Правительство обновило правила контроля за трансграничным бартером

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило довольно подробный порядок действий таможенных органов в рамках процедуры осуществления учета и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками. Постановление от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (далее — постановление № 1207) вступит в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования1.

В настоящее время вопросы осуществления учета и контроля за внешне­торговыми бартерными сделками регулируются двумя документами (в части, не противоречащей действующему законодательству):

  • Положением об осуществлении на территории РФ контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме (утв. ВЭК РФ № 07-26/3226, ВЭС РФ № 10-83/2007, ГТК РФ № 01-23/10035 от 28.05.97);
  • Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ (утв. ГТК РФ 11.04.97 № 01-23/6678, МВЭС РФ 09.04.97 № 10-83/1355, ВЭК РФ 02.04.97 № 07-26/768).

Но, как видно, оба указанных выше положения были приняты достаточно давно, более десяти лет назад. К тому же ни один из этих документов, в отличие от постановления № 1207, не содержит подробных полномочий таможенных органов и сроков их осуществления в рамках контроля за внешнеторговыми бартерными сделками.

Таможенный орган не может запросить у компании дополнительные документы

Постановление № 1207 содержит закрытый перечень документов, которые таможенный орган вправе истребовать у компании в рамках контроля за внешнеторговым бартером (п. 5). К ним относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации организации или гражданина в качестве предпринимателя и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
  • документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговой бартерной сделки (включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица), а также документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), акты государственных органов;
  • документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (передачу или ввоз товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

Процедура истребования документов «запускается» ФТС России в течение трех дней после выпуска первой партии товаров, вывозимых по бартерной сделке путем направления в уполномоченный таможенный орган электронной ГТД. Это относится и к случаям, когда речь идет о сделке, предусматривающей поставку только одной партии товара (п. 9 постановления № 1207). В течение дня, следую­щего за днем получения ГТД, таможенный орган направляет запрос об истребовании необходимых документов. Причем он вправе потребовать представления только тех документов, которые используются субъектами предпринимательской деятельности в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п. 7 постановления № 1207). Представить эти документы, как и всегда, субъект бартерной сделки может в оригинале или в виде заверенной копии. В первом случае таможенный орган обязан будет возвратить представленный оригинал документа по окончании рассмотрения всех документов (п. 6 постановления № 1207).

Срок для представления документов составит десять рабочих дней со дня получения организацией или предпринимателем соответствующего запроса таможенного органа (п. 7 постановления № 1207).

В постановлении № 1207 также сказано, что при изменении сведений, содержащихся в представленных по запросу таможенного органа документах, направившие их организация или предприниматель обязаны сообщить о таком изменении в уполномоченный таможенный орган и приложить обосновывающие документы. Правда, в какой срок нужно это сделать, не сказано. Как, впрочем, и не сказано, что сделать это следует «незамедлительно».

Учет внешнеторговых бартерных сделок будут вести в электронном виде

Учет внешнеторговых бартерных сделок будет осуществляться исключительно в электронном виде (п. 15 постановления № 1207). Для каждой бартерной сделки проверяющий таможенный орган будет оформлять отдельный документ учета, в котором должны содержаться сведения об учетном номере сделки и дате составления учетного документа, общие сведения о сделке (дата и номер договора, стороны, общая сумма, валюта цены, дата завершения исполнения всех обязательств по сделке). Учетный документ также будет содержать сведения о таможенном органе, составившем его, а также о документах, которые были запрошены проверяющими у участника сделки (п. 16 постановления № 1207). Информацию о таких документах контролирующий орган обязан будет внести в учетный документ в течение двух дней после дня их получения (п. 18 постановления № 1207). А на внесение сведений о завершении исполнения всех обязательств по бартерной сделке у таможенного органа будет три дня (п. 20 постановления № 1207).

Заметим, что согласно п. 17 постановления № 1207 форма учетного документа утверждается ФТС России. На сегодняшний день такой формы нет, а потому можно сказать, что положения о ведении электронного учета бартерных сделок заработают только после издания таможенной службой соответствующего нормативного правового акта.

1 На момент выхода номера в печать документ официально не опубликован.

к сведению

Напомним, что для оформления паспорта бартерной сделки российское лицо должно направить подписанное и удостоверенное печатью (для юридических лиц) заявление в Управление Минпромторга России в регионе, в котором оно зарегистрировано. К заявлению необходимо приложить:

  • два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица паспорта бартерной сделки, составленного по установленной форме;
  • оригинал договора (изменения и/или дополнения к нему), на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии;
  • оригинал и копию разрешения МВЭС России, выдаваемого в случаях, предусмотренных п. 3 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  • удостоверенную копию документа о госрегистрации заявителя;
  • копии учредительных документов (для юрлиц только при первом обращении в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе за оформлением паспорта);
  • копию документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
  • копию международного договора Российской Федерации, если договор, на основании которого составлен паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие исполнение части договора (копии ГТД, актов и других документов, свидетельствующих о выполнении работ, оказании услуг, передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности), если паспорт составлен на основании договора, заключенного до вступления в действие Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1209;
  • удостоверенный российским лицом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.

Внимание! Если сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн долл. США, то паспорт бартерной сделки оформляется только в Управлении Минпромторга России по Центральному району, по согласованию с министерством.

Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления. В течение этого срока проводится проверка представленных документов и соответствия сведений, указанных в паспорте, сведениям, содержащимся в этих документах.