1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1106

«Малыши» тоже сдают статотчетность

Организации, применяющие спецрежимы, могут иметь статус малого предприятия, но могут и не относиться к этой категории.

Поэтому состав статистической отчетности будет зависеть от того, какой статус имеет организация. Об этом и пойдет речь в данной статье.

"Спецрежимники" - "большие" организации

Организации, которые не относятся к малым предприятиям, должны представлять в органы статистики следующие формы статистического наблюдения:

N П-1 - месячная (представляется не позднее 4-го числа после отчетного периода);

N П-2 - квартальная (представляется не позднее 25-го числа после отчетного периода);

N П-3 - месячная (представляется не позднее 28-го числа после отчетного периода), квартальная (представляется не позднее 30-го числа после отчетного периода);

N П-4 - месячная (представляется не позднее 15-го числа после отчетного периода);

N П-5(м) - квартальная (представляется не позднее 30-го числа после отчетного периода);

N 1-Т - годовая (представляется 20 января после отчетного года);

N 7-Т - один раз в два года (представляется 29 ноября после отчетного года).

Росстат в конце 2007 г. внес поправки в Порядок заполнения и представления (см. Постановление Росстата от 23.11.2007 N 93) следующих форм статистической отчетности:

N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";

N П-2 "Сведения об инвестициях";

N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";

N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";

N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Действующий Порядок заполнения перечисленных форм статистической отчетности утвержден Постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69.

Учитывать внесенные изменения организации должны начиная с отчетности за январь 2008 г.

Существенные изменения внесены в Порядок заполнения и представления форм N N П-1 и П-2.

Поправки в форму N П-1

Претерпел изменения порядок заполнения строки 01 разд. 1 формы N П-1.

Новшества коснулись прежде всего организаций, которые осуществляют строительную деятельность.

В связи с изменениями по строке 01 теперь отражается стоимость работ (услуг) строительного характера, выполненных собственными силами, но не для собственного потребления.

Росстат уточнил составляющие, формирующие стоимость этих работ. В них включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений, выполненные на основании договоров или контрактов, заключенных с заказчиками.

В Порядке заполнения и представления унифицированных форм статистического наблюдения теперь отдельно прописан порядок заполнения строки 01 для организаций, являющихся заказчиками (застройщиками) и одновременно осуществляющих строительство собственными силами, в том числе с привлечением дольщиков, для продажи и обеспечения договоров долевого строительства. Объемы выполненных работ эти организации должны отражать по строке 01 формы N П-1.

Другую поправку необходимо учесть организациям, которые оказывают услуги по эксплуатации и содержанию жилого фонда. Указанные услуги следует отражать по строке 01 в размере суммы доходов от реализации услуг потребителям, а не как раньше - в размере стоимости затрат по содержанию жилого фонда. При этом в указанную величину не включаются компенсация разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами из бюджетов всех уровней и компенсация затрат из федерального бюджета на содержание объектов ЖКХ, принятых в муниципальную собственность.

Согласно поправкам по строке 01 отражаются доходы не только от сдачи в аренду собственного недвижимого имущества, но и от субаренды.

Если организация получает доходы от управления холдинговыми компаниями, то их нужно также указать в форме N П-1 по строке 01.

* * *

При заполнении строки 02 разд. 1 формы N П-1 нужно обратить внимание на следующие моменты.

Напомним, что по этой строке отражается стоимость проданных товаров, приобретенных для перепродажи (изделия, материалы, продукты, приобретаемые специально для продажи, или комплектующие, стоимость которых не включается в себестоимость продукции и возмещается покупателями отдельно).

Обратите внимание! Стоимость этих товаров отражается с учетом возмещений, полученных из бюджетов всех уровней на покрытие всех льгот, предоставленных в соответствии с законодательством РФ.

В отношении продажи материально-производственных запасов (МПЗ) несобственного производства уточняется, что при реализации таких МПЗ их стоимость помимо отражения по строке 02 учитывается еще и по строкам 26 - если происходит реализация оптом, и 22 - при продаже МПЗ в розницу.

Особое внимание Росстат уделяет организациям, реализующим населению газ в баллонах, древесное топливо, топливный торф.

Эти организации по строке 02 формы N П-1 должны отражать всю стоимость продажи (как по заказам местных администраций по утвержденным тарифам, так и в части сверхнормативной (свободной) продажи). При этом стоимость топлива и газа, реализованных населению сверх нормативов, отражается в разд. 3 по строке 22, а реализация в рамках централизованного снабжения - по строке 28.

По строке 05 отражаются данные об остатках товаров, приобретенных на стороне и предназначенных для перепродажи по стоимости их приобретения, по всем местам хранения, в том числе и по арендованным. Установлено, что организации общепита должны будут отражать по строке 05 стоимость остатков покупных товаров, предназначенных для перепродажи через объекты розничной торговли (магазины, павильоны) организациям и индивидуальным предпринимателям. При этом стоимость остатков собственного производства организациями общепита по строке 05 не отражается.

В разд. 2 Порядка заполнения и представления формы N П-1 приводится распределение данных по отгруженным товарам собственного производства, выполненным собственными силами работам и услугам по фактическим видам деятельности.

В Порядке уточняется: организации, которые производят мясо и мясопродукты, полученные при забое скота как на специализированных, так и на неспециализированных убойных площадках, отражают объем отгруженной продукции по соответствующим видам деятельности согласно Приложению 4 к Порядку (коды ОКВЭД 15.11.1 - 15.13.9). Организации, у которых на балансе котельные, производящие тепловую энергию и отгружающие ее по собственным или арендованным сетям, отражают ее стоимость по коду ОКВЭД 40.30.14 "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными".

* * *

В части изменений, внесенных в разд. 3 Порядка заполнения формы N П-1, особого внимания заслуживает строка 28, в которой отражается объем платных услуг, оказанных населению. Этот показатель должны указывать и учебные заведения.

Для них Росстат ввел новое положение. Плата за обучение в средних, среднепрофессиональных, высших учебных заведениях, на подготовительных курсах включается в объем платных образовательных услуг не после окончания обучения, а ежемесячно равными долями в течение всего периода обучения.

Обратите внимание! В форме N П-1 должна быть отражена справочная информация о потреблении энергии за период с начала года. Этот показатель указывают все организации всех видов деятельности, потребляющие электроэнергию. В объем потребленной энергии не включаются потери в электросетях общего пользования, городов, поселков, сельских районных центров.

Поправки в форму N П-2

В части Порядка заполнения и представления формы N П-2 интерес представляют поправки, касающиеся заполнения строки 350 разд. 3 формы N П-2.

Напомним, что в разделе отражается информация о распределении финансовых вложений и инвестиций в нефинансовые активы по источникам финансирования.

По строке 350 этого раздела указываются инвестиции, которые осуществляются за счет средств бюджетов всех уровней.

В Порядок заполнения этой строки внесено одно дополнение: инвестиции в основной капитал, осуществляемые за счет средств национальных проектов и средств родовых сертификатов, включаются в бюджетные средства и указываются по строке 350 в графе 3.

О других формах статотчетности

Другие формы статистической отчетности представляются в зависимости от деятельности, которую осуществляет организация.

Например, если организация занимается туристическим бизнесом, то она должна представить форму N 1-турфирма (годовая, срок представления - 20 апреля). А если фирма занимается производством, размещением и распространением рекламной информации, то она должна представить в органы статистики форму N 1-реклама (годовая, срок представления - 1 апреля).

Уточнить, какие именно формы статотчетности необходимо представить, можно в своем отделении статистики.

"Спецрежимники" - малые организации

Малые организации представляют в органы статистики следующие формы статистической отчетности:

- N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" - квартальная (представляется 29-го числа после отчетного периода);

- N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" - месячная (представляется не позднее 4-го числа после отчетного периода);

- N 1-ТС (вызов) "Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь" - месячная (представляется 10-го числа после отчетного периода);

- N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - квартальная (предоставляется 10-го числа последнего месяца отчетного периода);

- N 2-МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)" - один раз в два года за нечетные года (10 апреля после отчетного периода за год, оканчивающийся на нечетную цифру).

Остановимся подробнее на каждой из перечисленных форм.

Две новые формы статистической отчетности для малых предприятий N N ПМ и ПМ-пром утверждены Постановлением Росстата от 15.10.2007 N 78.

Форму N ПМ представляют не все малые предприятия, а только те, которые указаны в перечне, установленном территориальным органом Росстата.

Обратите внимание! Эту форму не представляют микропредприятия.

Средняя численность работников микропредприятия составляет до 15 человек (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Форму N ПМ-пром представляют малые предприятия (кроме микропредприятий), осуществляющие производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовок, а также рыболовство (по перечню, установленному территориальным органом Росстата). В ней приводятся сведения в целом по юридическому лицу.

Если организация имеет обособленные подразделения, расположенные на территории других субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных округов), то она представляет также сведения по каждому обособленному подразделению на отдельных бланках формы N ПМ-пром. При этом на каждом бланке отчета указывается, на территории какого субъекта Российской Федерации находится обособленное подразделение.

Малые предприятия представляют форму N 1-ТС (вывоз). Эта форма утверждена Постановлением Росстата от 06.06.2007 N 45.

Форму N 1-ТС (вывоз) представляют малые предприятия в случае, если они осуществляют поставку товаров на территорию Республики Беларусь по самостоятельно заключенным контрактам (договорам).

Форма N 1-ТС (вывоз) не представляется в случае, если общая стоимость поставленных товаров не превышает 100 евро, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства).

Форма N 1-ТС (вывоз) заполняется также в случае, если на момент отгрузки товара страна назначения не известна, а страной покупки (т.е. страной, на территории которой зарегистрирован покупатель) является Республика Беларусь.

Форму N ДАП-ПМ, утвержденную Постановлением Росстата от 04.07.2006 N 34, представляют "малыши", осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Форма N ДАП-ПМ заполняется руководителем (менеджером) предприятия. Информация в основном носит качественный характер. Вопросы в форме, связанные с оценкой уровня показателей деловой активности предприятия, основываются на сопоставлении фактических результатов с "нормальным" уровнем (с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде) в виде оценок: "выше", "соответствует", "ниже нормального уровня".

И еще заострим внимание на форме N 2-МП-инновация (утв. Постановлением Росстата от 09.06.2007 N 46). Эту форму подают в органы статистики малые предприятия всех форм собственности со средней численностью работников от 16 до 100 человек включительно. При этом учитываются внешние совместители и работники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам.

Форма N 2-МП-инновация представляется территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.

Предприятия представляют в данной форме сведения об инновационной деятельности, связанной с технологическими инновациями.

Обратите внимание! Все указанные формы статистического наблюдения применяются только для статистической информации. Они не могут использоваться организациями для целей налогообложения и в других целях.

Ответственность за недостоверную статистическую информацию

При нарушении порядка представления статистической информации, а также в случае представления недостоверной статистической информации организация несет ответственность, установленную ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а также представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Ответственность предусмотрена также ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Этой нормой определено, что организации возмещают органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.