Возможности проведения IPO в России

| статьи | печать

Обострение конкуренции в различных отраслях стимулирует компании к поиску новых источников финансирования, в том числе путем размещения своих акций на фондовой бирже. С какими проблемами они при этом сталкиваются? Что необходимо предпринять регулирующим органам и законодателям, чтобы сделать такие размещения внутри страны для российских компаний более доступными и выгодными? Эти вопросы были в центре внимания Первого Всероссийского IPO-конгресса.

Привлечение капитала путем эмиссии акций дает значительные конкурентные преимущества компании-эмитенту. Эти финансовые ресурсы, не подлежащие возврату, можно использовать для реализации долгосрочных проектов, расширения деятельности, поглощения более мелких компаний.

Компании готовы увеличивать уставный капитал за счет такого способа привлечения средств на 10—30%.Выпуск публичных финансовых инструментов часто способствует снижению стоимости заимствований. Увеличивается и число потенциальных кредиторов. Расширяется круг клиентов и контрагентов, поскольку больше доверия к компании, которая раскрывает о себе информацию.

До недавнего времени большинство компаний были не готовы к такому способу привлечения ресурсов.

Однако ужесточение конкуренции вынуждает многие компании постепенно приводить структуру собственности, управления и отчетность в состояние, которое требуется для привлечения внешних инвестиций.

Объем привлекаемых отечественными компаниями средств не очень велик. В основном до 100—150 млн дол. Минимальное, но эффективное привлечение капитала таким образом составило 8 млн дол. (см. схему 5).Размещения на ведущих мировых площадках в таких случаях могут быть нецелесообразны по финансовым соображениям. Подчас компаниям выгоднее провести размещение на российском рынке, а затем выпустить американские депозитарные расписки (ADR), которые предоставляют доступ к американскому рынку капитала(см. схему 4).

Нужно учитывать, что размещение на западных рынках связано с большими затратами для компании, прежде всего из-за жесткого регулирования процесса раскрытия информации.

Что же препятствует активному размещению акций в России?

✔ Эксперты отмечают прежде всего сложности оценки компаний. Традиционные методы оценки акций, основанные на дисконтировании дивидендов, а также сравнении показателей цена/прибыль, не действуют у нас, поскольку компании зачастую не платят дивиденды и не показывают прибыль. А потенциальным инвесторам недоступна информация о реальном состоянии дел в компании, и они не могут произвести оценку методами дисконтированных денежных потоков.

В этих условиях весьма важна работа инвестиционного банка — менеджера размещения, который должен четко структурировать сделку, провести всестороннюю проверку компании, оценить ее акции, предоставить информацию о компании потенциальным инвесторам.

Специалисты обращают особое внимание на законодательные ограничения, которые препятствуют развитию рынка IPO в России.

✔ Основные проблемы связаны с определением цены размещения. В частности, ее необходимо установить более чем за 45 дней до непосредственного начала размещения. За этот срок на могут произойти какие-то негативные события, соответственно риски для андеррайтера и эмитента весьма велики (см. схему 2).

✔ В ФСФР считают, что необходимо упростить процедуру первичного размещения акций, дав возможность проводить первичные размещения на российском финансовом рынке на распространенных в международной практике принципах и тем самым снизить связанные с этим издержки. Это предусмотрено в проекте «Стратегии развития финансового рынка РФ на2005—2008 годы».

Требование о преимущественном праве акционеров будет удовлетворено на стадии первичного размещения акций и не окажется препятствием для начала вторичных торгов после регистрации отчета о выпуске. Право принять соответствующее решение будет передано фондовой бирже. В результате разрыв между первичным размещением и началом вторичных торгов будет сокращен с 45—60 дней по существующей практике до одного дня. При этом права акционеров и инвесторов нарушены не будут.

Если мы действительно хотим активно развивать внутренний фондовый рынок, то нельзя откладывать реализацию разумных предложений в долгий ящик. Фактор времени должен работать на российские компании и фондовый рынок.

Андрей Демченко, генеральный директор Института фондового рынка и управления:

— Несмотря на все трудности и материальные издержки, которыми сопровождается выход на открытый рынок, компании, планирующие провести IPO в 2005 г., не боятся становиться публичными. Российские эмитенты постепенно приходят к пониманию того, какие возможности открывает IPO. В преддверии IPO перед компанией встает множество непростых вопросов: какую торговую площадку выбрать для размещения, кому доверить роль андеррайтеров и финансовых консультантов, как грамотно спланировать комплекс IR и PR, как повысить уровень корпоративного управления и достичь необходимого уровня прозрачности.

Владимир Галкин, генеральный директор компании «РЕГИОН» Финансовые консультации:

— Одним из наиболее ощутимых положительных эффектов IPO для компании является улучшение ее финансового состояния. Происходит увеличение собственного капитала за счет увеличения уставного и добавочного капитала (эмиссионный доход). Соответственно увеличивается балансовая стоимость компании, а также финансовая устойчивость. Таким образом, расширяются возможности для привлечения долгового финансирования.

Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ:

— Учитывая, что на сегодняшний день не урегулированы вопросы собственности и собственники боятся недружественных поглощений, ожидать, что будет высокая активность в первичном размещении, не приходится. Стоит задача поставить законодательные заслоны перед недружественным поглощением. Надеюсь, что принятие законопроектов, которые готовятся в ФСФР, в том числе «О центральном депозитарии», будет способствовать тому... Есть предложения использовать часть Стабфонда в качестве гарантийного для биржевой торговли в России. Если такое решение будет принято, оно простимулирует фондовую торговлю в России.