку «1С:Бухгалтерии 8» и других бухгалтерских программ, выпускаемых фирмой «1С». Организации могут использовать эти готовые формы, предварительно утвердив их в учетной политике.

Со следующего года ведение бухгалтерского учета становится обязательным для всех юридических лиц, в том числе организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В «1С:Бухгалтерии 8», специальных версиях «1С:Упрощенка 8», «1С:Предприниматель 8» возможность ведения бухгалтерского учета для организаций на «упрощенке» поддерживается изначально. Ведь для эффективного ведения экономической деятельности даже совсем небольшим компаниям может понадобиться полноценный бухгалтерский учет.

В этом году нормативная база бухгалтерского учета продолжала активно совершенствоваться, в ряд Положений по бухгалтерскому учету планируется внести изменения. Разработчики учетных решений «1С» заблаговременно подготовились к планируемым изменениям и проработали соответствующие алгоритмы с тем, чтобы оперативно выпустить обновления программ после утверждения новых Положений по бухгалтерскому учету.

Трансфертное ценообразование

В 2012 г. вступил в силу новый раздел V.1 НК РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налого­обложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». В соответствии с этим разделом организации, которые осуществляют сделки со взаимозависимыми контр­агентами (в размере, превышающем оборот 3 млрд руб. в год) и переводы денежных средств (более 100 млн руб. в год) в зоны особого режима налогообложения (офшоры), обязаны в текущем году, начиная с 1 января 2012 г., вести обособленный учет по контролируемым сделкам. В срок до 20 мая 2013 г. требуется предоставить в налоговые органы уведомление о контролируемых сделках.

В ближайшее время финансовым службам компаний предстоит большая работа по классификации сделок и составлению уведомления. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Дмитрий Вольвач, начальник Управления трансфертного ценообразования ФНС России, рассказал о принципах определения цен для целей налогообложения, об источниках информации, которыми пользуются налоговые органы при проведении контроля и определении взаимозависимости лиц. Он также отметил, что налоговое ведомство рассчитывает на скорейший перевод документального информационного взаимодействия с предприятиями в электронный вид — возможности современных ИТ-решений, в частности «1С:Предприятия 8», позволяют решить эту задачу.

В программах «1С:Управление производственным предприятием 8», «1С:Комплексная автоматизация 8», «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» функционал для заполнения уведомлений уже реализован. Разрабатывая его, методисты стремились максимально автоматизировать рутинные операции и облегчить работу. Для этого реализован удобный интерфейс анализа хозяйственных операций и ввода необходимых дополнительных сведений по сделкам, признанным контролируемыми, а также разработаны специальные «помощники подготовки уведомления».

Новый спецрежим: патентная система налогообложения

С 1 января 2013 г. выделен в отдельную главу 26.5 НК РФ специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Для перехода на него индивидуальный предприниматель обязан не позднее 20 декабря 2012 г. подать заявление о получении патента. Об этом и других нововведениях в налогообложении малого бизнеса рассказала Светлана Пахалуева, ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

В программах «1С:Бухгалтерии 8» уже разработан механизм, предусматривающий ведение учета на основе патентной системы. Для этого пользователям этих программ достаточно просто изменить настройку, указав выбранную в новом налоговом периоде систему налогообложения.

Электронный документооборот: от теории к практике

В России полностью сформирована нормативная правовая база электронного документооборота, включая обмен электронными счетами-фактурами. Организации начинают переходить на безбумажный документооборот с клиентами и поставщиками. Но переход на эту форму взаимодействия все еще вызывает много вопросов.

Особенности применения электронного документооборота для целей налогообложения рассмотрела в своем докладе Ольга Думинская, заместитель начальника отдела НДС Управления налогооб­ложения ФНС России. А Вера Сидорова, методист «1С», советник налоговой службы РФ 3 ранга, подробно осветила правовые, налоговые и организационные аспекты применения электронных документов и пошагово провела слушателей по цепочке обмена, которая реа­лизована в «1С:Бухгалтерии 8». Она отметила, что пользователи этих программ могут получить дополнительные преимущества при использовании решения для обмена электронными документами «1С-Такском» — совместной разработки фирмы «1С» и оператора электронной отчетности компании «Такском».

Изменения в «зарплатном» законодательстве

3 декабря 2012 г. подписан Федеральный закон № 243-ФЗ, который вносит очередные изменения в порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели, которые не подпадут в следующем году под действие льгот, будут вынуждены увеличить выплаты социальных взносов почти в 2,5 раза. Так, стоимость страхового года, которая в этом году составляла фиксированные 14384,32 руб., в будущем году будет рассчитываться по специальной формуле с учетом возросшего минимального размера оплаты труда (с 1 января 2013 г. — 5205 руб.) и составит примерно 35 664 руб.

С 2013 г. вводятся дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Так, повышаются до 4% тарифы для работников вредных производств, с последующим ежегодным их увеличением — до 6% в 2014 г., и 9% — с 2015 г. Подробно об этих и других изменениях рассказала Любовь Котова, заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России.

Несмотря на существенные изменения, порядок работы пользователей в «зарплатных» решениях «1С:Предприятия 8» изменится несущественно — им не потребуется осваивать новые правила ведения учета и методики расчетов. Главное — понимать суть изменений и вовремя обновить свою программу.

Подготовка годового отчета — 2012

Завершается очередной год, за который бухгалтерам необходимо будет отчитаться перед контролирующими органами. Известный методист профессор Сергей Харитонов рассказал об особенностях составления отчетности за 2012 г. и рекомендовал бухгалтерам в полной мере использовать ту поддержку, которую обеспечивает им «1С:Бухгалтерия 8», информационно-технологическое сопровождение («1С:ИТС»), а также новый сервис «1С-Отчетность».

Профессор С. Харитонов отметил, что функционал «1С-Отчетность» позволяет перевести взаимодействие с контролирующими органами на новый уровень, обеспечивая бухгалтерам в дополнение к традиционным удобствам особые преимущества:

  • сдача отчетности в контролирующие органы производится прямо из программ «1С:Бухгалтерии 8», в которых ведется учет и формируются отчетные формы — без переключения на другие приложения и без повторного заполнения форм;
  • подключение к сервису производится непосредственно на рабочем месте пользователя, без визита в офис оператора.

Специально в помощь пользователям программ «1С:Предприятие» выпущено пособие «Практический годовой отчет за 2012 год» под редакцией профессора С. Харитонова. В книге подробно рассмотрены ключевые изменения в законодательстве (новая бухгалтерская отчетность, страховые взносы и отчетность по ним, новые декларации по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество, изменения по НДС, налогу на прибыль и др.) и представлена информация по заполнению форм отчетности.

Новинки от «1С»

Год назад в «День бухгалтерии» впервые была представлена редакция 3.0 «1С:Бухгалтерии 8». Пользователи получили возможность выбирать — приобретать ли «коробочную» версию программы и устанавливать ее на своем компьютере или в локальной сети, работать ли с ней в «облачном» режиме в рамках сервиса «1С:Предприятие через Интернет» (1cfresh.com), или же использовать смешанную модель работы. При этом пользователи имеют возможность выгрузить «облачную» информационную базу и перенести ее на свой компьютер.

Несмотря на известные преимущества «облаков», существуют объективные ситуации и причины, по которым пользователям этот режим может не подходить. Например, при желании использовать доработанную и настроенную «под себя» программу, неготовности менять привычные бизнес-процессы или отдавать свои базы данных «в чужие руки».

Новый сервис «1С:Линк» позволяет нажатием одной кнопки в «1С:Предприятии 8» сделать возможным надежный и конфиденциальный доступ через Интернет к программе, расположенной на сервере или компьютере пользователя. Для передачи данных по Интернету используется защищенный протокол HTTPS, гарантирующий надежное шифрование сетевого трафика с помощью персонального SSL-сертификата. В течение сессий удаленного доступа через Интернет обращение производится только к зарегистрированной в сервисе информационной базе, а не ко всему содержанию компьютера пользователя. Такая организация обеспечивает надежное хранение и обработку информации на компьютере пользователя и исключает хранение и дешифрование данных сервисом «1С:Линк». Особая ценность нового сервиса в том, что для обеспечения безопасности не требуются дополнительные расходы на программные и аппаратные средства защиты компьютера пользователя и сопровождение его системным администратором.

В настоящее время «1С:Линк» доступен пользователям в рамках пилотного проекта. После запуска сервиса в коммерческую эксплуатацию пользователи информационно-технологического сопровождения уровня ПРОФ получат возможность подключать с помощью сервиса «1С:Линк» до пяти удаленных рабочих мест (например, для генерального директора, главного бухгалтера, разъездных сотрудников).

Среди пользователей программ «1С» есть и те, кто до сих пор работает со старой версией 7.7 — поскольку иногда сложно отказаться от сформированных десятилетиями привычек и установок. Для этих пользователей в «1С:Бухгалтерии 8» реализован эмулятор интерфейса старых программ. При использовании этого режима основные возможности современного решения становятся доступны, а для перехода к полноценному их применению по мере готовности и привыкания можно легко переключиться на новый интерфейс. Напомним, что при переходе на «1С:Бухгалтерию 8» с версии 7.7 перенос накопленных данных и документов осуществляется в два простых шага непосредственно из информационной базы 7.7 и рассчитан на то, что его могут самостоятельно выполнить неподготовленные пользователи.

Бухгалтеры уже начали переходить на новую редакцию 3.0. Они ее получают в рамках обычного обновления, без дополнительной оплаты, переход не отличается от штатного обновления текущей редакции программы. Поддержку предыдущей редакции 2.0 планируется продолжать до конца марта 2014 г., обес­печив сдачу отчетности за 2013 г.

Обсуждаем перспективы

На семинаре были представлены как уже утвержденные изменения в учете и отчетности, так и те, которые в настоящее время активно обсуждаются в бизнес-сообществе и государственных структурах. Так, среди перспективных направлений — предложения Агентства стратегических инициатив России (АСИ) по совершенствованию налогового администрирования с целью повышения эффективности работы российских предприятий, государственного аппарата и экономики в целом и улучшения инвестиционной привлекательности страны.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business на 2013 г., который характеризует инвестиционный климат в 187 странах мира, Россия занимает 112 место. Год назад — была на шесть позиций ниже. По одному из показателей рейтинга — paying taxes (уплата налогов) — продвижение вверх составило 30 пунктов, с 94 на 64. Предложенные изменения должны улучшить этот показатель и позволить к 2018 г. подняться до 40 строки этого мирового рейтинга. Один из факторов, позволяющий России потеснить другие страны по этому показателю, — использование программного обеспечения и электронных сервисов. От того, ведет ли бухгалтер учет в современной программе, которая умеет быстро и надежно подготовить отчетность и сразу же отправить ее в контролирующие органы, обменивается ли с партнерами и налоговиками первичкой через Интернет или же ведет учет по старинке с множеством «ручных» операций, зависит эффективность экономики страны и ее инвестиционная привлекательность.

Директор фирмы «1С» Борис Нуралиев доложил об основных предложениях рабочей группы АСИ по совершенствованию налогового администрирования — дорожной карте. В документ включены порядка 80 проблем и мероприятий, сгруппированные по пяти следующим направлениям:

  • сокращение времени, необходимого на подготовку и сдачу налоговой отчетности;
  • взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;
  • приближение расчета налога на прибыль к бухгалтерскому учету;
  • НДС и электронный документооборот;
  • специальные налоговые режимы.

Один из основных индикаторов результативности предпринимаемых мер — сокращение среднего времени «модельной» компании на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Сейчас этот показатель составляет 177 часов, к 2015 г. должен уменьшиться до 140—160 часов, а к 2018 г. — до 120—150 часов.

Ознакомиться с дорожной картой можно на сайте Агентства стратегических инициатив (http://asi.ru/upload/iblock/b75/DK_14-11-2012.pdf).