Ужасы подземелья

| статьи | печать

Сегодня мы начинаем разговор на не совсем приятную тему. Даже можно сказать — трагическую. Каждый из нас может утром отправиться в бодром настроении на работу, а прийти оттуда с травмой или вовсе не вернуться... Проблема безопасности труда назрела сегодня как никогда. В целях экономии или иногда из-за патологической жадности работодатели предпочитают не тратиться на подобную «ерунду» ,а рабочие не придают такому положению дел никакого значения (удержаться бы на месте). Но в конечном итоге теряют обе стороны.

Первая расплачивается сторицей: компенсационные выплаты за полученные на производстве травмы, как правило, выливаются в круглую сумму. Люди же чаще всего теряют свое здоровье из-за русского «авось пронесет» и безалаберности.

В данном материале мы раскроем проблемы одной узкой отрасли производства. Речь пойдет о горно-металлургической промышленности. Горняки и шахтеры, как это нестрашно звучит, гибнут на своих рабочих местах или в лучшем случае получают увечья.

В последнее время, правда, руководство некоторых предприятий стало наконец уделять большее внимание охране труда людей, стоящих у доменных печей, проводящих по двенадцать часов под землей. Но трагические случаи происходят и скорее всего еще будут происходить.

По данным Центрального совета горнометаллургического профсоюза, на предприятиях их отрасли за 1-е полугодие 2005 года произошло 1066 несчастных случаев, что на 175 случаев меньше, чем в 1-м полугодии 2004 года (здесь и далее показатели за 1-е полугодие 2004 года печатаются в скобках). Из них 52 (58) — со смертельным исходом, 193(203) — с тяжелым исходом.

Уровень травматизма повысился в Белгородской, Липецкой, Мурманской областях, Республике Северная Осетия —Алания; в акционерных обществах «Магнитогорский металлургический комбинат», «Электроцинк», Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, «Электросталь», Московский металлургический завод «Серп и Молот», «Свободный Сокол».

Меньше трагических случаев стало происходить в Вологодской, Оренбургской, Свердловской областях, Республике Хакасия, Алтайском крае, Орловской области, Республике Саха (Якутия); в акционерных обществах «Оскольский электрометаллургический комбинат», «Новокузнецкий металлургический комбинат», «Евразруда», «Михайловский» и «Ковдорский» ГОКи, «Ижсталь», Череповецкий сталепрокатный завод.

С одной стороны, можно порадоваться: пошло все как бы на улучшение, но если представить, сколько горя и слез стоит за каждым погибшим, то такое «радостное сообщение» совсем не веселит.

Отчего люди гибнут? По каким причинам? Исследования специалистов ЦС горно-металлургического профсоюза выявили несколько причин:

✔ неудовлетворительная организация производства работ — 46,8% (45,71%);

✔ эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, нарушение технологического процесса — 9,38%(14,29%);

✔ конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования— 6,25% (8,57%);

✔ нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств — 6,25% (0%);

✔ нарушение Правил дорожного движения — 3,12%(2,86%);

✔неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест — 3,12% (0%);

✔ неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории — 3,12% (0%);

✔ недостатки в обучении безопасным приемам труда —3,12% (5,71%);

✔ неприменение средств индивидуальной защиты —3,12% (8,57%);

✔ неприменение средств коллективной защиты —3,12% (0 %);

✔ нарушение трудовой и производственной дисциплины— 3,12% (2,86%);

✔ горно-тектонический удар — 3,12% (0%);

✔ прочие — 6,25% (8,57%).

Сколько еще их будет, погибших ради обеспечения семьи, родных и близких? Единицы, десятки, сотни? Понятно, что горно-металлургическая отрасль подразумевает под собой некую опасность. Даже в классификационной таблице профессионального риска эти профессии считаются одними из самых опасных.

Но похожие проблемы, к сожалению, существуют везде: на стройке, в сельском хозяйстве, на швейных фабриках, в парикмахерских, больницах... Причины разные. Порой объективные, чаще всего — нет. Но какими бы они ни были, говорить о них надо. Публично, открыто и не стесняясь.