1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1210

Положение о госнадзоре за деятельностью СРО прояснило предмет проверок

На днях правительство утвердило Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (постановление от 22.11.2012 № 1202).

С его принятием в уже созданной на основании Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» системе государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций ничего не изменится.

Но вот с предметом проверок станет больше ясности.

Система государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) начала создаваться несколько лет назад на основании базового закона о саморегулируемых организациях и отраслевых законов. Действовавшей до 25.06.2012 редакцией ст. 23 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ) пре­дусматривалось, что государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

В настоящий момент действует новая редакция этой статьи, которая делегирует осуществление государственного надзора за деятельностью СРО уполномоченным федеральным органам исполнительной власти. А также предусматривает, что такой надзор должен осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом № 315-ФЗ и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профес­сиональной или предпринимательской деятельности.

Система надзора останется

Несмотря на то что новая редакция ст. 23 Закона № 315-ФЗ начала действовать только с 25 июня 2012 г., уполномоченные федеральные органы исполнительной власти на основании полномочий, предоставленных им отраслевыми законами, приняли соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения подконтрольных им СРО.

Так, например, Минфин России приказом от 21.09.2011 № 115н утвердил Административный регламент по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов. А Минэкономразвития России приказом от 07.10.2011 № 549 — административный регламент по госнадзору за деятельностью СРО арбитражных управляющих и СРО оценщиков.

Нормативная правовая база для осуществления госнадзора за деятельностью СРО сегодня так или иначе создана всеми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Вот только в их рядах случился разброд, поскольку, например, Минэнерго России предпочло утвердить не административный регламент, а порядок проведения плановых и внеплановых проверок СРО в области энергетического обследования (приказ от 30.12.2011 № 650).

По этому пути пошла и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ от 07.05.2010 № 370). Правда, пре­дусмотрев в утвержденном порядке проведения проверок при осуществлении госнадзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,

реконструкции, капитального ремонта объектов капстрои­тельства, что он действует до утверждения соответствующего административного регламента.

Таким образом, система госнадзора за деятельностью СРО в настоящее время создана. А принятое правительством Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (далее — Положение), на наш взгляд, только структурирует уже созданную систему, не привнося в нее ничего существенного, за исключением некоторых формальностей.

Например, того, что сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, организации и проведении проверок должны определяться административными регламентами в установленном порядке. В связи с этим Мин­энерго России вместо порядка необходимо будет утвердить соответствующий регламент.

Что проверят

Главным достижением Положения является определение предмета проверок. Конечно, не обошлось без общих формулировок, таких как «предметом проверок... является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных Федеральным законом „О саморегулируемых организациях“, другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций». Кстати, эти общие формулировки присутствуют во всех отраслевых законах, а также нормативных правовых актах, принятых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Теперь к этим общим формулировками правительство добавило частности. А именно федеральные органы исполнительной власти смогут проверить соблюдение требований законодательства, касающихся в том числе:

  • соответствия числа членов СРО числу, установленному законодательством;
  • разработки и установления условий членства в СРО;
  • стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
  • обеспечения СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
  • осуществления СРО контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами СРО, условий членства в СРО, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
  • обеспечения информационной открытости деятельности СРО и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
  • аттестации работников членов СРО или сертификации произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), в случае если СРО обязана осуществлять аттестацию или сертификацию;
  • рассмотрения жалоб на действия членов СРО и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в случае если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами СРО (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в СРО;
  • осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами СРО;
  • выполнения предписаний, выданных СРО должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.