1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 986

Россия — Белоруссия-2005: рассчитываем НДС по-новому

Белоруссия — это наш особый партнер. Налогообложение торговых операций с белорусскими компаниями имеет свою специфику и зачастую вызывает множество вопросов. С этого года при торговле товарами наши страны перешли на взимания НДС по принципу страны назначения. На что нужно обратить внимание, чтобы правильно заплатить НДС в бюджет и не упустить свой шанс на вычет? Ответить на этот вопрос мы постараемся в данной статье.
Определимся с датой вступления

С 2005 года взимание косвенных налогов при осуществ­лении торговых операций с белорусскими партнерами бу­дет осуществляться в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Бела­русь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании ус­луг» от 15 сентября 2004 года (далееСоглашение). Рати­фицировано оно Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 30.12.2004; далееЗакон о ратификации Соглашения).

На практике возникало немало споров по поводу вступ­ления в силу Соглашения. Дело вот в чем. В прошлом году при реализации товаров в Белоруссию и с ее территории действовал порядок взимания НДС, установленный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (далее — За­кон № 118-ФЗ). Его основной принцип — реализация това­ров в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ. Статья 13 утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 18.08.2004 № 102-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года. Согласно указан­ному Закону в отношении Республики Белоруссия ст. 13 За­кона № 118-ФЗ утрачивает силу после подписания и рати­фикации Соглашения, начиная с 1-го числа месяца, следую­щего за месяцем, осуществления обмена ратификационны­ми грамотами (п. 2 ст. 6).

Однако в ст. 9 Соглашения сказано, что оно вступает в си­лу с даты последнего письменного уведомления по дипло­матическим каналам о выполнении странами необходимых внутригосударственных процедур. И об отсрочке до следу­ющего месяца в нем речь не идет. Получается, что принцип «по стране назначения» начнет применяться с 1 января, а принцип «по стране происхождения»утратит силу на месяц позже. Вероятно, принимая норму ст. 6 Закона № 102-ФЗ, законодатель полностью не ознакомился с текстом Согла­шения. Иначе как можно предусмотреть применение в от­ношении одних и тех же операций двух различных принци­пов одновременно. Поэтому и пошли споры о дате вступле­ния в силу Соглашения на территории России — с 1 января или 1 февраля?

Напомним

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Эту норму дублирует и НК РФ: если ме­ждународным договором РФ, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы меж­дународных договоров РФ (ст. 7).

Федеральная налоговая служба РФ выпустила два письма, разъясняющих дату начала применения Согла­шения. Причем в первом Письме от 29.12.2004 № 26-1-03/10878@ она указала, что нормы Соглашения начнут применяться с 1-гочисламесяца, следующего за меся­цем, в котором будет подписан Федеральный закон о ра­тификации Соглашения и будет осуществлен обмен ра­тификационными грамотами, то есть с учетом норм За­кона № 102-ФЗ. А уже во втором Письме от 12.01.2005 № ММ-б-26/4@, сославшись на ст. 9 Соглашения, обозна­чила дату вступления Соглашения в силу как 1 января 2005 года.

Безусловно, применять в этом случае нужно нормы Соглашения, что и подтвердило в последнем письме налоговое ведомство. Таким образом, вопрос решен в пользу 1 января.

«Мы были не готовы к тому, что применять Соглашение нужно уже с 1 января. Перед но­вым годом ознакомились с Письмом ФНС Рос­сии от 29.12.2004 г., и поняли, что у нас есть еще целый месяц, чтобы разобраться с новым порядком налогообложения. Ведь предусмо­треть надо все. Обороты у нас очень боль­шие. Сейчас упустишь, не разберешьсяпо­том не простят. Отвечать, так сказать, будешь по всей строгости закона».

А. Розина, главный бухгалтер оптовой фирмы

Предыстория

Как было указано выше, до этого года реализация това­ров в Республику Беларусь приравнивалась к реализации на территории нашей страны (ст. 13 Закона № 118-ФЗ). Поэ­тому нулевая ставка к таким операциям не применялась, и НДС нужно было платить по ставкам 18 или 10%.

При ввозе товаров, происходящих и ввозимых с терри­тории РФ, НДС таможенными органами РФ не взимался, а НДС, уплаченный поставщикам из Белоруссии, подлежал вычету в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.

Больше всего вопросов возникало как раз по поводу вы­четов. Причина — возможность применения вычета только на основании счета-фактуры (ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Ис­ключения для белорусских поставщиков в НК РФ сделано не было. Без счета-фактуры налоговые органы часто в выче­те отказывали. Проблема заключалась в том, что формы счетов-фактур в наших странах отличаются: у белорусов она применяется лишь в отношении работ и услуг, и они не обя­заны выставлять ее при реализации товаров. Поэтому и приходилось российским плательщикам НДС просить своих белорусских партнеров выставлять им счета-фактуры, при­чем оформленные в соответствии с нашим законодательст­вом. Представители налогового ведомства несколько раз разъясняли, что форма белорусского счета-фактуры может отличаться от используемой в России. Если товар оплачен, оприходован и приобретен для облагаемой НДС операции, а НДС выделен отдельной строкой, то он полностью прини­мается к вычету. Но споры тем не менее продолжались, что находило свое отражение и в судебной практике.

Вместе с тем стоит отметить, что многие организации во­обще игнорировали требование об обязательном наличии счета-фактуры. Они четко следовали норме ст. 13 Закона № 118-ФЗ о том, что НДС, уплаченный поставщикам из Бе­лоруссии, подлежит вычету в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года. Этот порядок предусматривал вычет НДС у российских поставщиков при условии указания отдель­ной строкой сумм налога в первичных и расчетных доку­ментах, например, счете поставщика. Подтверждение пра­вомерности таких выводов — письма Минфина России от 13.10.2004 № 03-04-08/82 и от 28.01.2004 № 04-03-13/01.

Действительность

С нового года вопрос выставления «российских» счетов-фактур белорусскими компаниями больше не стоит. Поря­док обложения НДС экспортных и импортных операций кардинально поменялся. И с 1 января 2005 года он будет ре­гулироваться не нормами главы 21 НК РФ, а Соглашением.

Это важно!

Соглашение распространяется только на товары, страной происхождения которых в соответствии с п. 2 ст. 1 Со­глашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.92 являются Россия и Белоруссия. Это установлено Законом о ратификации Соглашения. Если товар произведен в других странах, он попадает под общий режим импорта и подлежит оформлению, контролю и налогообложению в общем порядке.

• Нормы Соглашения закрепляют применение нуле­вой ставки при экспорте товаров и уплату налога на тер­ритории России — при импорте. Факт экспорта, естествен­но, нужно будет подтвердить документально.

Для экспорта и импорта сделаны исключения. Для экс­порта — нулевая ставка не распространяется на товары, вы­возимые из России в Белоруссию и не облагаемые НДС на территории Белоруссии. Очевидно, что по ним должна при­меняться ставка 10 или 18%. Но в основном товары, не об­лагаемые НДС при ввозе в Белоруссию, имеют льготу при обложении их на территории России, и наоборот. Для им­порта — НДС не взимается в стране импортера в отноше­нии товаров:

• ввозимых из Белоруссии в Россию для переработки с последующим вывозом продуктов переработки из России;

• перемещаемых транзитом;

• не облагаемых НДС при ввозе в Россию (они перечис­лены в ст. 150НКРФ).

Соответственно такие же нормы применяются и для белорусской стороны.

Взимание косвенных налогов будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке взимания косвен­ных налогов и механизме контроля за их уплатой при пе­ремещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, которое является неотъемлемой частью Соглашения (да­лее — Положение). Итак, сравним.

Пример

Российская организация отгружает товар белорусско­му поставщику на сумму 100 000 руб. До этого года она должна была перечислить ему и уплатить в российский бюджет сумму НДС (предположим, 18%) 18 000 руб.

С этого года сумма НДС по такой операции в бюджет России не попадает, так как применяется нулевая став­ка налога. Естественно, только при подтверждении права на ее применение, что, безусловно, приобретает в данном случае ключевую роль (о порядке подтвер­ждения см. ниже). Если налогоплательщик этого не сделает, он должен уплатить в бюджет НДС за месяц отгрузки товара. При этом у него возникает право на вычет сумм НДС, уплаченных своим поставщикам.

Российская фирма купила у белорусского поставщика товар на сумму 100 000 руб. В прошлом году НДС с этой суммы подлежал уплате на территории Белоруссии, а российская организация принимала его к вычету при со­блюдении ряда условий. То есть при применении ставки 18%, 18 000 руб. ушли бы в белорусский бюджет.

С этого года при покупке товара российская фирма за­платит НДС, исчисленный со стоимости приобретенного товара (18 000 руб. = 100 000 руб. х 18%) в России, и при­мет его к вычету как налог, уплаченный при ввозе това­ров на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Следовательно, с нового года начинает действовать об­щепринятая практика уплаты НДСпо принципу страны назначения. При экспорте товара из России НДС уплачивает­ся в белорусский бюджет, при импортев бюджет России.

В ст. 5 Соглашения установлено, что порядок взима­ния косвенных налогов при выполнении работ и оказа­нии услуг оформляется отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой частью Соглашения. До вступления в силу такого протокола будут действовать нормы национальных законодательств. Пока данный протокол отсутствует.

Таким образом, в новом году продолжает действовать прежний порядок обложения НДС работ и услуг, который зависит от места их реализации. Для определения места ре­ализации российские налогоплательщики будут продол­жать пользоваться ст. 148 НК РФ. При реализации работ, ус­луг белорусскому контрагенту НДС в России облагаются только те из них, местом реализации которых признается ее территория. При этом на российского контрагента налого­вое законодательство возлагает обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ), а уплаченные в бюджет суммы НДС принимаются к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Импорт

При ввозе в Россию из Белоруссии белорусских товаров НДС уплачивается, как и в случае торговли с другими странами, в стране импортера. Но взимание налога будет производиться налоговыми органами по месту постанов­ки на учет покупателей. В частности, тех, которые приме­няют специальные режимы налогообложения, что соот­ветствует нормам нашего национального законодатель­ства (см. ст. 346.1, 346.11 и 346.26 НК РФ).

Эта норма не нова для российского налогового законо­дательства. Аналогичное положение содержит и ст. 152 НК РФ, согласно которой, если в соответствии с междуна­родным договором РФ отменены таможенный контроль и оформление перемещаемых через таможенную грани­цу России товаров, взимание налога с товаров, происхо­дящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ, осуществляют налоговые органы РФ.

Ключевые моменты налогообложения приведены в таблице.

Налоговая база

Стоимость товаров + акцизы + расхо­ды по доставке, включая транспорти­ровку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование това­ров + страховая сумма + стоимость многооборотной тары, не подлежа­щей возврату + стоимость упаковки. Стоимость продуктов переработки = стоимости соответствующих работ и услуг.

Момент определе­ния налоговой базы

Дата принятия товаров на учет

Налоговые ставки

10% или 18% — ст. 164 НК РФ

Срок уплаты нало­га и представления декларации

Не позднее 20-го числа месяца, сле­дующего за месяцем принятия това­ров на учет

Импортеры вместе с декларацией представляют в на­логовую инспекцию ряд документов, перечисленных в п. 6 разд. 1 Положения:

заявление о ввозе товаров;

выписку банка (ее копию), подтверждающую факти­ческую уплату налога по ввезенным товарам;

договор (его копию), на основании которого ввозит­ся товар;

транспортные документы, подтверждающие переме­щение товаров из Белоруссии в Россию;

товаросопроводительный документ белорусских на­логоплательщиков.

Заявление о ввозе товаров— для импортеров доку­мент новый. Его форма приведена в Приложении к Пись­му ФНС Россииот 12.01.2005 ММ-6-26/4@, а также раз­мещена на сайте ФНС России: www.nalog.ru. Составлять заявление нужно в 3 экземплярах: 1-й —остается в нало­говом органе, 2-й — возвращается налогоплательщику и остается у него, 3-й возвращается налогоплательщику и направляется им поставщику товара. При этом на 2-м и 3-м экземпляре налоговый орган по месту постановки на учет покупателя проставляет отметки, подтверждающие упла­ту НДС в полном объеме или наличие освобождения в от­ношении товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию России. Отметка об уплате налога производится в течение 10 рабочих дней с даты подачи декларации с приложенными к ней документами.

В случае установления налоговым органом несоответст­вия заполненных реквизитов заявления требованиям По­ложения он делает отметку об уплате НДС после устранения выявленных несоответствий (см. Приложение к Письму ФНС России № ММ-6-26/4@).

Налоговый орган, подтверждая уплату НДС, будет вы­полнять функции таможенных орга­нов. А заявление в данном случае заменяет та­моженную декларацию и дает белорусскому экс­портеру возможность подтвердить приме­нение нулевой ставки.

В графе 2 заявления необходимо указать код товара соответствии с ТН ВЭД. В упомянутом Приложении к Письму ФНС сказано, что этот код указывается в обязательном по­рядке по товарам, по которым согласно законодательству применяется пониженная ставка НДС— 10%. Как известно, коды видов продукции, обложение НДС которых произво­дится по ставке 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также ТН ВЭД определяют­ся Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ). Подождав более четырех лет, Правительство РФ в конце де­кабря прошлого года утвердило перечни этих кодов своим Постановлением от 31.12.2004 908. Правда, вступит оно в силу только в марте — по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (26.01.2005), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (п. 2). Представ­ляется, что до этого момента следует руководствоваться разъяснениями ГТК РФ, которые в определенной степени восполняли пробел в законодательстве (см., в частности, письма ГТК РФ от 28.07.2004 № 06-11/27483 и от 13.06.2000 №01-06/15880).

В графе 13 заявления импортер должен указать ставку НДС. Если наше законодательство предусматривает льго­ту при ввозе товара в Россию, в эту графу вписывается слово «льгота».

Срок уплаты НДС по Соглашению отличается от срока его уплаты в соответствии с п. 3 ст. 152 НК РФ, где указано, что он уплачивается одновременно с оплатой стоимости то­варов, но не позднее 15 дней после принятия на учет това­ров, ввезенных на таможенную территорию России. Естест­венно, применять нужно нормы Соглашения (см. табл.).

Сумма НДС, уплаченная по товарам, ввозимым из Бе­лоруссии, подлежит вычету в соответствии с российским налоговым законодательством (п. 8 разд. 1 Положения). Следовательно, импортер получит право на вычет, если:

товары ввезены на таможенную территорию России (п. 2 ст. 171 НК РФ);

суммы НДС фактически уплачены импортером в бюджет (п. 2 ст. 171 ип. 1 ст. 172 НК РФ);

есть документ, подтверждающий фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Им является выписка бан­ка (ее копия), на основании которой налоговый орган дела­ет на заявлении о ввозе товара отметку, подтверждающую уплату НДС в полном объеме (п. 6 разд. 1 Положения);

ввезенные товары приняты на учет, о чем должны сви­детельствовать соответствующие первичные документы (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При этом в книге покупок, по мнению автора, необходи­мо зарегистрировать заявление на ввоз товаров с отметкой налогового органа и платежный документ, подтверждаю­щий фактическую уплату НДС в бюджет по ввезенным това­рам. То есть норму п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, нужно применить с учетом специфики, присущей операциям по ввозу товаров с территории Республики Беларусь. Эти же документы будут храниться в журнале учета полученных счетов-фактур.
Экспорт

Итак, с нового года российские экспортеры должны подтверждать обоснованность применения нулевой став­ки и в случае продажи товара в Белоруссию.

Для этого они должны, как и остальные экспортеры, в месте с декларацией представить в налоговую инспек­цию ряд документов. Разница в том, что для партнеров Белоруссии их перечень установлен не ст. 165 НК РФ, а п. 2 разд. 2 Положения, в соответствии с которым к таким документам относятся:

договор (копия), на основании которого осуществля­ется реализация товаров;

выписка банка (копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя. Если договор преду­сматривает расчет наличными, налогоплательщик должен представить выписку банка (копию), подтверждающую вне­сение полученных сумм на банковский счет, и копии при­ходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки. При бартере экспортер представляет документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по товарообменной операции, и их принятие на учет;

3-й экземпляр заявления о ввозе товара с отметкой белорусского налогового органа о том, что НДС уплачен в полном объеме, или о наличии освобождения от его уп­латы. В данном случае белорусский налоговый орган бу­дет подтверждать уплату налога белорусским партнером, выполняя функции таможенных органов;

копии транспортных (товаросопроводительных) до­кументов о перевозке экспортируемого товара;

иные документы, предусмотренные российским за­конодательством (в частности, ст. 165 НК РФ). Естествен­но, если какой-либо документ поименован в этой статье, но при осуществлении той или иной операции законода­тельство не требует его оформления, представлять такой документ в налоговую инспекцию не нужно.

Соглашение требует, чтобы все документы были заве­рены подписью руководителя и главного бухгалтера.

Срок подтверждения

По сравнению с экспортными поставками в другие стра­ны этот срок сокращен. Документы необходимо предста­вить в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров в Белоруссию. Напомним, что при экс­порте товаров в другие страны налогоплательщик предста­вляет документы не позднее 180 дней, считая с даты оформления декларации региональными таможенными органами (п. 9 ст. 165 НК РФ). Ею считается дата отметки ре­гионального таможенного органа на грузовой таможенной декларации «Выпуск разрешен»(см. Письмо Минфина Рос­сии от 24.09.2004 № 03-04-08/73). В Соглашении же речь идет именно о дате отгрузки (передачи) товаров.

Если экспортер указанные документы не представит, он не подтвердит свое право на применение нулевой ставки и, как было сказано выше, должен будет уплатить в бюд­жет НДС за месяц отгрузки товара, а также суммы пени. Ес­ли он этого не сделает, налоговый орган имеет право взы­скать с него эти суммы. При этом если экспортер представит перечисленные документы позже положенного срока (но не позднее 3 лет со дня возникновения обязательства по уплате НДС), налоговый орган должен вернуть ему упла­ченную сумму НДС в порядке, установленном нашим зако­нодательством. Суммы же пеней возврату не подлежат (п. 3 разд. 2 Положения). Взыскать НДС и пени налоговый орган может также в случае, если представленные экспор­тером сведения о перемещении товаров и уплате НДС не соответствуют данным, полученным от белорусских нало­говых органов. Такие данные налоговые органы получат в рамках обмена информацией о суммах косвенных нало­гов, уплаченных в бюджет наших стран.

Здесь следует отметить, что полученные сведения могут быть использованы и на благо налогоплательщика — на­логовый орган может сам принять решение о подтвержде­нии обоснованности применения нулевой ставки НДС и на­логовых вычетов, даже если экспортер не представил не­обходимые документы. Это право предоставлено ему п. 4 разд. 2 Положения. Сделать он это может при наличии у него в электронном виде подтверждения факта уплаты НДС в полном объеме, полученного от белорусских нало­говых органов. Насколько часто будут пользоваться этим правом наши налоговые органы, покажет практика.

Соглашение отдельно указывает, что у экспортера есть право на налоговые вычеты. Естественно, речь идет о сум­мах НДС, уплаченных поставщикам по товарам, работам и услугам, приобретенным для производства и реализации экспортируемого товара. Причем в Соглашении есть важ­ная оговорка о том, что эти вычеты наши экспортеры долж­ны применять в том же порядке, который предусмотрен российским законодательством в отношении товаров, вы­возимых из России в таможенном режиме экспорта. В отно­шении операций по реализации таких товаров вычеты НДС производятся только при представлении в налоговые орга­ны соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При экспорте товаров в Белоруссию соответственно применяются нормы Соглашения, устанавливающие свой перечень документов (см. выше).

Обратите внимание!

При поставке товара из России в Белоруссию бело­русский покупатель должен представить в свой налого­вый орган счет-фактуру поставщика из России с отмет­кой российского налогового органа (п. 6 разд. 1 Поло­жения). Соответственно, поставляя товар белорусско­му партнеру, экспортер должен позаботиться о том, чтобы получить эту отметку по месту своего учета в на­логовых органах. В настоящее время порядок простав­ления таких отметок не утвержден. Видимо, он появит­ся в ближайшее время. До этого информацию о нем нужно уточнять в отделе работы с налогоплательщика­ми в своей налоговой инспекции.

Надо отметить, что на момент подготовки данного мате­риала новые формы налоговых деклараций, представляе­мых в налоговый орган в отношении операций экспорта то­варов в Белоруссию, также доведены еще не были. Напом­ним, что ФНС России обещала направить их дополнитель­но до 20 января 2005 года. В тот же срок должны были до­вести методику сопровождения, а также программное обеспечение для реализации Соглашения. Надеемся, что в ближайшее время появятся новая форма декларации и разъяснения специалистов налогового и финансового ве­домств по применению данного Соглашения.