УСН: разберемся вместе

| статьи | печать
Ситуация 1

Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообло­жения (объект налогообложениядоходы, уменьшенные на величину расходов). Можно ли при опре­делении объекта налогообложения уменьшить полу­ченные доходы на следующие виды расходов: расходы в виде суммы, уплаченной страховой компании за до­бровольное страхование имущества от опасностей; расходы по оплате товаров бытовой химии, приобре­таемых для содержания в чистоте производственных помещений?

По нашему мнению, расходы организации в виде сумм, уплаченных страховой компании за добровольное стра­хование имущества, не уменьшают налоговую базу по единому налогу, поскольку не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Что касается расходов на покупку това­ров бытовой химии, необходимых для содержания в чис­тоте производственных помещений, то они включаются в состав расходов, которые учитываются при расчете нало­гооблагаемой базы по единому налогу.

Как известно, при определении объекта обложения единым налогом, организации, применяющие УСН и вы­бравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ учитывают материальные расходы, которые принимаются применительно к поряд­ку, установленному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. К материальным расходам относятся расходы на приобретение материалов, ис­пользуемых на производственные и хозяйственные нуж­ды: проведение испытаний, контроля, содержание, экс­плуатацию основных средств и иные подобные цели (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Следовательно, обоснован­ные и документально подтвержденные расходы органи­зации по оплате товаров бытовой химии, приобретае­мых для содержания в чистоте производственных поме­щений и соблюдения санитарных норм, учитываются в целях налогообложения (см. Письмо Минфина России от 15.08.2005 №03-11-04/2/45).

Ситуация 2

Организация была создана в мае 2004 г. Учредителидва физических лица. Основной и единственный вид деятельностирозничная тор­говля. По итогам 9 месяцев 2005 г. доход организа­ции, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, составил 9 млн руб. (без учета НДС). Филиалов и представительств нет и создавать их в ближайшем будущем не планируется. Ранее упрощенная система налогообложения не применялась. Имеет ли право организация подавать заявление в ИФНС о переходе с 2006 г. на УСН?

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуще­ствляется организациями добровольно в порядке, пре­дусмотренном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с поло­жениями Кодекса при подаче в 2005 г. заявления о пе­реходе с 1 января 2006 г. на УСН действует ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн руб. без учета НДС (см. Письмо Минфина РФ от 14.09.2005 №03-11-04/2/77).

Кроме того, чтобы не вновь созданной организации пе­рейти на упрощенную систему налогообложения, долж­ны выполняться еще два ограничения, которые указаны в подп. 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ:

— средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематери­альных активов, определяемая в соответствии с законо­дательством РФ о бухгалтерском учете, не должна превы­шать 100 млнруб.

Ситуация 3

Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложе­ниядоходы, уменьшенные на величину расходов). Можно ли при определении объекта налогообложе­ния уменьшить полученные доходы на сумму государ­ственной пошлины, взысканной с нее в бюджет?

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбрав­шие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ (при условии их соответствия кри­териям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ). Перечень рас­ходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является ис­черпывающим, и такой вид расходов, как расходы в ви­де уплаченной государственной пошлины, им не преду­смотрен.

В тоже время на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога вправе уменьшить по­лученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением упрощенной системы налогообложения (см. Письмо Минфина РФ от 29.04.2005 № 03-03-02-04/1/104). Госу­дарственная пошлина включена в перечень федераль­ных налогов и сборов. Организации, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения до­ходы, уменьшенные на величину расходов, от ее уплаты не освобождены. Следовательно, они имеют полное право включить в состав расходов, которые учитывают­ся при расчете налогооблагаемой базы по единому нало­гу, указанные выше расходы.

Ситуация 4

Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложе­ниядоходы). Планируется принять на работу сотрудника-иностранца, имеющего разрешение на вре­менное проживание в РФ. Есть ли какие-то особенно­сти оформления трудовых отношений с таким сот­рудником? Каков порядок расчета взносов на обяза­тельное пенсионное страхование и НДФЛ должен быть в этом случае?

Особенностью оформления трудовых отношений с иностранными работниками, временно проживающими на территории РФ, является то, что трудовой договор, за­ключаемый с ними, всегда будет срочным (ст. 58 ТК РФ). Срок действия договора определяется в соответствии со сроками действия документов, на основании которых иностранный гражданин имеет право находиться на тер­ритории РФ.

Имейте ввиду!

Организация-работодатель обязана вести трудо­вые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, вслучае если работа в этой организации является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).

Не забудьте, что организации, которые хотят привлечь работников-иностранцев, должны учитывать правила ми­грационного законодательства. Нарушение работодате­лем правил привлечения и использования в РФ иностран­ных работников влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 25 до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от 100 до 3000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 18.10 КоАП РФ).

Застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются постоянно или временно прожива­ющие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предме­том которого являются выполнение работ и оказание ус­луг, а также по авторскому договору (ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра­ховании в Российской Федерации»). Следовательно, по мнению автора, за постоянно или временно проживаю­щих на территории РФ иностранных граждан взносы на обязательное пенсионное страхование работодатель должен исчислять и перечислять так же, как и по другим работникам (гражданам РФ).

К сведению!

В случае если иностранный гражданин имеет ста­тус временно пребывающего в РФ, он не является за­страхованным лицом и соответственно на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начис­ляются (см. Письмо Минфина России от 12.05.05 03-05-02-04/95).

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы фи­зических лиц не зависит от гражданства налогоплатель­щика. В соответствии с главой 23 НК РФ если иностран­ный работник фактически в течение налогового периода пребывает на территории РФ 183 календарных дня и более, то он признается налоговым резидентом РФ и обязан уплатить налог на доходы физических лиц со всех подлежащих налогообложению доходов, получен­ных как от источников в РФ, так и от источников за пре­делами РФ, по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, в зависимости от вида дохода. Если же иностранный ра­ботник фактически находился на территории РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода и налоговым резидентом РФ не является, то объектом об­ложения налогом на доходы физических лиц признают­ся только доходы, полученные им от источников в РФ. При этом ко всем видам доходов применяется налого­вая ставка 30%.

Ситуация 5

В течение 2005 г. организация, приме­няющая упрощенную систему налогообложения, при­обрела, оплатила и ввела в эксплуатацию несколько объектов основных средств. С 01.01.2006 организация планирует перейти на общий режим налогообложе­ния. Как определить остаточную стоимость этих объе­ктов на 1 января 2006 г. в случае возврата на общий ре­жим налогообложения?

Если организация переходит с УСН на общий режим налогообложения и имеет основные средства, расходы на приобретение которых не полностью перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, преду­смотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, то в налого­вом учете на дату такого перехода остаточная стои­мость ОС и нематериальных активов определяется пу­тем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств, определенной на момент перехода на УСН, на сумму произведенных за период применения упрощен­ной системы налогообложения расходов, определен­ных в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ (см. п. 3 ст. 346.25 НК РФ в редакции Закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

Ситуация 6

Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложе­ниядоходы, уменьшенные на величину расходов). В декабре 2004 г. она приобрела и оплатила объект ос­новных средств, но ввела его в эксплуатацию в сентяб­ре 2005 г. В каком месяце организация должна была учесть при определении налоговой базы по единому налогу стоимость приобретенного в 2004 г. основного средства, но введенного в эксплуатацию в 2005 г. ?

При определении объекта налогообложения налого­плательщики, применяющие упрощенную систему нало­гообложения, уменьшают полученные доходы на расхо­ды по приобретению основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Указанные расходы, осуществленные организацией в период применения УСН, учитываются в порядке, установленном подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, то есть на дату ввода приобретенных основных средств в эксплуатацию.

Стало быть, организация должна была учесть стои­мость основного средства, приобретенного в 2004 г., но введенного в эксплуатацию в 2005 г. в периоде сдачи его в эксплуатацию, то есть в сентябре 2005 г. (см. Письмо Минфина РФ от 07.09.2005 № 03-11-04/2/69).