Раздвоение вместо удвоения

| статьи | печать

После долгих ожиданий определенности в перспективах банкиры получили сразу две стратегии своего развития. Помогут ли они стать признанными не только в качестве сектора, но и системы? И главное, обеспечат ли статус национальной банковской системы, отвечающей экономическим интересам и безопасности России?

На XVI съезде Ассоциации российских банков ее президент Г. Тосунян представил Стратегию повышения конкурентоспособности национальной банковской системы России, подготовленную АРБ в качестве программного документа, определяющего приоритеты развития на 2005—2008 годы.

В настоящее время более 37% от общего объема кредитов получено российскими предприятиями от иностранных кредиторов. С учетом кредитов, ранее предоставленных российским банкам их иностранными партнерами, эта доля увеличивается до 51%.

Необходимо ускоренное развитие российских банков, однако, по оценкам самих банкиров, его сдерживают: ограниченность источников пополнения долгосрочных ресурсов и повышения уровня капитализации банков; слабое развитие системы рефинансирования; высокие риски кредитования; слабая юридическая защита прав и интересов кредиторов; чрезмерный надзор и высокий уровень зарегулированности банковской деятельности; значительные затраты и низкая рентабельность, высокая цена банковских услуг для населения и предприятий.

И в самой стратегии, и в выступлениях банкиров при ее обсуждении предложены конкретные меры по решению этих проблем.

Примечательно, что именно в день работы съезда АРБ, 5 апреля, было подписано заявление Правительства и ЦБ РФ о стратегии развития банковского сектора на период до 2008 года.

По словам вице-премьера А. Жукова, она предполагает завершение перехода банков на МСФО, совершенствование нормативно-правового обеспечения работы банковского сектора, создание условий для невозможности использования банков для финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. А документ, разработанный банкирами, он оценил как хороший пример инициативы профессионального гражданского сообщества, серьезную основу для дальнейшего диалога и хорошее дополнение к стратегии, утвержденной Правительством и ЦБ РФ.

Необходимость принятия документа АРБ, по мнению председателя правления Сбербанка А. Казьмина, связана с тем, что стратегия развития банковского сектора содержит в основном задачи госорганов по отношению к банковской системе, а в остальном она предоставлена самой себе.

Председатель Банка России С. Игнатьев отметил, что в стратегии, разработанной АРБ, вопросам валютной либерализации посвящен очень содержательный и интересный раздел. Но он не со всем может согласиться, и прежде всего с оценками масштабов тех рисков, к которым приводит валютная либерализация, — они сильно преувеличены.

С. Игнатьев не считает необходимым делать новые поправки в законодательство, фактически предлагаемые авторами документа, которые предоставили бы Банку России какие-то чрезвычайные полномочия. По его мнению, нужно и банкам, и регуляторам внимательно, аккуратно работать, и все будет нормально.

Кстати, оценки перспектив развития банковской системы со стороны банкиров более амбициозны, чем в «официальной стратегии».

По оценкам Ассоциации, в результате реализации предлагаемых ею мер активы банков к2009 году вырастут с нынешних 42 до 80% ВВП, а объем кредитов нефинансовому сектору— с 18 до 30% ВВП («по официальной стратегии»предполагается рост соответственно до 56—60% и 26—28%).

Как бы ни были хороши обе стратегии, важно, какими будут механизмы их реализации. Пока мы имеем две стратегии и две ассоциации для недостаточно развитой российской банковской системы. Думается, успех в решении главной задачи определяется тем, удастся ли интегрировать два в одно.

Г. Тосунян, президент АРБ:

— Чтобы качественно изменить ситуацию, надо просто изменить подходы к решению проблем. Если и нужна какая-то «революция», то только в наших головах. Нужен переворот в сознании, в представлениях общества и государства о роли и месте финансового рынка и национальной банковской системы.