1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Готовимся к переменам

На сегодняшний день одна из наиболее актуальных проблем для бухгалтеров бюджетных учреждений — пе­реход на новые правила ведения учета. Новый План сче­тов и Инструкция по его применению были введены При­казом Минфина РФ от 26 августа 2004 г. № 70н.

С переходом на новые принципы бюджетного учета объ­ем работ, выполняемых бухгалтерскими службами, значи­тельно увеличивается. Существенно возрастает количество объектов учета, появляются счета санкционирования рас­ходов, изменяется порядок учета финансовых активов. Очевидно, что вести такой учет вручную затруднительно. Поэтому в ближайшие месяцы министерствам, финансо­вым органам и бюджетным организациям предстоит прове­сти работы по модернизации ИТ-инфраструктуры. Необхо­димо будет внести изменения в нормативно-справочные документы, установить обновленное программное обеспе­чение, закупить дополнительное компьютерное и офисное оборудование, провести переобучение персонала.

Учет по новым правилам становится трудноосущест­вимым без применения информационных технологий. Не случайно руководитель Управления бюджетного уче­та и отчетности Федерального казначейства Минфина РФ Галина Маклева в одном из выступлений подчеркну­ла, что эффективная работа бухгалтера в соответствии с требованиями новой Инструкции невозможна без авто­матизированного учета.

Уже в текущем году в пределах выделенных ассигнова­ний главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств должны будут предусмотреть в сметах расходов средства для модернизации компьютерных про­грамм учета и отчетности, технического переоснащения.

Немало регионов и ведомств в сотрудничестве с «Кор­порацией «ПАРУС» уже сделали конкретные шаги по реализации реформы.

• Финансовые управления Кемеровской и Новосибир­ской областей провели открытые конкурсы на построе­ние автоматизированной системы бюджетного учета. Бо­лее 2000 учреждений областного, городского и районно­го уровней Кемеровской области и 30 областных центров бухгалтерского, материально-технического и информаци­онного обеспечения Новосибирской области будут осна­щены современным экономическим программным обес­печением.

• В Республике Алтай построение автоматизированной системы будет осуществляться параллельно с обучением бухгалтерских кадров. Необходимое количество лицен­зий будет поставлено для 250 бюджетных учреждений различных уровней, 600 бухгалтеров пройдут курсы обу­чения.

• В Федеральной таможенной службе и Министерстве по чрезвычайным ситуациям изданы приказы, в соответст­вии с которыми ведется работа по оценке программно-технического парка, выбираются поставщики образова­тельных услуг, создаются методологические советы.

В соответствии с требованиями новой бюджетной Ин­струкции были модернизированы программные продук­ты (ПП) «Корпорации «ПАРУС».

В системе отражены требования по учету: — нефинансовых и финансовых активов;

— лимитов и обязательств;

— формированию отчетных форм. Функциональные возможности системы адаптируемы под специфику ведомства или отрасли.

Для максимального удобства работы с новым Планом счетов в программном обеспечении реализованы ка­талоги для группировки счетов. Такая структура облегча­ет процесс выбора нужного счета и позволяет бухгалтеру формировать План счетов в понятном виде с учетом ие­рархии его разделов и видов деятельности.

Новая Инструкция, как известно, вводит 26-значный номер счета. Однако органам государственной вла­сти, органам управления государственных и территори­альных внебюджетных фондов и органам местного само­управления разрешается вводить в код аналитического счета Плана счетов дополнительные разряды для получе­ния информации, необходимой внутренним пользовате­лям. Поэтому в ПП «Корпорации «ПАРУС» поле для кода счета увеличено до 29 символов.

Для обеспечения простого способа бюджетного учета по счетам увеличение-уменьшение в системе реализо­вана возможность задания «кодов операций сектора госу­дарственного управления» в виде аналитического призна­ка к счету. Это позволит одновременно по каждому счету получать как синтетический остаток по объектам учета, так и остатки нарастающим итогом с начала года по статьям увеличения и уменьшения.

Система поставляется с дополнительными сервисами, которые призваны облегчить процесс перехода на но­вый План счетов и начало работы по нему. Так, в системе ре­ализован новый словарь «Счета баланса», который исполь­зуется как для автоматизации процесса формирования Пла­на счетов, так и для дополнительных группировок счетов.

Для обеспечения удобства формирования Плана сче­тов по новой бюджетной Инструкции в системе также создан набор нормативных справочников.

В словаре «Функциональная классификация» введе­ны все коды разделов и подразделов расходов бюджета.

В словаре «Экономическая классификация»— все коды операций сектора государственного управления.

В справочнике «Бюджетная классификация дохо­дов» создается полный классификатор доходов бюджета.

• Словарь «Целевые статьи» содержит все коды целе­вых статей расходов бюджета.

• Словарь «Виды расходов»все коды видов расхо­дов бюджета.

• В справочнике «Шаблоны финансирования» введен полный перечень всех используемых в бюджетном учреж­дении сочетаний ведомственной и функциональной клас­сификации расходов бюджета.

• Дополнительно при создании Плана счетов форми­руется словарь «Разрешенные проводки» и «Образцы хо­зяйственных операций».

Согласно новой бюджетной Инструкции в программ­ном обеспечении реализованы все особенности учета нефинансовых активов:

— начисление амортизации;

— учет непроизведенных активов;

— особенности учета основных средств стоимостью до 1000 и от 1000 до 10 000 рублей, учет мягкого инвентаря.

Как известно, новая Инструкция меняет определение ос­новных средств: «Основные средствавсе объекты, срок полезного использования которых более 12 месяцев неза­висимо от их стоимости». Также вводится особый порядок учета объектов основных средств стоимостью до 1000 руб­лей, от 1000 до 10 000 рублей, мягкого инвентаря, посуды и библиотечных фондов. В связи с этим в системе создан ме­ханизм для автоматической отработки прихода основных средств стоимостью до 1000 и от 1000 до 10 000 рублей (так называемых малоценных. Карточки группового учета для них формируются автоматически. При этом реализова­ны два новых типа карточек:

ОС-С— для учета малоценных ОС на складе;

— ОС-Э — для учета малоценных ОС в эксплуатации.

На этих карточках бухгалтер может задать необходи­мое количество принятых к учету, переданных в эксплуа­тацию или списанных малоценных ОС без необходимости отдельно расписывать каждый объект.

Один из новых принципов бюджетного учета, вводи­мых Инструкцией начисление амортизации. В про­граммных продуктах «Корпорации «ПАРУС» дополнитель­но к линейному методу реализован метод «не начислять амортизацию»(для учета непроизведенных активов и тех ОС, на которые амортизация не начисляется), а также все остальные алгоритмы расчета амортизации, определенные законодательством. Создан механизм автоматического пе­рерасчета амортизации за указанный период, что особенно важно при начислении амортизации на нематериальные активы, а также для расчета амортизации непосредственно в момент перехода на учет по новой Инструкции.

В соответствии с новыми правилами ведения бюджет­ного учета в ПО также реализованы:

• особенности учета финансовых активов;

• механизмы для ведения учета по счетам санкциони­рования расходов и регистр для учета принятых бюджет­ных обязательств;

• особенности учета взаиморасчетов, связанные с инте­грацией в номер счета экономической классификации и разделением счетов взаиморасчетов на активные и пас­сивные;

• все первичные и отчетные документы по Инструк­ции 70н и по Приказу № 5н.

Отдельно нужно сказать о специальном модуле систе­мы — универсальном конвекторе, который позволяет в автоматическом режиме перевести данные из прежнего Плана счетов в новый. При этом сохраняется перенос всех остатков и оборотов по счетам, переносятся и остатки по товарно-материальным ценностям с учетом номенклатуры и материально ответственных лиц.

Кроме того, в наших ИТ-решениях заложена возмож­ность вести параллельный учет согласно ранее дейст­вующей и новой инструкциям. При этом в единой базе дан­ных сохраняется не только нормативно-справочная ин­формация, но и история всех операций предыдущих пери­одов. Одновременно с ведением учета в «старом» форма­те можно постепенно готовиться к переходу на новую Ин­струкцию: формировать План счетов, образцы операций, разрешенные проводки. В режиме обучения можно пе­рейти на новый План счетов. В случае обнаружения оши­бок система позволяет вернуться в исходное положение с сохранением первоначальных данных.

Для тех организаций, которые пока не готовы к полно­масштабной автоматизации учета, создана специальная программа для составления квартальной и годовой отчет­ности. Она позволяет на основе данных бухгалтерского уче­та, который велся по ранее действовавшим правилам, под­готовить отчеты согласно новым требованиям. При мини­мальных первоначальных вложениях в техническое пере­оснащение они смогут к 1 октября сдать отчетность в соот­ветствии с новыми требованиями Минфина РФ.

Для реализации проектов масштаба ведомства или региона в«Корпорации «ПАРУС» разработаны специ­альные условия приобретения программного обеспе­чения. При реализации крупных проектов можно эконо­мить средства как на этапе приобретения, так и при пос­ледующем владении системой. Для этого необходимо приобрести программное обеспечение на условиях «от­крытой» лицензии. При этом покупателю предоставляется право в рамках одного договора тиражировать про­граммный продукт на все бюджетные учреждения регио­на либо подотчетные учреждения ведомства.

Именно по такому пути пошли в администрации Кеме­ровской области, закупив для двух тысяч учреждений ре­гиона областного, городского и районного уровней про­граммные продукты корпорации. Для реализации про­екта в области открыто официальное представительство компании, которое предоставляет полный перечень услуг по внедрению, обучению, консультированию.

Кроме того, программа поставляется с «открытым ко­дом», что позволяет ИТ-специалистам региона (ведомства) самостоятельно развивать систему с учетом региональных и отраслевых особенностей. Все это позволяет снизить сто­имость ИТ-проекта по построению на уровне региона или ведомства системы автоматизированного бюджетного уче­та согласно новым правилам.

На плечи бухгалтеров сегодня ложится огромный объем дополнительной работы, растет ответственность. Теперь им предстоит готовить финансовую информацию, на основе которой государственные управленцы будут принимать эф­фективные решения в рамках проводимой экономической политики. Поэтому сегодня современные информационные технологии на самом высоком государственном уровне рас­сматриваются как необходимый инструмент, повышающий качество работы финансовых работников.