ФАС предлагает «дерегулировать» рынок связи

| статьи | печать

Действующее регулирование не отвечает современному развитию телекоммуникационного рынка, тормозит введение новых услуг и создает дополнительные барьеры в отрасли. К такому выводу пришли участники круглого стола «Регулирование телеком-отрасли: правовые мнения экспертов»1. Главным критиком уходящего и вестником будущего, сторонником пилотных проектов и принципа технологической нейтральности оказался Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, руководитель рабочей группы по совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка услуг связи2.

Абоненты имеют право выбора

Уровень проникновения сотовой связи чрезвычайно высок. Практически каждый россиянин имеет мобильный телефон. В то же время фиксированная связь, количество абонентов которой неуклонно сокращается, а тарифы возрастают, стагнирует. В результате регулируемые государством услуги фиксированной связи, как ни парадоксально, становятся дороже нерегулируемых услуг сотовой связи.

Рабочая группа по совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка услуг связи, включающая представителей ФАС, Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСТ России, бизнеса и науки, пришла к выводу о наличии условий для конкуренции между операторами сотовой связи и фиксированными операторами, возможности замены услуг фиксированной телефонной связи услугами сотовой телефонной связи. «Во всех регионах страны может существовать конкуренция между фиксированными и сотовыми операторами, у абонентов есть возможность выбора, — пояснил А. Голомолзин, — предложен план мероприятий, о нем мы буквально на днях доложили в Правительство Российской Федерации»3.

В частности, предложено с 1 июля 2012 г. дать старт годовым — до 1 июля 2013 г. — пилотным проектам, направленным на устранение введенного государством контроля над функционированием рынков, «дерегулирование» услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи.

«Рынок услуг связи функционирует в тесной взаимосвязи с рынками информационных технологий и контент-услуг — нужно нормативно запретить дискриминацию в отношении приложений, сервисов и технологий, осуществляемых по сетям электросвязи, в развитии конкуренции нужно двигаться дальше», — пояснил А. Голомолзин.

Сегодня вопросы распределения частот касаются не только принятия решений по тому, в какой сфере должны работать операторы, но и технологий, по которым они должны работать. «Эта ситуация устарела. Уже сейчас ГКРЧ4 и Минкомсвязи принимают решения по технологической нейтральности. Но, к сожалению, они носят индивидуальный характер и не затрагивают всех участников рынка», — констатировал замруководителя ФАС России.

О лицензировании и других вопросах

В настоящее время лицензируются 26 видов услуг связи. Происходит это по технологическому принципу. И потребности динамично развивающегося рынка совершенно не учитываются. «Мы предлагаем сократить число лицензируемых видов деятельности до трех — максимум пяти. Вместо лицензирования ввести уведомительный порядок. Оставить лицензии только для видов деятельности, требующих ограниченных ресурсов, либо тех, от которых зависит функционирование сети связи, вопросы, связанные с обеспечением безопасности. Отменить институт существенных операторов», — конкретизировал А. Голомолзин. Кроме того, ФАС России предлагает кардинально изменить систему государственного регулирования тарифов. Решения должны приниматься на основе анализа рынка.

Служба также заявляет, что необходимо изменить подход к понятию универсальной услуги, и вопросов, касающихся использования фонда универсальной услуги.

Сегодня к универсальным отнесены услуги коллективного доступа в Интернет и услуги таксофонов. Таксофоны — услуга, оказавшаяся массово невостребованной. Деньги — в размере 1,2% от оборота операторов на рынке услуг связи — концентрируются в соответствующем фонде «Универсальные услуги» и расходуются на оказание услуги, не востребованной ни населением, ни бизнесом.

Антимонопольная служба предлагает к универсальным относить услуги голосовой телефонии и доступа в Интернет. При условии, что они будут доступны независимо от того, где проживают абоненты — будь то удаленные населенные пункты, районы Крайнего Севера... «Если в большинстве регионов страны эта услуга может быть обеспечена в условиях конкуренции, то как раз для удаленных регионов она должна быть обеспечена с использованием средств фонда „Универсальные услуги“», — сказал А. Голомолзин.

О третьем антимонопольном пакете

Третьим антимонопольным пакетом конкретизированы, в частности, понятия «картель» и «согласительные действия»5.

«Наша позиция, — пояснил А. Голомолзин, — такова: уголовная ответственность должна наступать после того, как решения по вопросам нарушения антимонопольного законодательства вступили в законную силу. В том числе, если эти решения были обжалованы в судебной инстанции. В вопросах, связанных с акционерными соглашениями, мы столкнулись с тем, что, по сути дела, если акционерное соглашение существует и о нем неизвестно рынку, то ситуация может развиваться по неясному сценарию. Получается, что лица, которые являются участниками общества, договорились между собой о том, чтобы принимать согласованные решения в отношении определения условий ведения предпринимательской деятельности этого общества, но об этом не знает рынок. Несколько таких случаев на рынке уже проявились, когда вдруг выяснилось, что некие компании вводят ограничения не только на свою деятельность, но и на деятельность третьих лиц. На наш взгляд, это недопустимо. Поэтому мы предлагаем публиковать такие акционерные соглашения ровно так же, как публикуется информация об участии инвесторов в акционерных капиталах обществ. Это вносит ясность не только во взаимоотношения с антимонопольной службой, которая может запрашивать акционерные соглашения, но и уже когда происходят разбирательства ситуаций, которые могут привести к нарушениям антимонопольного законодательства. Но и для всех участников рынка в первую очередь. Они должны понимать, с кем имеют дело, кто управляет компанией».

1 Москва, РИА «Новости», 6 июня 2012 г.

2 Рабочая группа была создана решением Правительственной комиссии по транспорту и связи 29 ноября 2011 г.

3 Предложения рабочей группы направлены в Правительство РФ 31 мая 2012 г.

4 Государственная комиссия по радиочастотам России.

5 Третий антимонопольный пакет законов предложен ФАС России подписан Президентом РФ 5 декабря, вступил в силу с 6 января 2012 г.