1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1521

Выпускаем печатную продукцию

Сейчас рынок периодики переживает настоящий бум. Количество предлагаемых читателям изданий растет в геометрической прогрессии. Причем это как специализированные, так и развлекательно-информационные издания. К примеру, в Москве каждый административный округ выпускает свою бесплатную газету. Да и многие компании, далекие от издательской деятельности, озадачились выпуском собственной корпоративной периодики. В связи с этим возникает множество вопросов о том, как отражать эти новомодные тенденции в бухгалтерском и налоговом учете.

Наша организация собирается выпускать соб­ственную корпоративную газету. Надо ли ее регистрировать? И если да, то каким образом отразить в учете уплату госпошлины?

Д. Селиверстов, г. Омск

При тираже менее одной тысячи экземпляров, регист­рации не требуется. В противном случае газету необходи­мо зарегистрировать.

Если печатное издание предназначено для распростра­нения на всей территории РФ, то заявление подается уч­редителем в Федеральную службу по надзору за соблю­дением законодательства в сфере массовых коммуника­ций и охране культурного наследия. Если же газета будет реализовываться на территории субъекта РФ или муници­пального образования, то заявление подается в террито­риальные органы этой службы (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). К заявлению нужно приложить документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.

С 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 НК РФ «Го­сударственная пошлина». Теперь организациям придется платить:

за госрегистрацию периодического печатного изда­ния, распространяемого:

— на всей территории РФ, за ее пределами, на терри­ториях нескольких субъектов РФ, — 2000 рублей;

— на территории субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, — 1000 рублей;

за выдачу дубликата свидетельства— 20% размера госпошлины;

за внесение изменений в свидетельство о госрегист­рации— 20% размера госпошлины.

В бухгалтерском учетепроизведенные издательст­вом расходы в виде уплаты государственной пошлины, по мнению автора, можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности как управленческие, на базе которых формируется себестоимость продан­ной печатной продукции и финансовый результат (ПБУ «Расходы организации»10/99). При этом управленче­ские расходы могут включаться в себестоимость про­данных газет, журналов полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам дея­тельности.

Пример 1

ЗАО «Лайнс» зарегистрировало газету, которая бу­дет распространяться на территории Новосибирской области.

Госпошлина в данном случае составит 1000 руб.

В бухгалтерском учете это будет отражено следующи­ми проводками:

Д-т сч. 26 К-т сч. 68 — 1000 руб. — госпошлина отражена в составе управленческих расходов

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — 1000 руб. — уплачена госпошлина

Д-т сч. 90/2 К-т сч. 26 — 1000 руб. — управленческие рас­ходы включены в себестоимость продаж текущего отчет­ного периода.

В налоговом учете сумму госпошлины можно при­нять в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией(подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ).

Договором предусмотрено изготовление тира­жа из бумаги типографии, стоимость которой входит в стоимость услуг по печати. Как в дан­ном случае отразить в бухгалтерском учете расходы на бумагу?

Если бумага приобретена у других лиц, каким образом будут строиться отношения с типогра­фией?

Г. Попова, г. Хабаровск

По мнению автора, издательство может отразить рас­ходы на приобретение бумаги сразу по сч. 20 «Основное производство», если типография в документах, представ­ляемых заказчику, указывает расход бумаги вместе с услу­гами по печати, фотовыводу, фальцовке, вложению и прочими услугами.

Пример 2

ЗАО «Лайнс» для печати своей газеты использует бу­магу типографии. На каждый номер газеты состав­ляются документы, в которых указаны количество израсходованной бумаги, а также стоимость услуг печати, фотовывода (см. табл. 1).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие про­водки:

Д-т сч. 20/1 «Основное производство/расходы на бумагу» К-тсч. 60 — 4914,00 руб. — израсходована бумага на пе­чать газет

Д-т сч. 20/2 «Основное производство/расходы на печать» К-тсч. 60 — 4400,00 руб. — отражены расходы на печать газет

Д-т сч. 20/3 «Основное производство/фотовывод» К-т сч. 60 — 3200,00 руб. — отражены расходы по фотовы­воду

Д-т сч. 19 К-тсч. 60 — 2252,52 руб. — отражена сумма НДС по оказанным услугам на печать газет

Д-т сч. 60 К-тсч. 51 — 14766,52 руб. — оплачены расходы на печать газет

Д-т сч. 68 К-тсч. 19 — 2252,52 руб. — сумма НДС к возме­щению по оказанным услугам на печать газет.

В налоговом учете подобные затраты в полном объеме относятся на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 254 НК РФ).

На практике закупка бумаги именно у типографии не всегда бывает экономически выгодна, иногда предпочти­тельнее купить ее на стороне.

В этом случае между издательством и типографией возникают так называемые операции с давальческим сырьем. Их особенность в том, что передающая сторона (издательство) сохраняет за собой право собственности и на бумагу, переданную для переработки, и на печатную продукцию. А типография выполняет необходимые услу­ги по переработке сырья с передачей готовой продукции (газет) заказчику.

В договоре обязательно оговаривается норма отхода газетной бумаги, в пределах которой может быть предусмотрен перерасход. Эта норма зависит от ширины руло­на, длины рубки бумаги, ее плотности, печатаемого ти­ража.

Издательство обязано в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием предста­вителей типографии осмотреть и принять напечатанные газеты, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат, или иных недостатков немедлен­но заявить об этом подрядчику.

Таким образом, для реализации договора необходимы следующие документы:

• договор на переработку (договор подряда);

• акт приема-передачи бумаги в печать;

• отчет типографии об использовании бумаги (состав­ляется в натуральных единицах и содержит сведения о количестве поступившего сырья, количестве неиспользо­ванного сырья);

• акт приема-передачи выполненных работ (содержит стоимостную оценку затрат на производство по каждому номеру газеты).

Пример 3

ЗАО «Лайнс» 1 февраля 2005 г. закупило у ЗАО «Пе­чатник» 12 тонн бумаги газетной «Соликамской» (ф. 80) по цене 14 000 руб. за 1 тонну (в т. ч. НДС), 6 тонн бумаги газетной «Камской» (ф. 160) по цене 15 000 руб. за тонну (в т. ч. НДС). Расходы по доставке бумаги на склад типографии составили 14 750 руб. (в т. ч. НДС). В феврале бумага была отпущена в производство. Типография представила отчет по расходу бумаги за месяц (см. табл. 2).

В бухгалтерском учете ЗАО «Лайнс» будут сделаны сле­дующие проводки:

1 Приобретение бумаги.

Д-тсч. 10/1 К-тсч. 60 — 218644,07 руб. — поступили мате­риалы от поставщиков

Д-т сч. 19 К-тсч. 60 — 39355,93 руб. — сумма НДС по посту­пившим от поставщиков материалам

Д-тсч. 60 К-тсч. 51 — 258000,00 руб. — оплачено постав­щикам за материалы

Таблица 1

Наименованиеработ, услуг

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

НДС, руб.

СуммасНДСруб.

Бумага

кг

1260

3,9

4914,00

884,52

5798,52

Печать

руб./экз.

2000

2,2

4400,00

792,00

5192,00

Фотовывод

руб./пол.

16 000

0,2

3200,00

576,00

3776,00

Итого




12514,00

2252,52

14766,52

Таблица 2


Отчет о расходовании бумаги за февраль


Соликамскаяф. 80

кг

12 000

7900

4100

01.02.05

Соликамская ф. 80

кг

12 000

12 000

03.02.05

Соликамская ф. 80

кг

12 000

4000

8000

17.02.05

Соликамская ф. 80

кг

8000

3900

4100


Камскаяф. 160

кг

6000

6000

01.02.05

Камская ф. 160

кг

6000

6000

10.02.05

Камская ф. 160

Кг

6000

3000

3000

24.02.05

Камская ф. 160

кг

3000

3000

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 39355,93 руб. — принят к зачету НДС по поступившим от поставщиков материалам

Д-тсч. 10/тзр К-тсч. 76 — 12 500 руб. — отражены расхо­ды на доставку бумаги на склад типографии

Д-тсч. 19 К-т сч. 76 — 2250 руб. — отражена сумма НДС за доставку бумаги на склад типографии

Д-тсч. 76 К-т сч. 51 — 14750,00 руб. — оплачено за достав­ку бумаги на склад типографии

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 2250 руб. — принят к зачету НДС по доставке бумаги на склад типографии.

1 Передача бумаги в производство.

Д-т сч. 10/7 «Материалы, переданные в переработку» К-т сч. 10/1 — 218644,07 руб. —бумага передана в переработку

Д-т сч. 20/1 К-т сч. 10/7 «Материалы, переданные в пере­работку»170 000 (142372,88 : 12 000 х 7900 + 76271,19) руб. — списана стоимость израсходованной бумаги

Д-тсч. 20/1 К-тсч. 10/ТЗР— 9724,00 (170 000 х (12 500 : 218644,07 х 100): 100) руб. — списана стоимость расходов на доставку бумаги.

Если по результатам отчета остается неизрасходован­ная бумага, то возможны следующие варианты:

1) типографиявозвращаетееиздательству(на практи­ке бумага остается на складе подрядчика до печати сле­дующего номера).

При этом делается проводка:

Д-т сч. 10/1 К-тсч. 10/7 «Материалы, пере­данные в переработку»48 644,07 руб— возврат неизрасходованной бумаги;

2) типография покупа­ет бумагу у издательства (на практике обычно стоимость сырья засчитывается в счет оплаты стоимости работ).

При этом делаются проводки:

Д-тсч. 62 К-т сч. 91 — 61500,00 руб. — отражена выручка от реализации бумаги

Д-тсч. 91 К-т сч. 68 — 9381,36 руб. — начислен НДС с реа­лизованной бумаги

Д-тсч. 91 К-т сч. 10/7 — 48644,07 руб. — списана стоимость материалов

Д-тсч. 91 К-тсч. 10/тзр— 2776,00 руб. — списана стои­мость расходов на доставку бумаги

Д-тсч. 91 К-т сч. 99 — 698,57 руб. — выявлена прибыль от реализации бумаги

Д-тсч. 60 К-т сч. 62 — 61500,00 руб. — отражен зачет встречных требований.

Наша фирма издает еженедельную корпора­тивную газету, которая распространяется бес­платно исключительно внутри фирмы среди сотрудников и информирует их о своей дея­тельности, публикует внутренние документы, регулирующие трудовые отношения в органи­зации.

Как отразить в учете затраты по изданию корпоративной газеты?

И. Измайлова, г. Владивосток

Затраты организации по изданию корпоративной газе­ты, которая распространяется среди сотрудников и издает­ся исключительно с целью информирования их о деятель­ности фирмы, относятся к расходам по обычным видам де­ятельностии учитываются по статье «Управленческие рас­ходы» (ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут призна­ваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания.

К сведению!

Сумма НДС, уплаченная контрагентам за издание кор­поративной газеты, может быть принята к вычету на ос­новании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии докумен­тов, подтверждающих оплату налога, и счетов-фактур.

В целях исчисления налога на прибыль расходы на из­дание внутренней корпоративной газеты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производствоми реализацией(подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и в полном объеме относятся к рас­ходам текущего отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).

Пример 4

ООО «Ланит» издает еженедельную газету для сво­их сотрудников. В конце месяца типография пред­ставляет счет-фактуру и акт выполненных работ, в которых отражены все затраты по печати (см. табл. 3, с. 16).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие про­водки:

Д-тсч. 26 К-т сч. 60 — 29520,00 руб. — отражены расходы на печать корпоративной газеты

Д-тсч. 19 К-т сч. 60 — 5313,60 руб. — отражена сумма НДС по печати газеты

Д-тсч. 60 К-т сч. 51 — 34833,60 руб. — оплачены расходы на печать газеты

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 5313,60 руб. — сумма НДС к возме­щению по печати газеты

Д-тсч. 90/2 К-т сч. 26 — 29520,00 руб. — расходы на изда­ние корпоративной газеты включены в себестоимость продаж.

Наше издательство выпускает ежедневную га­зету. Основной доход получаем от продажи полос под рекламу, хотя она и не превышает 40% от общего количества полос в номере. По какой ставке НДС облагаются услуги по раз­мещению рекламы в печатном издании, если счета на размещение были выставлены в 2004 г., а размещение было в январе 2005 г.?

А Симонова, г. Красноярск

Согласно Закону от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ (в ре­дакции Закона от 31 декабря 2002 г. № 195-ФЗ) абзацы тре­тий — шестой подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2005 г. Таким образом, в 2005 г. ставка НДС при размещении рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях увеличится с 10 до 18%. А вот НДС по реализации самой газеты остался на уровне 10%, конечно, в том случае, если она не является реклам­ной или эротической. В целях налогообложения к периодическим печатным изданиям рекламного характера отно­сятся издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.

Начиная с 1 января 2005 г. при оказании услуг по разме­щению рекламы и информационных сообщений в перио­дических печатных изданиях, в том числе оплаченных до 1 января 2005 г., счета-фактуры должны выставляться поку­пателям (заказчикам) с указанием ставки НДС в размере 18% (Письмо ФНС от 9 декабря 2004 г. № 03-1-08/2458/17).

Таблица 3

Наименованиеработ, услуг

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

НДС, руб.

СуммасНДС, руб.

Бумага

Кг

2100.00

8.00

16800.00

3024.00

19824.00

Печать

рубУэкз.

3000.00

2.00

6000.00

1080.00

7080.00

Фотовывод

рубУпол.

12000.00

0.56

6720.00

1209.60

7929.60

Итого:




29520.00

5313.60

34833.60

К сведению!

Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Согласно п. 8 ст. 171 НК РФ налог, исчисленный и упла­ченный налогоплательщиками с сумм авансовых плате­жей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежит вычету, который в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ производится после даты размещения рекламы.

По мнению ФНС, если налогообложение полученных до 1 января 2005 г. авансовых платежей осуществлялось по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма НДС, уп­лаченная в бюджет с суммы предоплаты, подлежит выче­ту в размере фактически уплаченной суммы налога. При этом издательства, заключая с заказчиками договора в 2004 г., на размещение рекламы, осуществляемой с 1 ян­варя 2005 г., могли предусмотреть оплату с учетом ставки налога в размере 18%. В этом случае, учитывая положе­ния подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, налогоплательщики при по­лучении до 1 января 2005 г. авансовых платежей в счет оплаты услуг по размещению рекламы и информацион­ных сообщений в периодических печатных изданиях должны были исчислить и уплатить в бюджет в 2004 г. сумму НДС, исчисленную по расчетной налоговой став­ке 18/118.

Пример 5

ЗАО «Лайнс» в декабре заключило договор с ООО РА«Креатив» на размещение в общей сложности 4 полос рекламы в январе 2005 г. Рекламное агент­ство 25 декабря 2004 г. перечислило аванс вразме­ре 200 600 руб. ЗАО«Лайнс» признает выручку для исчисления НДС «по отгрузке». Учитывая то, что размещение рекламы будет произ­ведено в январе, издательство и рекламное агентст­во прописали в договоре, что стоимость размеще­ния включает НДС по ставке 18%.

Бухгалтер ЗАО «Лайнс» сделает следующие проводки:

В декабре:

Д-тсч. 51 К-тсч. 62 — 200 600 руб. — поступила предопла­та за размещение рекламы

Д-т сч. 62 К-т сч. 68 — 30 600 руб. — начислен НДС с пред­оплаты.

В январе:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1 — 200 600 руб. — произведено раз­мещение рекламы

Д-т сч. 90/3 К-т сч. 68 — 30 600 руб. — начислен НДС с ре­ализации рекламы

Д-т сч. 68 К-т сч. 62 — 30 600 руб. — зачтены суммы НДС после фактической реализации рекламных полос.

Наше издательство занимается тиражирова­нием и распространением журнала, который выходит ежемесячно. Каждый месяц имеет место нереализованный тираж. Подлежат ли восстановлению суммы НДС с расходов по производству этого тиража?

В. Семенова, г. Уфа

Потребительская ценность периодического издания (журнала) заключается в содержащейся в нем информа­ции, которая может очень быст­ро потерять свою актуаль­ность. Принимая во внимание специфику деятельности по выпуску периодики, рас­ходы по списанию час­ти нереализованного тиража можно отне­сти к расходам, непо­средственно связанным с изготовлением и продажей печатной продукции. Они являются расходами по обыч­ным видам деятельности в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99. Поскольку морально устаревшая часть тиража не ис­пользована для продажи покупателям, то есть для осу­ществления операций, облагаемых НДС, то издательство на основании п. 2 ст. 171 НК РФ не имеет права на вычет налога, уплаченного поставщикам материалов, работ, ус­луг, использованных для изготовления нереализованной части тиража. Следовательно, необходимо восстановить к уплате в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС. Восстановленная сумма НДС по материалам, работам, ус­лугам, использованным для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, учитывается в стоимости готовой продукции (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:

Д-т сч. 19 К-т сч. 68 — восстановлена ранее принятая к вы­чету сумма НДС по материалам, работам, услугам, исполь­зованным при изготовлении списываемой части тиража

Д-т сч. 43 К-т сч. 19 — восстановленная сумма НДС вклю­чена в стоимость списываемой продукции

Д-т сч. 44 К-т сч. 43 — отражено списание стоимости нере­ализованной части тиража

Д-т сч. 90/2 К-т сч. 44 — стоимость нереализованной части тиража списана в себестоимость продаж.