1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Игра не местного значения

До 1 ноября все регионы должны завершить проведение выборов в местные органы власти. Так распорядилась Центральная избирательная комиссия. Губернаторы спешат — к назначенному сроку им нужно отчитаться. Вот только стоит ли торопиться? Ведь большинство вновь избранных мэров и депутатов все равно останутся без работы.

Еще в 2003 году был принят Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором черным по белому была прописана дата начала его реализации —1 января 2006 года. После этого в течение двух с половиной лет руководители регионов (за редким исключением) как могли отбивались от грядущей реформы. И наконец им это удалось.21 сентября Госдума одобрила поправки в 131-й Закон, согласно которым до 2009года субъектам РФ дано право самостоятельно решать, реализовывать у себя Закон или нет.

Эксперты говорят, что фактически реформу местного самоуправления отложили на 3 года. В качестве причины отсрочки называется неготовность федерального законодательства. Так, за 2 года Минфин не сумел разработать поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Да и готовность регионов к изменениям достаточно низка.

Правда, в отдельных областях (сейчас таковых около 40) уже проведены выборы в местные органы власти и наметилась финансовая определенность. Но в большинстве районов нет средств даже на проведение первоначальных мероприятий, не говоря уже о подготовке специалистов для работы на местном уровне. В Центральной полосе России и восточных регионах целые районы буквально отрезаны от «большой земли», там нет ни телефонной связи, ни дорог, ни других средств коммуникации. И где брать ресурсы для формирования органов местной власти — большой вопрос!

Именно невозможность реализации Закона и обусловила подготовку поправок по срокам его введения в действие. Еще весной позиция Администрации Президента была непреклонна: сроки не менять, Закон не трогать. Но позже установка коренным образом изменилась — в Законе должна быть отсрочка до 2009 года. Это свидетельствует о том, что ясности и четкости по поводу реформы местного самоуправления нет и на самом верху.

В результате законодатели дали право субъектам на переходный период использовать фактическое положение вещей и по собственному усмотрению своими законами увеличивать объем полномочий районных муниципальных образований. Возникает резонный вопрос: может ли субъект вообще не передавать полномочия на местный уровень? Исходя из поправок получается, что может! В таком случае, чем же будут заниматься вновь избранные местные правительства и законодательные собрания? Непонятно.

Члены думского Комитета по местному самоуправлению, работавшие над поправками, признают, что «принятием измененного Закона мы запутаем всю страну и 80% субъектов не сделают ничего». По мнению депутатов, введя переходный период, государство просто перекладывает вину за тяжелую ситуацию в регионах на субъекты РФ:«...начали реализовывать Закон — плохо, не начали— тоже плохо». Кроме того, комплекс поправок получился очень неоднозначный, впрочем, как и сам Закон. Его формулировки настолько сложные, что у многих депутатов, по их словам, в головах образовался «полный вакуум»! А что говорить о простых людях?

Кстати, есть и еще одна очень важная тема: кто приходит к власти на местных выборах? Стоит напомнить, что выборы в 25 тысячах МО завершатся 1 ноября2005 г., то есть сейчас они идут полным ходом. Так, в Московской области в нарушение законодательства мэр города одновременно стал главой района в муниципальном образовании. «Каждый хочет полномочий, собственности и денег» — вот зачем сегодня идут во власть.

Юристы, работавшие над Законом, отмечают правовую коллизию: с одной стороны, он вступает в силу с 1 января 2009 года, а с другой— еще до этого срока субъекты РФ вправе использовать его нормы. То есть Закон не вступил в силу, но уже применяется. Причем на так называемый переходный период действуют особые правовые условия для субъектов РФ, которые вправе самостоятельно регулировать свое законодательство.

Это противоречит заявлению Президента о «создании механизма политической и юридической ответственности региональных и местных властей за конечный результат их работы».

Что получается? Закон написали, но обеспечить его реализацию в правовом поле не смогли. В итоге позволили субъектам 3 года самостоятельно управлять территориями, но о механизме контроля опять заранее не подумали.

Вывод: в нашей стране умом и сообразительностью отличается только Президент!

Из первых уст

«Убежден, что, совершенствуя систему межбюджетных отношений и разграничения полномочий, мы должны создавать стимулы для региональных и местных властей к развитию региональной экономики, к большей самостоятельности и инициативе. Но при этом необходим механизм политической и юридической ответственности региональных и местных властей за конечный результат своей работы в экономической сфере, по развитию налоговой базы территории, по решению проблем».

В. Путин

К сведению!

В Карелии из 2072 кандидатов в депутаты представительных органов власти муниципальных образований 320 человек имели в прошлом судимости или привлекались к уголовной ответственности. 14 из 361 претендента на должности глав городских и сельских поселений также имели проблемы с законом. Среди депутатов с криминальной биографией есть люди, имевшие даже по четыре судимости, в том числе и за такие тяжкие преступления, как разбой и грабеж. Однако в настоящий момент их судимости считаются погашенными.