Производители комбикормов не боятся вступления в ВТО

| статьи | печать

Стремление правительства обеспечить продовольственную безопасность страны и бурное развитие животноводства (в первую очередь птицеводства) привели к быстрому развитию рынка комбикормов. Проведенная модернизация многих комбикормовых предприятий дает основания специалистам аналитической компании Research Techart предполагать, что к 2016 г. объем рынка достигнет 21,5 млн т. Если принятые государством программы развития АПК будут реализованы, то к 2020 г. объем рынка может увеличиться в пять раз.

Птицеводство спасло сектор комбикормов

Президент Союза комбикормщиков России Валерий Афанасьев считает, что отрасль оправилась после затяжного спада 1990-х гг. В конце 1980-х гг.

в РФ ежегодно производилось 50 млн т кормов, во время перестройки наблюдался спад, достигший дна в 1998 г. — 8,7 млн т. К концу 1990-х на рынке начался медленный подъем.

Птицеводческая отрасль, в которую были вложены значительные инвестиции, стала своеобразным спасительным кругом для производителей кормов. Наращиваемое по сей день производство птиц обеспечивает заказами комбикормовые предприятия и отдельные цеха. Если в 2007 г. спрос на комбикорма составлял 12,5 млн т,

то в 2011 г. он вырос на 43% и достиг, по сведениям ИА SoyaNews, 16,8 млн т. Среди крупнейших производителей — ОАО «Белгородский экспериментальный завод рыбных консервов», ЗАО «Гатчинский ККЗ», ОАО «ЛАБАЗЪ», ООО «Михайловский комбикоровый завод» и др.

Во многих областях открылись предприятия по изготовлению кормовых дрожжей, мясо-костной, травяной и хвойной муки, сухого обезжиренного молока, карбамидного концентрата и других кормовых добавок. В последние годы были освоены технологии получения муки из выжимок фруктов и овощей, ботвы свеклы. В комбикорма добавляют свекловичный жом, обеспечивающий продукции длительные сроки хранения. Картофель, горох и другие кормовые культуры используют в качестве белковых компонентов для приготовления комбикормов и заменителей цельного молока для молодняка сельскохозяйственных животных.

В структуре потребления основную долю — 55% занимают полноценные комбикорма, 30 — комбикорма-концентраты и около 15% — кормовые смеси.

Основная доля потребления — 49% приходится на комбикорма для птиц, 28 — для свиней, 22,1 — для крупного рогатого скота, 1,3% — прочие виды комбикормов.

Процессы, происходящие на рынке, позволили нашей стране войти в десятку крупнейших стран-производителей. Мировой лидер — Соединенные Штаты, определяющие четверть мирового оборота кормов, за ними следуют Китай, Бразилия, Мексика, Канада, Франция, Германия, Испания и Россия.

ВТО не пугает

Грядущее вступление России в ВТО не является непреодолимой проблемой для участников рынка. «Комбикормовый рынок сложен сам по себе, — уверена Лилия Александрова, главный редактор ИА SoyaNews. — Если говорить о кормовых добавках, то многие наши заводы-производители принадлежат полностью или частично иностранным компаниям, то есть понятие „отечественный производитель“ здесь размывается. А, например, витамины у нас не производятся вообще. Вступление в ВТО может осложнить возникновение и развитие собственного производства витаминов, ферментов, аминокислот и т.д. Но это вопрос не столько ВТО, сколько проводимой нашим государством политики в сфере АПК».

Эту точку зрения разделяет Елена Кленкина, руководитель группы по маркетингу компании «Провими-Россия», контролирующей около 7% рынка комбикормов страны: «Непосредственно для производителей комбикормов правила вступления в ВТО не накладывают каких-либо специальных ограничений или новых импортно-экспортных квот. Рынок комбикормов, концентратов и добавок будет продолжать развиваться за счет модернизации и строительства российских заводов, в том числе в составе крупных агропромышленных холдингов. А на чьи деньги — российских или иностранных инвесторов — это другой вопрос».

Главная проблема отрасли — регистрация продукции

Специалисты отрасли подразделяют производителей комбикормов на три группы.

В первую входят комбикормовые заводы (ККЗ) или комбинаты хлебопродуктов (КХП), производящие комбикорма для открытых продаж. Среди таких производителей выделяются ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод» в Ленинградской области, ООО «Глазовский комбикормовый завод» в Удмуртии, Алтайский ЗАО «Алексейзернопродукт им. С.Н. Старовойтова».

Ко второй группе относятся предприятия, обеспечивающие потребности конкретных потребителей — животноводческих или птицеводческих комплексов. Это прежде всего подмосковное ОАО «Геркулес» и санкт-петербургская компания ОАО «Ленинградский комбикормовый завод».

Третья группа — ККЗ или кормоцеха, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, а входящие в состав животноводческих или птицеводческих холдингов. В частности, таковыми являются рязанское ОАО «Бройлер Рязани», имеющее в своем распоряжении собственный кормоцех и ежегодно производящее около 120 т кормов, и ОАО «Птицефабрика „Снежка“», выпускающее на своем ККЗ свыше 30 000 т кормов в год.

По оценкам Research Techart, 63% рынка занимают предприятия, составляющие первую группу. Долю оставшихся не превышает 37%.

Предприятия отрасли существенно различаются как по своему техническому оснащению, так и по объемам производства. Наряду с небольшими предприятиями, имеющими примитивное оборудование и применяющими технологию простого дробления зерна, в отрасли работают такие высокотехнологичные предприятия, как ЗАО «Волосовский комбикормовый завод», ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод», ООО «Железногорский комбикормовый завод». В мае 2012 г. к ним добавилось еще одно современное производство: ООО «Агропромкомплектация-Курск» запустило в Конышевском районе завод стоимостью 843 млн руб. Как пишет газета «Коммерсантъ», мощность предприятия — 216 000 т в год. Предполагается, что завод будет обеспечивать комбикормами животноводческие фермы компании и оказывать услуги другим участникам рынка.

Особенность национального рынка комбикормов в том, что при определении необходимых объемов производства комбикормов предприятия, входящие в две последние группы, ориентируются не на рынок, а на собственные потребности. По данным Research Techart, на рынок попадает не более 50—60% произведенных кормов. К тому же такие предприятия, как правило, являются закрытыми и не афишируют информацию об объемах произведенной продукции. В отчете компании говорится, что некоторые из них имеют высокотехнологичное оборудование и значительные производственные мощности, что позволяет отдельным предприятиям из их числа, даже не при максимальном уровне загрузки, сильно влиять на рынок. Представители именно этой группы составляют теневой сектор.

С оценкой теневой доли, определенной аналитиками Research Techart, согласен В. Афанасьев: «По официальной статистике в России производится около 14 млн т комбикормов, по неофициальной — 20—24 млн».

В чем причина такой разницы в определении объемов? «Комбикормовые предприятия, входящие в состав птицефабрик и свинокомплексов, не являются юридическими лицами и не осуществляют отчетность по производству комбикормов. А сельхозпредприятия, в состав которых они входят, отчитываются по производству готовой продукции — мясо, яйца, молоко», — считает В. Афанасьев.

Производителей, уходящих в теневой сектор, можно понять: нынешнее положение в комбикормовой промышленности кардинально отличается от ситуации, царившей в отрасли 15—20 лет назад. Сейчас на рынке самостоятельным производителям без тесной связи с сельхозпроизводителями работать крайне сложно. Поэтому, по данным В. Афанасьева, комбикормовые заводы или цеха строят в составе крупных животноводческих или птицеводческих хозяйств.

По мнению Л. Александровой, проблема теневого сектора неактуальна для участников рынка: «Основная проблема отрасли и преграда для нормальной деятельности на этом рынке — регистрация кормовых добавок (отсутствие нормального определения понятия „кормовые добавки“ и понимания того, что именно к ним относить). Но это проблема не только отечественных производителей — импортеры кормовых добавок страдают не меньше. По сути, это единственная проблема, которую участники рынка действительно считают проблемой и которая не разрешится без помощи государства».

«Главное — не усложнять жизнь российского производителя, — добавляет Е. Кленкина, — путем введения многоступенчатых регистраций в случае изменения состава рецепта (премикса или концентрата). По сути, теневой проблемы на этом рынке нет: есть проблема регистрации (и перерегистрации) кормовых добавок, статистики и фальсификации отдельных кормовых добавок. В России не хватает своего сырья для производства качественных добавок и комбикормов. Не хватает сои, аминокислот и витаминов. Очень многое импортируется из Китая. Государство должно стимулировать развитие отечественного производства».

Состояние рынка комбикормов напрямую зависит от потребляющих отраслей — птицеводства и животноводства. Большое влияние на развитие рынка оказали принятые правительством программа «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010—2012 гг.» и Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013—2020 гг., которая призвана превратить птицеводство в экспортно ориентированную отрасль.

Развитие свиноводства тоже даст дополнительный стимул развитию рынка комбикормов. По мнению основателя и гендиректора группы компаний «Агро-Белогорье» Владимира Зотова, если по птице Россия уже практически полностью закрывает свои потребности, то по свинине полное самообеспечение наступит через год-два.

В технологии производства мяса и птицы мы мало отличаемся от западных производителей. Что касается отечественных кормов, здесь слишком большой процент зернового сырья в составе комбикормов. Если в европейских кормах его доля не более 45% общего объема продукции, то в отечественных — 70—75%. Доля жмыхов, напротив, в 3—4 раза ниже, чем в импортных аналогах. Тем самым определяется одна из основных проблем данного сектора рынка — высокая чувствительность к изменениям в зерновой отрасли.

В. Астафьев уверен, что надо менять сырьевую базу отрасли. В стране изобилие фуражного зерна. В то же время ощущается дефицит других культур, в частности, источников белка растительного происхождения — гороха, сои, репса. Надо стимулировать их производство, вводить субсидии.

Тем не менее, несмотря на трудности, аналитики предрекают этому сегменту рынка успешное будущее.