Модернизация Гражданского кодекса РФ: отказаться от правового снобизма

| статьи | печать

Продолжая тему реформирования Гражданского кодекса РФ, поправки к которому приняты в первом чтении (см. «ЭЖ», 2012, № 19), нельзя обойти вниманием дискуссии, набирающие обороты в связи с подготовкой законопроекта ко второму чтению. В частности, 15 мая с.г. в Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные модернизации Кодекса. В обсуждении приняли участие законодатели, правоприменители, а также представители науки.

По словам председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, вокруг рассматриваемого законопроекта витает много слухов и легенд. В частности, о возможном принятии его во втором чтении в конце мая, о перерегистрации, грозящей всем юридическим лицам, о росте издержек при регистрации прав, о кардинальном изменении управления юридическими лицами, о ликвидации сервитутов и т.д. Глава Комитета заверил присутствующих на заседании, что предлагаемые новеллы, напротив, вводят дополнительные способы защиты прав и законных интересов граждан.

Остановимся на новациях, касающихся законодательства о юридических лицах.

Во-первых, предлагается законодательно закрепить корпоративное право и корпоративные отношения в качестве предмета гражданско-правового регулирования. Заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Суханов убежден в необходимости введения этого принципиально важного понятия в законодательное русло: «Тогда будет понятно, что на эти отношения в известной мере распространяются общие положения гражданского права, а не гражданско-правовые, и некоторые специальные нормы».

Следующая группа новелл касается совершенствования и уточнения порядка государственной регистрации юридических лиц, их реорганизации и ликвидации. Для упрощения регистрации введено положение о едином учредительном документе (уставе). Для небольших корпораций типа ООО предусматривается возможность создания типовых уставов.

Кроме того, предлагается закрепить принцип публичной достоверности государственных реестров. Лицо, получившее выписку из реестра, вправе рассчитывать, что содержащиеся в ней сведения соответствуют действительности. В настоящее время в данной сфере наблюдается множество злоупотреблений. «Если записи могут вноситься кем-угодно, чуть ли не со слов, и так же быстро меняются, реестр теряет смысл», — пояснил Е. Суханов.

Особое внимание уделено предотвращению рейдерства и иных неблагоприятных явлений, таких как регистрация фирм-однодневок, подставных лиц и т.д. Предлагаются новые способы защиты интересов как кредиторов, так и миноритариев, а также весьма любопытное положение, родившееся из судебно-арбитражной практики, о восстановлении корпоративного контроля лица, необоснованно утратившего данный контроль.

Ряд новелл касается усиления защиты третьих лиц (кредиторов) — участников гражданского оборота. Предлагается ввести нормы, повышающие ответственность лиц, определяющих деятельность юридического лица, в том числе участников коллегиальных органов.

Представителями Комитета по собственности было предложено увеличить минимальный размер уставного капитала: для обществ с ограниченной ответственностью — 100 тыс. рублей, для акционерных компаний — 500 тыс. рублей. Также, по их мнению, следует рассмотреть вопрос об ответственности контролирующего акционера перед остальными акционерами за вред, причиненный его недобросовестными действиями.

По мнению заместителя председателя Комитета по энергетике Павла Завального, спорным является вопрос о запрете участия менеджмента в наблюдательном совете компании, поскольку не учитывает, что основными функциями данного совета являются не только контроль, но и стратегическое управление бизнесом. «Возможно, это упущение связано с отсутствием в законопроекте описания функций наблюдательного совета. Стоит только приступить к такому описанию, и обнаружится необходимость стратегических функций, будь то планирование или одобрение наиболее существенных сделок. Необходимо участие менеджеров с правом голоса о принятии решений стратегического плана», — считает он.

Подверглась критике обязанность регистрирующего органа заблаговременно оповещать заинтересованных третьих лиц о предстоящей госрегистрации изменений устава. «На самом деле эти третьи лица могут остановить любую регистрацию при наличии, в том числе, недобросовестного поведения… В лучшем случае это затянет процедуру госрегистрации, в худшем — может вообще ее сорвать и привести к дополнительным судебным процедурам», — считает президент РСПП Александр Шохин.

Спорным, по мнению А. Шохина, также является включение в новый ГК нормы об аффилированности. Положение, позволяющее устанавливать реальную аффилированность только суду, представляется расплывчатым.

В сфере некоммерческих организаций предлагается, не затрагивая их содержательную деятельность, придать им статус участников имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, поскольку зачастую эти организации желают заключать сделки, участвовать в гражданских правоотношениях. Все некоммерческие организации предлагается свести к двум видам: общественным объединениям граждан и ассоциациям (союзам), где участвуют юридические лица и (или) граждане в любых сочетаниях.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос об усилении роли нотариата. По мнению А. Шохина, нотариальное удостоверение решений общего собрания участников хозяйственного общества — норма избыточная: «Что будет заверять нотариус — факт подписи председателем и секретарем собрания либо соответствие протокола характеру обсуждения? Тогда нотариус становится полноценным участником всего обсуждения и должен хорошо разбираться в сложно структурированных сделках». Посетовали и на дороговизну тарифов, зачастую воспринимаемых как необоснованное бремя.

В свою очередь, президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова отметила, что возвращение нотариата в государственный оборот соответствует цивилизованным правопорядкам. По силам нотариусам и увеличение объема работы: в минувшем году ими было удостоверено 99 765 сделок по отчуждению долей в уставном капитале, что составляет всего 0,11% к общему количеству нотариальных действий. Подтвердила президент Федеральной нотариальной палаты и высокий уровень профессионализма нотариусов, отметив, что ни одна система не может похвастаться столь отработанной системой повышения квалификации: «В результате нескольких лет совместной работы с налоговой службой нам удалось сократить на 3/4 количество подделок и фальсификаций при регистрации юридических лиц... Мы предпринимаем огромное количество мер, чтобы ту миссию, которую собирается нам передать государство, вернув нотариат в сферу гражданского оборота, выдержать достойно».

Торопиться с принятием свода поправок, по мнению участников заседания, не стоит. Предстоит немалая работа по устранению недостатков, таких как неопределенность некоторых понятий, коллизионность и слабая обоснованность ряда вводимых норм, недостаточная проработка переходных положений и неясность сроков их действия. Следует работать не на время, а на результат. Руководитель экспертного совета комитета по собственности Виктор Плескачевский призвал отказаться и от правового снобизма, опираясь на взаимодействие юристов с экономистами, поскольку именно в тесном сотрудничестве можно создать экономическую конституцию, как нередко называют обновляемый ГК РФ, «на следующие 20 лет».