Новости («ЭЖ Вопрос-ответ», № 06, 2012 г.)

| статьи | печать

Изменения в Закон о туристской деятельности 

Внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Изменения направлены на защиту прав потребителей туристских услуг в РФ. В частности, новации предуcматривают предоставление туристам дополнительных гарантий в ситуации, когда туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, не выполнили обязательства, принятые по договору реализации турпродукта. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, в течение года со дня вступления в силу изменений должны войти в объединение туроператоров, при котором за счет отчислений членов объединения будет сформирован компенсационный фонд. Из средств фонда будет оказываться экстренная помощь туристам за границей, оказавшимся в сложной ситуации, например из-за банкротства туроператора и невыполнения им обязательств перед зарубежными партнерами.

В связи с этим внесены дополнения и в НК РФ, согласно которым взносы членов объединения тур­операторов в компенсационный фонд не будут учитываться в доходах объединений (подп. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ), а затраты, осуществленные за счет средств фонда, — в расходах объединений для целей исчисления налога на прибыль (п. 48.15 ст. 270 НК РФ). Полученные туристами суммы экстренной помощи законодатели включили в перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Так что удерживать налог с граждан при выплатах из компенсационного фонда не придется.

(Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ,
вступил в силу с 4 мая 2012 г. за исключением отдельных положений)

Изменения в порядок назначения компенсационных выплат отдельным категориям граждан

Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206, дополнен п. 13(1).

Согласно этому пункту заявление и документы, указанные в п. 13 Порядка, за исключением трудовой книжки, могут быть направлены в органы социальной защиты населения по месту жительства с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуника-ционных сетей общего пользования, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в форме электронных документов в соответствии с требованиями федеральных законов «Об электронной подписи» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следующими способами:

— лично или через законного представителя;

— посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

— посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (без использования электронных носителей);

— иным способом, позволяющим передать их в электронном виде.

Органы социальной защиты населения при рассмотрении заявления и документов, указанных в п. 13 Порядка, вправе осуществлять проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Органы социальной защиты населения запрашивают сведения о невыплате пособия по безработице у органов государственной службы занятости населения в случае, если заявителем не представлена справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Указанные сведения должны быть запрошены органом социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления о назначении ежемесячных компенсационных выплат.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

(Постановление Правительства РФ от 21.05.2012 № 494,
вступило в силу со 2 июня 2012 г.)

Порядок расчета экономических нормативов для микрофинансовых органиазций

Минфином России утверждены числовые значения и порядок расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов.

Приказ Минфина России от 19.04.2011 № 43н «Об утверждении экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» признается утратившим силу.

(Приказ Минфина России от 30.03.2012 № 42н,
зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2012 № 24300)

Прием граждан по регламенту 

Минфин России утвердил Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Положения Административного регламента применяются в отношении индивидуальных и коллективных предложений, заявлений, жалоб граждан по вопросам сферы деятельности Федеральной налоговой службы:

— центрального аппарата ФНС России;

— управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, поступающих в письменной форме, в электронном виде или в форме устного обращения к должностному лицу Федеральной налоговой службы во время личного приема граждан.

Заявителями на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

(Приказ Минфина России от 15.02.2012 № 25н,
зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2012 № 24306)

Изменения в Концепцию системы планирования налоговых проверок

Внесены изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Уточнены некоторые критерии самостоятельной оценки рисков для компаний, которые используют инспекции при выборе объектов выездного налогового контроля.

Теперь в Общедоступных критериях оценки рисков закреплено, что при выборе объектов для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган учитывает информацию о выплате компанией или бизнесменом неучтенной заработной платы (в конвертах), нарушениях при оформлении трудовых отношений и иные аналогичные сведения.

Такая информация может предоставляться правоохранительными и другими контролирующими органами (например, трудовой инспекцией), поступить к налоговикам в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В новой редакции изложены приложения 3 и 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
В указанных приложениях приведены расчет налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов по основным видам экономической деятельности и показатели рентабельности, отклонение от которых может стать причиной повышенного внимания со стороны фискалов и привести к включению организации в план выездных проверок.

Изменены некоторые общедоступные критерии оценки налоговых рисков, используемые фискалами при разработке плана выездных проверок. Бухгалтеры должны учитывать эти поправки, чтобы не оказаться в зоне особого внимания контролеров.

(Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297)

Утверждены формы решений о принятии, об отмене и о замене обеспечительных мер

Руководитель (его заместитель) налогового органа после вынесения итогового решения по материалам налоговой проверки может принять обеспечительные меры, которые будут гарантировать исполнение предписаний налоговиков (п. 10 ст. 101 НК РФ). Для этих целей приказом ФНС России и утверждена форма решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Названную форму обеспечительных мер можно отменить либо заменить на другую, а именно: банковскую гарантию, залог ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ (залог иного имущества), поручительство третьих лиц. В этих случаях руководство инспекции составляет соответствующие формы, которые также утверждены новым приказом ФНС России.

Обратите внимание: копии всех указанных решений должны быть переданы налогоплательщику.

(Приказ ФНС России от 30.03.2012 № ММВ-7-2/188,
зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2012 № 24122, 
вступил в силу с 29 мая 2012 г.)

Регламент ФАС по даче разъяснений законодательства

Федеральная антимонопольная служба утвердила Административный регламент по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации. Регламент разработан на основании ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России, а также порядок взаимодействия ФАС России с лицами, направляющими в ФАС России обращения (заявителями), при даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Заявителями согласно регламенту являются:

— территориальные органы ФАС России;

— коммерческие и некоммерческие организации;

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— органы местного самоуправления;

— физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

(Приказ ФАС России от 20.01.2012 № 22,
зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2012 № 24312)

БСО для фитнес-центров

Минфин России разъяснил порядок использования бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги фитнес-центров, при осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002—93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.

Согласно ОКУН услуги фитнес-центров (код 072118) относятся к подгруппе «Предоставление объектов физической культуры и спорта» (код 072100) и включены в группу «Услуги физической культуры и спорта» (код 070000).

В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели при оказании населению услуг фитнес-центров вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять контрольно-кассовую технику, а использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения.

 (Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-15/4-102)

Учет платежей по договором ДМС

Платежи по договорам ДМС учитываются на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком периоде и части страховой премии, приходящейся на каждый календарный день действия договора страхования.

Минфин России рассмотрел ситуацию, когда организация заключила договор добровольного медицинского страхования работников на один год с уплатой страховой премии в рассрочку разными суммами в течение первых нескольких месяцев. При этом периоды, за которые производятся платежи, в договоре не указаны. Как учитывать взносы в целях налогообложения — равномерно по всему сроку действия договора или по сроку действия договора, оставшемуся после даты очередного платежа?

Чиновники отметили, что расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором согласно договору налогоплательщик внес денежные средства на оплату страховых взносов.

Если в договоре страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Об этом говорится в п. 6 ст. 272 НК РФ.

С учетом этого, по мнению Минфина России, страховая премия должна учитываться на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в нем и части страховой премии, определяемой как частное от общей суммы страховой премии и количества календарных дней, в течение которых действует договор страхования.

(Письмо Минфина России от 14.05.2012 № 03-03-06/1/245)

Депозит: в «упрощенке» дохода не будет

Минфин России в очередном письме рассмотрел следующую ситуацию. Компания, применяющая «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», сдала в аренду помещение. По условиям договора арендатор перечислил арендодателю обес­печительный взнос, который может быть полностью удержан в качестве отступного при досрочном растор­жении договора по инициативе арендатора. Возникает вопрос: когда арендодатель должен показать доход — в момент поступления на расчетный счет арендодателя обеспечительного взноса или на дату удержаний из него?

Финансисты напомнили, что при УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитываются поступления, указанные в ст. 251 НК РФ. Так, не признаются доходы, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ). Гражданское законодательство определяет, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Поэтому сумма депозита, перечисленная арендодателю в обеспечение обязательств по договору аренды, не отражается в доходах при определении налоговой базы при УСН.

Как следует из письма, удержания из депозита санкций за нарушение договорных обязательств и сумм возмещения убытков или ущерба надо учитывать в качестве внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ), а удержания в счет погашения задолженности по арендной плате — как доходы от реализации. Признавать такие доходы следует на дату проведения удержаний (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 12.05.2012 № 03-11-06/2/68) 

Для налога на прибыль материальной выгоды не существует

Организация получила беспроцентный заем. Возникает ли в этом случае для целей налогообложения прибыли доход?

По общему правилу безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права признаются внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но данное правило не распространяется на операции по получению беспроцентного займа. Это связано с тем, что в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлен порядок определения выгоды от получения таких заемных средств и отсутствуют правила ее оценки. Так считают специалисты финансового ведомства.

К аналогичным выводам приходят и суды. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04 арбитры отметили, что беспроцентный заем нельзя приравнять к услуге. Соответственно у компании отсутствует обязанность по определению внереализационного дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах.

(Письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-03-06/1/239)

Стандартные вычеты при начислении отпускных

Работнику начислены в январе заработная плата и оплата за очередной отпуск, который затрагивает часть текущего (январь) и часть следующего (февраль) месяцев.

Следует ли при расчете НДФЛ за январь предоставить работнику стандартные налоговые вычеты только за январь или за январь и февраль?

Минфин России ответил на это вопрос следующим образом.

Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

При выплате в январе заработной платы и отпускных за февраль налоговая база определяется с учетом стандартных налоговых вычетов, причитающихся налогоплательщику за январь.

Стандартные налоговые вычеты за февраль будут учтены налоговым агентом при определении налоговой базы нарастающим итогом с начала года за февраль с учетом ограничения, установленного подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-04-06/8-134)

Финансисты разъяснили последствия реорганизации в форме присоединения для участников КГН

Порядок уплаты налога на прибыль через консолидированную группу налогоплательщиков действует чуть более четырех месяцев. Поэтому вполне понятно, что на сегодняшний день не все еще разложено по полочкам и Минфин России продолжает разъяснять проблемные моменты.

Очередной вопрос, по которому финансисты высказали свою точку зрения, связан с реорганизацией участника КГН. Стороны договора о создании КГН должны внести в него изменения, если принято решение о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций — участников КГН (подп. 2 п. 2 ст. 25.4 НК РФ). Соответствующее соглашение представляется в налоговый орган в течение месяца с даты возникновения обстоятельств для изменения договора о создании КГН (подп. 3 п. 4 ст. 25.4 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не содержит требований о выходе из КГН участников, реорганизованных в форме присоединения или слияния.

(Письмо Минфина России от 05.05.2012 № 03-03-06/1/232)

Как подтвердить расходы на приобретение исключительных или неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности 

Налогоплательщики обратились в Минфин России со следующим вопросом: является ли обязательным для подтверждения расходов по лицензионным договорам и договорам отчуждения исключительных прав в целях налога на прибыль наличие актов приемки-передачи исключительных/неисключительных прав, а достаточным основанием для признания расходов сам договор с указанием срока передачи прав?

Чиновники разъяснили, что договором об отчуждении исключительных прав или лицензионным договором должен быть предусмотрен порядок перехода соответствующих прав на результаты интеллектуальной деятельности от правообладателя к их приобретателю.

При этом в целях налогообложения прибыли организаций для документального подтверждения расходов на приобретение исключительных или неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности наличие акта приемки-передачи указанных прав не требуется, если соответствующим договором предусмотрен иной порядок передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

(Письмо Минфина России от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226)

Компенсацию за неиспользованный отпуск за счет резерва не спишешь

Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые уволившимся работникам, списывать за счет созданного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков?

Минфин России разъяснил, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков может использоваться для списания расходов на оплату труда в порядке, установленном ст. 324.1 НК РФ.

Исходя из положений ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 255 НК РФ), и денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 указанной статьи) являются разными видами расходов на оплату труда.

Учитывая изложенное, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

 (Письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29)

Компенсация за автомобиль супруги

Можно ли учесть для целей налога на прибыль суммы выплаченной работнику компенсации за использование для служебных поездок легкового автомобиля, который приобретен работником в браке и зарегистрирован на супругу? Облагается ли такая компенсация НДФЛ?

Минфин России дал по этому вопросу следующее разъяснение.

Законодательством РФ преду­смотрено, что работникам могут возмещаться расходы, связанные с использованием личного транспорта (автомобиля), на основании письменного соглашения между работником и организацией.

Ввиду того, что ст. 188 Трудового кодекса РФ предусматривает компенсацию за использование имущества, принадлежащего работнику, в целях главы 25 НК РФ такое транспортное средство должно принадлежать работнику на праве собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно положениям п. 1 ст. 256 ГК РФ и ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Если транспортное средство находится в совместной собственности супругов, суммы возмещения расходов, связанных с использованием в интересах работодателя транспортного средства, управляемого физическим лицом по доверенности, выданной супругой, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК ФР.

В случае если транспортное средство в соответствии с гражданским и семейным законодательством было приобретено до вступления в брак, получено супругой во время брака в дар или в порядке наследования или по условиям брачного договора является единоличной собственностью супруги, такие суммы, выплачиваемые работодателем супругу, не являющемуся собственником транспортного средства, подлежат налогообложению в установленном порядке.

 (Письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49)

Возмещая подрядчику расходы, не забудьте о НДС

Иностранная организация выполнила для российской компании работы, местом реализации которых признается территория РФ. Российская компания оплатила стоимость работ с учетом расходов на проезд, питание и проживание сотрудников иностранной организации, выполнявших эти работы.

Минфин России отметил, что при реализации иностранной фирмой, не состоящей на учете в российских налоговых органах, работ, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, то есть российской компанией — заказчиком. При этом налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода иностранной компании от реализации работ с учетом НДС. Это следует из ст. 161 НК РФ.

По мнению Минфина России, в налоговую базу по НДС включаются все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации. Поэтому и с возмещаемых подрядчику расходов на проезд, питание и проживание сотрудников, выполнявших работы, необходимо удержать НДС. Дело в том, что специалисты финансового ведомства связывают возмещение произведенных подрядчиком расходов с расчетами по договору на выполнение работ и не рассматривают такое возмещение в отрыве от выручки, полученной от реализации работ.

(Письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-08/125)

Какими документами можно подтвердить нахождение иностранца в России

Иностранного гражданина можно признать налоговым резидентом РФ и соответственно удерживать из его доходов НДФЛ по ставке 13%, если он фактически находится на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

К сожалению, глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не устанавливает перечень документов, которыми можно подтвердить нахождение физических лиц в России. Этот пробел решили восполнить специалисты Минфина России. По их мнению, о нахождении таких лиц в РФ свидетельствуют:

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении иностранцем границы;

— табель учета рабочего времени;

— квитанции о проживании в гостинице;

— справка с предыдущего места работы;

— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Обратите внимание: отметки в паспорте должны быть проставлены органами пограничного контроля Российской Федерации.

(Письмо Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557)

Заполняйте счет-фактуру правильно!

Специалисты Минфина России не одобрили вариант заполнения счета-фактуры, предложенный компанией, которая заключила агентский договор и выступила по нему в роли агента. Однако финансисты не против того, чтобы данные о принципале агент приводил в дополнительных строках, введенных в счет-фактуру.

Минфин рассмотрел следующую ситуацию. Компания-агент занимается реализацией продуктов по договору поставки. Товары принадлежат принципалу, но реализуются компанией от ее имени. При этом в качестве продавца по строке 2 счета-фактуры организация указывает принципала, а свое наименование приводит в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес». К тому же наименование, ИНН, КПП и адрес агента отражаются в дополнительной строке «Агент с участием в расчетах», не предусмотренной стандартной формой документа.

Компания запросила у финансистов подтверждение правильности заполнения счета-фактуры подобным образом. Но специалисты финансового ведомства указали на ошибки. Во-первых, при реализации товаров через комиссионера или агента, которые осуществляют торговлю от своего имени, счета-фактуры покупателю выставляют именно посредники (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Во-вторых, Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, преду­смотрено, что в строке 2 счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), приводится полное или сокращенное наименование продавца. Следовательно, в данном случае по строке 2 счета-фактуры необходимо указывать наименование компании-агента, которая является продавцом по факту, независимо от наличия у нее права собственности на реализуемые товары.

Финансисты отметили также, что нормами главы 21 НК РФ не запрещено указывать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты (сведения). Поэтому в счет-фактуру можно ввести дополнительные строки и отражать в них сведения о принципале, товар которого реализуется агентом, и об агентском договоре.

(Письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/40)

Шведский стол — в доходы работников

Не так давно утихли страсти вокруг письма Минфина России о возможности обложения НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретенной организацией для сотрудников. И вот чиновники выпустили новые разъяснения на подобную тему.

Ведомство рассказало, как рассчитать доходы работников в виде стоимости питания, организованного по типу шведского стола.

Финансисты указали, что стоимость бесплатного питания для работников учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ как доходы, полученные в натуральной форме. Это следует из положений п. 1 ст. 210 и подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ. Аналогичная точка зрения была высказана в письмах Минфина России от 25.10.2011 № 03-04-06/6-285, от 31.03.2011 № 03-03-06/4/26 и ФНС России от 06.08.2010 № ШС-37-3/8488. Налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ как стоимость питания, исчисленная из рыночных цен, рассчитываемых по правилам ст. 40 НК РФ (ст. 105.3 НК РФ с 1 января 2012 г.). А налоговый агент обязан учитывать доходы, полученные от него физическими лицами (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Чиновники указали, что доход каждого работника для целей налогообложения можно рассчитать на основании общей стоимости предоставляемого питания и данных табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

Таким образом, Минфин России предлагает определять стоимость питания каждого работника исходя из общих расходов компании на организацию питания и времени, фактически отработанного физическими лицами. При реализации данного подхода работники, которые предпочитают не пользоваться услугами общепита, причем неважно какого — общедоступного или корпоративного, возмутятся. Ведь, по логике финансистов, из доходов работника будет удержан НДФЛ независимо от того, обедал он на работе или нет.

(Письмо Минфина России от 18.04.2012 № 03-04-06/6-117)

О применении ЕНВД ломбардами

ФНС России направила для использования в работе письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-11-09/30 по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации невостребованных вещей, перешедших в собственность ломбарда.

Минфин обратил внимание на то, что согласно ст. 13 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ
«О ломбардах» (далее — Закон № 196-ФЗ) целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю (п. 4 ст. 13 Закона № 196-ФЗ):

— разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

— разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Таким образом, денежные средства, поступающие ломбарду после реализации невостребованной вещи, являются средствами, полученными в счет погашения обязательства заемщика по возврату займа и уплате процентов или в счет оплаты поклажедателем вознаграждения за хранение вещи.

В связи с этим, а также в связи с тем, что согласно п. 4 ст. 2 Закона № 196-ФЗ ломбардам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг, операции ломбардов по реализации невостребованных вещей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности не подлежат.

(Письмо ФНС России от 14.05.2012 № ЕД-4-3/7849@)

При регистрации объектов налога на игорный бизнес с 1 июня 2012 г. применяются новые бланки

Приказом Минфина России от 22.12.2011 № 184н утверждены формы документов, используемых при регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес. Напомним, что приказом, в частности, утверждена новая форма заявления о регистрации таких объектов. В нее добавлены поля для вновь введенных объектов налогообложения (процессинговых центров тотализатора и букмекерской конторы, пунктов приема ставок тотализатора и букмекерской конторы), появился титульный лист и др. Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца с даты его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес. Документ опубликован в «Российской газете» 4 апреля 2012 г.

Поскольку налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц, новые формы будут использоваться при регистрации объектов налогообложения с 1 июня 2012 г.

(Письмо ФНС России от 02.05.2012 № ЕД-4-3/7334)

Как заполнить справку по форме № 2-НДФЛ в отношении доходов иностранных граждан — высококвалифицирован-
ных специалистов

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, опыт и навыки которого при работе в России предполагают получение им зарплаты от 2 млн руб. за период, не превышающий одного года. Налоговики отметили, что возможны ситуации, когда доходы высококвалифицированного специалиста от трудовой деятельности будут облагаться по ставке 13%, а иные доходы — по ставке 30% (например, полученные в натуральной форме, в виде подарков, от продажи ценных бумаг). Ведь по ставке 13% облагаются не любые доходы высококвалифицированного специалиста, а только зарплата или вознаграждение, выплаченные ему работодателем или заказчиком (письмо Минфина России от 17.08.2010 № 03-04-06/0-181). В этой ситуации в справке по форме № 2-НДФЛ в отношении такого специалиста налоговый агент рассчитывает налог по ставкам 13 и 30% в зависимости от вида полученных физическим лицом доходов. При этом независимо от применяемой к доходам высококвалифицированного специалиста ставки НДФЛ в справке указывается статус налогоплательщика — 3.

(Письмо ФНС России от 23.04.2012 № ЕД-4-3/6804)

Выплата пособия будущей матери зависит от ее диплома

Как показывает практика, сотрудники ФСС России под любым предлогом пытаются снять с компаний расходы на выплату пособий, в том числе по беременности и родам. Причины находятся разные. Например, в деле, дошедшем до ВАС РФ, загвоздкой оказался диплом работницы.

ВАС РФ рассмотрел такую ситуацию. Индивидуальный предприниматель принял на должность бухгалтера женщину. Спустя какое-то время она ушла в отпуск по беременности и родам. Предприниматель выплатил ей соответствующее пособие, после чего обратился в территориальное отделение ФСС России за возмещением расходов.

Соцстрах провел выездную проверку и отказал бизнесмену в возмещении расходов на выплату работнице пособия по беременности и родам. Причины две.

Во-первых, у сотрудницы было высшее образование по специальности «учитель», о чем свидетельствовал ее диплом, а согласно должностной инструкции бухгалтера работник, принимаемый на эту должность, обязан иметь высшее или среднее специальное образование, обладать знанием компьютерных программ по ведению бухгалтерского учета. Во-вторых, женщина никогда ранее не работала бухгалтером, что подтверждала ее трудовая книжка.

Индивидуальный предприниматель не согласился с таким решением и обратился в суд. Однако все три инстанции поддержали ФСС России.

Суды отклонили довод бизнесмена, что принятие на должность бухгалтера женщины без соответствующего образования было обусловлено большим документо- и товарооборотом, поскольку на тот момент у предпринимателя не было бухгалтера. Кроме того, после ухода работницы в декрет бизнесмен должен был проинформировать органы службы занятости о наличии вакантной должности, чего сделано не было (постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2011 № А57-3766/2011).

За поддержкой предприниматель обратился в ВАС РФ, но и там ее не нашел. Высший арбитражный суд отказал в передаче дела на рассмотрение Президиума ВАС РФ в порядке надзора. Арбитры согласились с судьями нижестоящих инстанций, что фактическое содержание правоотношений между предпринимателем и бухгалтером направлено на умышленное создание искусственной экономической ситуации для получения возмещения из бюджета ФСС России денежных средств.

(Определение ВАС РФ от 26.04.2012 № ВАС-4427/2)

Новый сервис от ФНС России

На сайте Федеральной налоговой службы начал работу новый интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». Он создан в целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Новый сервис позволит оперативно информировать налогоплательщиков о принятых органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актах по установлению соответствующих элементов налогообложения по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, налогу на имущество организаций, а также органы местного самоуправления, представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации о практике реализации полномочий по установлению налоговых ставок и льгот по различным муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации.

В настоящее время в базу интернет-сервиса внесена информация по имущественным налогам за 2009, 2010 и 2011 гг. В последующем будет обеспечена поддержка базы данных в актуальном состоянии.

Чтобы найти необходимую информацию в базе интернет-сервиса, пользователю достаточно ввести один из следующих критериев:

— субъект Российской Федерации;

— вид налога;

— налоговый период;

— муниципальное образование.

(Информационное сообщение ФНС России)