1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Зон еще нет, а потери уже считают

Создание особых экономических зон должно привести к развитию промышленного и научного потенциала российской экономики. Однако ряд положений законопроекта об ОЭЗ, как показали парламентские слушания и его обсуждение Бюджетным комитетом Госдумы, вызвали у депутатов множество вопросов. И не только у них.

Хотя с основными положениями законопроекта наш читатель уже знаком (их в«ЭЖ» № 12 комментировал директор Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ РФ Саид Баткибеков), напомним, что суть любой ОЭЗ заключается в следующем. Государство определяет конкретные цели для каждой зоны, законодательно закрепляет особые благоприятные условия функционирования предприятий на ее территории (заключающиеся в предоставлении налоговых и таможенных льгот, облегчении административного воздействия, упрощении экспортно-импортного контроля и т. п.), определяет функции органов регулирования, управления и контроля за деятельностью предприятий, соблюдением ими условий на территории зоны.

Задача-максимум: дать, но не потерять

Понятно, что у Минэкономразвития была достаточно сложная задача: подготовить законопроект, который, с одной стороны, обеспечивал бы хоть какие-то преференции резидентам ОЭЗ (чтобы экономика действительно получила результат от создания зон), а с другой — не стал бы очередным источником «негативного опыта» в виде уклонения от уплаты налогов.

Как и ожидалось, вопрос о предоставлении налоговых льгот резидентам ОЭЗ вызвал споры. Выяснилось, что относительно того, насколько особые условия будут благоприятными для предприятий и экономики, нет единого мнения.

Представлявший в Думе законопроект об ОЭЗ замминистра экономического развития Андрей Шаронов отметил, что налоговая составляющая позволит сэкономить резидентам промышленно-производственных зон (ППЗ) 3—5%, технико-внедренческих зон(ТВЗ) 5—7%, в то время как снижение издержек на преодоление бюрократических барьеров может составить для ППЗ от 5 до 7% расходов и для ТВЗ — от 3до 5%. За счет инфраструктуры резиденты получат возможность сократить стоимость инвестиционных проектов на 10—12 и 8—10% соответственно. То есть налоговые послабления не будут главным стимулом для бизнеса.

Между тем заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина считает, что предлагаемых законопроектом мер явно недостаточно для привлечения инвесторов в ОЭЗ: «Нужно дать такой режим преференций, чтобы капиталы пришли!» Государство же пока выступает в роли скупого рыцаря. Так, в заключении Комитета по бюджету и налогам на проект закона об ОЭЗ отмечается, что «реализация предлагаемых норм неизбежно повлечет уменьшение налоговых поступлений».

Получается как всегда: предлагаемые законопроектом меры (ускоренные признание расходов на НИОКР и амортизация с коэффициентом 2, снятие ограничений по переносу убытков на будущее для резидентов ППЗ,14-процентный ЕСН для ТВЗ, освобождение от налога на имущество и земельного налога для всех) бизнесу кажутся недостаточными, а государство уже озабочено предстоящими потерями.

Налоги — не главное

Странно, что потери ищутся исключительно в налогах. Наверное, более правильным было бы взглянуть на расходы на создание инфраструктуры. Ведь согласно законопроекту особые экономические зоны должны создаваться, что называется, в чистом поле.

Зампредседателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Николай Ашлапов, сославшись на выступление Германа Грефа на заседании правительства, отметил, что на создание инфраструктуры зоны промышленно-производственного назначения может потребоваться около 4 млрд руб. Какие губернаторы смогут позволить себе такие затраты (даже в пропорции 50:50 — федерация и регион), непонятно.

В то же время в стране существуют тысячи предприятий, в том числе ФГУПов, которые практически не работают. Но у них есть электроэнергия, вода, канализация, связь, все необходимые коммуникации. Более того, есть производственные цехи, которые можно переделывать, реконструировать. То есть это уже созданная инфраструктура, которая простаивает. И частные собственники такие предприятия согласятся продавать, причем за относительно небольшие деньги. С основным принципом никто неспорит: земля и инфраструктура должны находиться в государственной собственности. Но лучше все-таки это сделать с наименьшими затратами и наибольшей пользой.

Учтут ли замечания?

У Мининформ связи свои претензии к законопроекту. С одной стороны, такой закон, безусловно, нужен, но Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества, считает необходимым осознать, что он поможет именно материальному производству в стране — инвестициям в сборку высококачественных товаров, но вряд ли поможет развитию инновационных отраслей, и в первую очередь информационных технологий.

Ограничение деятельности компаний в технико-внедренческих зонах площадью 2 кв. км представляется ему сомнительной мерой, поскольку специфика ведения бизнеса в компаниях сферы информационных технологий предполагает удаленную занятость (до90%) — люди работают не на территории предприятия, а следовательно, и зоны, а в удаленных подразделениях, на дому и пр. Таким образом, льготой по ЕСН такие фирмы воспользоваться не смогут, поскольку закон четко говорит, что эта льгота применяется компаниями, которые нанимают работников на территории ОЭЗ.

Но и это еще не все. Серьезные проблемы может создать и весьма существенное требование по объему инвестиций к резидентам промышленно-производственных зон (эквивалент 10 млн евро, за исключением нематериальных активов, из них 1 млн — в первый год). Во-первых, названная сумма фактически не дает малому бизнесу воспользоваться преимуществами, которые может дать работа в ОЭЗ. А во-вторых, не радует и тот факт, что нематериальные активы не в счет (но это опять-таки больше касается сферы информационных технологий).

Однако участники парламентских слушаний сочли предлагаемый размер капвложений приемлемым. И рекомендовали принять законопроект, регулирующий порядок создания и функционирования ОЭЗ, в течение весенней сессии. Тем более глава МЭРТ уже проинформировал главу государства, что график рассмотрения составлен таким образом, чтобы успеть принять закон до 15 июля.

Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли России:

— Одна зона позволит привлечь российские и иностранные инвестиции на сумму не менее 9 млрд руб., то есть порядка330 млн дол., ежегодно дополнительно производить продукцию и услуги на сумму не менее 6млрд руб. и дополнительно создать не менее 14 тыс.рабочих мест. Оценки поступлений в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды от одной ОЭЗ —примерно 1 млрд руб. в год.

В целом мы считаем, что зоны позволят решить вопрос дополнительного привлечения и иностранного капитала, и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, стимулировать развитие регионов, содействовать выравниванию их экономического потенциала, дать импульс развитию высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, влиять на создание новых рабочих мест и снижать отток высококвалифицированных кадров из страны.

Выводы делайте сами

Для координации и управления ОЭЗ будет создано федеральное агентство.

Чтобы заключить соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, предприятие помимо учредительных документов и свидетельств о госрегистрации и постановке на учет в налоговом органе обязано представить в территориальный орган агентства бизнес-план установленной формы, а также положительное заключение по этому бизнес-плану, подготовленное банком (иной кредитной организацией).

При этом банк должен быть включен в перечень, утверждаемый федеральным агентством (критерии включения в этот перечень определяются министерством). Для заключения соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности банковского заключения на бизнес-план не требуется.