Рейдеры — «пираты» XXI века.

Кто они: криминальные захватчики или «санитары бизнеса»?
| статьи | печать

Недружественные поглощения предприятий продолжают будоражить общественность. В конце июля был проведен «круглый стол» «Рейдеры: бизнес или криминал?», в ходе которого депутаты Госдумы, чиновники и юристы пытались выработать общую позицию, касающуюся взаимоотношений «захватчиков» и государства.

По оценкам экспертов, за последние пять лет только в Москве совершено около 5тыс. недружественных поглощений, а ежегодный объем данного рынка — примерно 3 млрд дол. Однако лишь 1% захватов носит криминальный характер. Подавляющее большинство поглощений (99%) происходит в рамках закона.

Впервые в истории России у представителей одного из самых «скрытых» сообществ российского бизнеса — рейдеров — появилась возможность во всеуслышание заявить о себе.

Пикантность данному мероприятию придало объявление «временного перемирия»— «акулы» бизнеса, законодатели и представители московского правительства собрались за «общим столом».

Зачастую рейдеры выступают своеобразным «пугалом» для бизнес-сообщества, комментировал В. Дрововозов, консультант онлайн-сообщества рейдеров. И мало кто оценивает пользу их деятельности — переход имущества к эффективному собственнику. Чтобы «узаконить» этот вид бизнеса, достаточно направить его в цивилизованное русло и не перегибать с административным ресурсом.

Расцвет рейдерства в России, по мнению экспертов, вызван ошибкой, допущенной в приватизационном праве. Предприятия, как правило, акционировались в так называемой открытой форме (было создано 157 тыс. ОАО). Неприспособленность (несоответствие «формы» «содержанию») к условиям рынка и слабый менеджмент превратили эти компании в легкую добычу для рейдеров.

Дабы разорвать «порочный круг», следует упростить преобразование ОАО в ООО (сейчас для этого необходимо согласие всех акционеров, чего достичь практически невозможно). А также обязать общества выплачивать дивиденды. Для «полного комплекта» ужесточить стандарты раскрытия информации, чтобы принудить большую часть ОАО сменить организационно-правовуюформу.

Типичная схема захвата предприятий, по словам председателя Комитета по собственности Госдумы В. Плескачевского, выглядит так: некое лицо в интересах какой-либо компании покупает несколько акций предприятия. Вскоре на правах акционера оно подает иск в суд, пытаясь инициировать проверки в отношении руководства и крупных акционеров. Так как на данные меры выделяется приличный бюджет, дело обычно завершается успехом. И на «престол» руководителя возводится свой человек, чья задача — списать все активы на захватчика.

Популярна схема с переписыванием реестра. Она применяется в отношении предприятий с числом акционеров менее 50, где реестр ведется на бумаге. Доказать впоследствии свою причастность к акционерам этого предприятия практически нереально из-за «дыр» в законах.

Сегодняшняя нормативно-правовая база не позволяет разделять цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений и незаконные захваты предприятий. В России не существует системного корпоративного права, поэтому часто выносятся противоречащие друг другу судебные решения.

Нередко поводом для захвата выступает дисбаланс интересов миноритариев и мажоритариев. В российском законодательстве есть норма, позволяющая миноритарному акционеру обращаться с иском в защиту своих имущественных интересов к самому предприятию, что и используют агрессоры.

К счастью, Госдума не сидит сложа руки. По мнению законотворцев, «лоскутное» изменение корпоративного права недопустимо, особенно посредством нормативных актов различных министерств и ведомств. Это может создать еще больше противоречий. Комитет настаивает на том, чтобы в Высшем Арбитражном Суде РФ появился специальный судейский состав по корпоративным спорам, что частично позволит решить проблему криминальных захватов.

Московское руководство также не оставляет без внимания деятельность агрессоров и всеми силами пытается им противостоять. В частности, готовятся нормативные акты, позволяющие изымать сверхприбыли рейдеров в пользу города при перепрофилировании деятельности поглощенных предприятий.

В целом дискуссия носила острый характер и затронула комплекс проблем, связанных с захватами бизнеса. Участники «круглого стола» пришли к общему мнению, что необходимо менять не только законодательство по вопросам собственности, но и менталитет участников рынка слияний и поглощений.

Р. Паршин, эксперт Центра корпоративной защиты

«Борьбу с рейдерами необходимо начать с нескольких показательных процессов против них и введением практики управления предприятиями — потенциальными жертвами захватов — государственными управляющими».