1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1317

Банкротство под грифом «секретно»

Участникам процедуры банкротства предприятий, работа которых связана с государственной тайной, теперь придется учитывать особые требования, предъявляемые к арбитражным управляющим.

Принят закон, ограничивающий круг лиц, которые могут быть назначены арбитражным управляющим на предприятия, имеющие отношение к государственным секретам (Федеральный закон от 24.10.2005 № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Необходимость изменения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) вызвана тем, что арбитражный управляющий, назначенный на «засекреченное» предприятие (например, относящееся к военнопромышленному комплексу), вряд ли сможет исполнять свои обязанности, не имея доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

До сих пор арбитражный управляющий, назначенный на стратегический объект, не обязан был иметь допуск к гостайне. И если такого допуска у него не было, управляющему приходилось получать его уже после своего назначения согласно Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050. При этом, конечно, не было гарантии, что допуск к государственным секретам будет получен и суду не придется искать другого кандидата на должность управляющего.

Укажите форму допуска

Согласно внесенным в Закон изменениям арбитражным управляющим «засекреченного» предприятия-должника может быть назначен только тот, кто имеет допуск к государственной тайне (абзац 2 п. 5 ст. 20 Закона). Утверждать в качестве арбитражных управляющих таких предприятий других лиц судам запретили.

Теперь находящееся награни банкротства «засекреченное» предприятие обязано в своем заявлении о признании банкротом указать форму допуска к государственной тайне, которая должна быть у его руководителя, и приложить к заявлению документы, подтверждающие наличие этого допуска (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 38 Закона). Напомним, что форм допуска существует всего три: к сведениям особой важности, секретным и совершенно секретным.

!Впрочем, арбитражные судьи смогут и самостоятельно проверить, должен ли руководитель должника иметь такой допуск или нет. Дело в том, что территориальные органы ФСБ России теперь будут ежеквартально предоставлять информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в арбитражные суды по месту нахождения этих организаций. Эту информацию будут получать и территориальные органы Минюста России (п. 7 ст. 29 Закона).

Вопрос госбезопасности

В делах о банкротстве секретных предприятий одной из заинтересованных сторон станут органы безопасности.

Как и раньше, арбитражный суд, в который поступило заявление о признании должника банкротом, убедившись в том, что оно соответствует законодательству, выносит определение о его принятии.

!Но теперь, выяснив из заявления, что у должника имеется лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд направляет это определение в территориальный орган Федеральной службы безопасности (п. 4 ст. 42 Закона).

В результате в арбитражном процессе по делу о банкротстве появится еще один участник — представитель ФСБ России. Чекисты будут участвовать в судебных заседаниях по всем делам о банкротствах таких предприятий (ст. 35 Закона).

Кого хочешь, выбирай

Определение о принятии заявления о признании должника банкротом суд направляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В нем указываются требования к кандидатуре временного управляющего, а также информация о наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Получив определение суда, саморегулируемая организация составляет список своих членов, желающих стать арбитражным управляющим данного предприятия-должника и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым судом. В него не могут быть включены лица, не имеющие допуска к гостайне (п. 1 ст. 45 Закона).

В течение пяти дней саморегулируемая организация направляет составленный список в суд, кредиторам и должнику (п. 3 ст. 45 Закона). Из этого списка суд назначает арбитражного управляющего.

Впрочем, может случиться так, что ни у одного из членов саморегулируемой организации не окажется допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя предприятия должника (п. 6 ст. 45 Закона). Это не станет препятствием для назначения арбитражного управляющего, так как суд в таком случае должен запросить список кандидатур у другой саморегулируемой организации.

Первая ласточка

Но основные перемены в законодательстве о банкротстве, похоже, еще впереди. Федеральный закон от 24.10.2005 № 133-ФЗ — первый вступивший в силу документ в пакете из шести законопроектов, посвященных регулированию банкротства.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся еще пять проектов. Они предусматривают, в частности, внесение поправок в Уголовный кодекс РФ и в законодательство об административных правонарушениях (предполагается уточнить понятия преднамеренного и фиктивного банкротства, неправомерных действий при банкротстве). Кроме того, планируется изменить положения Налогового кодекса РФ с тем, чтобы создать правовую базу для заключения мировых соглашений с государством. Предполагается изменить и положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие очередность удовлетворения требований кредиторов.