1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

У нас— «товар», у них— «купец»

Минэкономразвития России подготовило проект концепции совершенствования корпоративного законодательства на период до 2008 года. Документ содержит предложения в области концентрации и диверсификации бизнеса, совершенствования типологии юридических лиц, правового регулирования корпоративных конфликтов, развития института ценных бумаг. По предположениям Минэкономразвития, концепция привлечет многочисленных инвесторов.

Если концепция воплотится в жизнь, то система корпоративного управления в России выйдет на новый уровень. Создать бизнес и вести его станет легче. Соответственно возрастет привлекательность российских компаний для внутренних и внешних инвесторов. Снизятся количество и острота корпоративных конфликтов, причем МЭРТ планирует ввести новые механизмы их эффективного регулирования.

На предстоящем заседании Экспертного совета по корпоративному управлению в июле планируется утвердить этот документ с учетом всех поступивших замечаний и дополнений.

Для эффективного корпоративного управления требуются:

справедливость

защита прав акционеров и обеспечение равного ко всем отношения вне зависимости от доли (миноритарий или мажоритарий) и места нахождения (резидент или нерезидент). Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав;

ответственность

признание законных прав заинтересованных лиц, способствующих активному сотрудничеству в целях создания рабочих мест, повышения благосостояния и обеспечения финансовой устойчивости предприятий;

прозрачность

своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, в том числе о финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления;

подотчетность

стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность последнего акционерам.


По оценкам Всемирного банка, 35% экономики России контролируют 23 крупнейшие бизнес-группы. При этом, несмотря на то что создание холдингов часто преследует вполне законные цели и является экономически целесообразным, сложные (пирамидальные) структуры, перекрестное владение акциями и аффилированность с нерезидентами делают непрозрачной структуру собственности и взаимозависимости. В результате акционеры и инвесторы не владеют необходимой информацией для принятия решения об инвестировании. Законодательством статус и деятельность интегрированных хозяйствующих субъектов урегулированы слабо.

Данная тема актуальна не только для бизнеса, но и для государства: многие вопросы налогообложения, отчетности, ответственности (в том числе за нарушение законодательства о конкуренции) зависят от эффективности регулирования «связанных лиц».

Процесс формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса будут приобретать контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появятся предприятия, которые сформируют новые холдинги.

Немаловажен вопрос выбора организационно-правовойформы. Он тесно связан со стратегией развития, источниками и формами привлечения инвестиций, планами реинвестирования и распределения доходов, задачами управления.

Пока преобладают ООО по причине сходства с акционерными формами, но с более мягким, хотя и менее прозрачным, режимом регулирования.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц на 01.01.2005 зарегистрировано 2 240 732 юридических лица, из них обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью — 1 327320, акционерных обществ — 168 583, полных товариществ — 482, товариществ на вере — 697, производственных кооперативов —24 318, некоммерческих организаций — 480 000.

В то же время на долю 42 акционерных обществ, являющихся самыми крупными по объему капитализации, приходится 98% общей стоимости компаний, котируемых на фондовом рынке. При этом на три «гиганта» — РАО ЕЭС, Газпром и РАО РЖД — приходится 13,5% ВВП России. Эти цифры свидетельствуют о важности крупных акционерных обществ для всей экономики страны и необходимости внимания к ним со стороны всего общества.

В целом концепция содержит обширный перечень изменений в различных областях корпоративного права и управления. Более подробно мы расскажем о них в ближайших номерах «ЭЖ».