1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Супернациональнее проекта не найти

22 декабря отмечается День энергетика, и наша редакция от всей души поздравляет с профессиональным праздником всех работников этой отрасли. Ведь в непростое время реформ от их профессиональных знаний, опыта и компетентности зависят тепло и уют в наших домах. С какими проблемами сегодня сталкиваются энергетики, какие задачи им приходится решать и как идет преобразование отрасли? Эти вопросы обсуждались на ежегодном декабрьском заседании Правительства РФ, посвященном реформированию энергетического комплекса.

Напомним, что реформа энергетики стартовала в 2003 году, и за прошедшее время из 72 региональных АО-энерго 53 завершили полное разделение по видам деятельности (генерация, сети, сбыт), на их основе создано 220 новых компаний.

Кроме того, сформировано 56 диспетчерских управлений, являющихся филиалами единого системного администратора, управляющего всей энергосистемой. На базе крупнейших ТЭС зарегистрированы 7 оптово-генерирующих компаний (ОГК) и 13 территориально-генерирующих компаний (ТГК). Причем объединение электростанций ведется таким образом, что генерирующие мощности одного региона могут перейти в управление энергоструктур другого (к примеру, три ТЭЦ Алтайского края в рамках формирования ТГК-12 могут быть переданы в аренду и оперативное управление «Кузбассэнерго»).

Все преобразования проводятся с единственной целью — вывести акции ОГК и ТГК на фондовый рынок. Сейчас в РТС размещены акции двух компаний — ОГК-5 (капитализация 1,6млрд дол.) и ТГК-3 (3млрд дол.).

По замыслу реформаторов, в 2006 году новые единицы пройдут процедуру листинга и выйдут на биржу с первичным размещением акций (IPO) и допэмиссией (доля РАО «ЕЭС России» не может быть менее 25%), тем самым каждая из них сможет привлечь порядка 700—800млн дол. инвестиций.

В собственности государства останутся гидроэлектростанции (50%+1 акция), а также федеральная сетевая компания (ФСК) и системный оператор (СО), где доля государства составит не менее 75% +1 акция.

Структурные изменения в отрасли, где износ основных фондов составляет60—70%, приводят к перераспределению нагрузки на действующие мощности: на одних станциях она падает, на других, наоборот, возрастает.

В этой связи министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подтвердил мнение экспертов, заранее предупреждавших о снижении текущей надежности работы генерирующих станций в условиях растущего спроса на электроэнергию. По его словам, для минимизации рисков генерация должна находиться в постоянной готовности к увеличению нагрузки и участию в регулировании частоты и напряжения в сети.

А для этого необходимо изменить правила торговли мощностью на оптовом рынке, при которых энергопроизводитель содержит в полной готовности все заявленные им генерирующие мощности. Кроме того, с 1 января 2006 года региональные энергокомпании выходят на оптовый рынок, что значительно увеличит их эффективность и снизит отпускные цены.

По мнению В. Христенко, риск колебания цен можно снизить путем заключения долгосрочных договоров между поставщиками и потребителями.

Но главной и самой «больной» проблемой в электроэнергетике по-прежнему остается перекрестное субсидирование, при котором промышленные потребители компенсируют низкие тарифы для населения (около63 млрд руб. в год). Это серьезная преграда для инвесторов, готовых уже сегодня вкладывать деньги в российскую энергетику.

В качестве решения проблемы МЭРТ предлагает ввести социальную норму потребления для населения и компенсацию убытков энергосбытовым компаниям из бюджета. Менеджеры РАО«ЕЭС России» хотели установить ежемесячный целевой неналоговый сбор с участников оптового энергорынка, но Минпромэнерго сих позицией не согласилось, так как этот вариант не решает проблемы «перекрестка», а фактически его легализует и несет дополнительную финансовую нагрузку на промышленность.

В 2005 году экономический рост в стране, особенно в таких регионах, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, привел к пику энергопотребления, значительно превышающему дореформенный период 1990 года.

При существующем износе оборудования уже в самое ближайшее время эти регионы столкнутся с дефицитом энергомощностей. Поэтому инвестиции для модернизации оборудования и строительства новых объектов в генерации и сетевом хозяйстве крайне необходимы уже сегодня, так как технологический цикл ввода новой станции составляет около 3—5 лет.

Минпромэнерго совместно с РАО «ЕЭС России» планирует разработать Генеральную схему размещения электроэнергетических объектов до 2020 года (с привязкой к региональным темпам развития), на базе которой и будет вестись строительство новых станций. При этом главным источником финансирования сетевого хозяйства станет плата за подключение новых объектов, а генерирующих компаний — частные инвестиции.

Например, ОГК-1 планирует выпустить собственные облигации с дальнейшей их конвертацией в акции компании, в данный момент согласовывается список потенциальных инвесторов.

Кроме того, по словам В. Христенко, с 2007 года планируется перейти на проведение аукционов мощности, организуемых системным оператором, на которых будет торговаться мощность на 2010 год.

На завершающем этапе реформы холдинг РАО «ЕЭС России» будет ликвидирован, а его функции переданы Федеральному агентству по энергетике (Росэнерго) и инфраструктурным федеральным единицам — сетевой компании и системному оператору. А вот со сроками окончания реформирования определенности до сих пор нет, пока они перенесены с конца2006 года на 2008-й.

Все предстоящие изменения в электроэнергетике носят глобальный характер, поэтому с ними не так просто согласиться.

На заседании правительства выяснилось, что проект решения, подготовленный Минпромэнерго и согласованный со всеми заинтересованными ведомствами, исчез, а вместо него представлен совершенно другой документ, в который не вошли основные пункты согласования. В результате одобрять правительству было нечего. В конце концов в итоговый протокол внесли все предложения Минпромэнерго и РАО «ЕЭС России», и правительство поддержало вариант реформы «по Чубайсу», когда еще до завершения структурного перекроя отрасли генерирующие мощности начинают продаваться в частные руки (по принципу«Куй железо, пока горячо»).

А в качестве жирной точки премьер-министр Михаил Фрадков, пытаясь подчеркнуть необходимость скорейшей модернизации, назвал реформу электроэнергетики супернациональным проектом.

Так что приоритеты расставлены, дело — за инвесторами.

Предложения министра промышленности и энергетики Виктора Христенко:

✔ утвердить в IV квартале 2006 года Генеральную схему объектов электроэнергетики до 2020 года (поручения получили Минпромэнерго, Росатом, РАО «ЕЭС России»);

✔ Минпромэнерго совместно с МЭРТ утвердить список пилотных проектов по внедрению долгосрочных договоров и доложить о результатах их реализации в I квартале 2007 года;

✔ поручить Минпромэнерго, МЭРТ и ФСТ ежегодно принимать решения о темпах снижения объема электрической энергии в регулируемых договорах при подготовке макроэкономических показателей;

✔ поручить Минпромэнерго совместно с МЭРТ утвердить проекты обособления объектов генерации путем размещения дополнительных эмиссий акций генерирующих компаний и их продажи, а также проекты выделения в процессе реорганизации в 2006—2007 гг. с предложениями о порядке использования вырученных средств.

✔ поручить ФСТ в I квартале 2006 года определить правила, регламентирующие порядок определения платы за подключение к электрическим сетям и их установление в 1-м полугодии;

✔ в целях ликвидации перекрестного субсидирования на федеральном и региональном уровнях Минфину, МЭРТ, Минпромэнерго и Минздравсоцразвития при подготовке федерального бюджета на 2007 год предусмотреть выделение средств на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и пониженными тарифами для регионов Дальнего Востока и выделение средств на компенсацию социальной нормы (порядка 63 млрд руб.).

К сведению

Основными целями реформы электроэнергетики являются:

  • повышение эффективности производства и потребления электроэнергии;
  • обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Анатолий Чубайс, председатель Правления РАО «ЕЭС России»:

— У российских и зарубежных инвесторов существует огромный интерес к генерации. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже заявил о желании купить акции ТГК-1, в которую входит генерация Северо-Западного региона (Ленэнерго, Карелэнерго и Колэнерго). Свою заинтересованность проявили «Газпром», ряд металлургических гигантов и многие иностранные компании.

Основные показатели деятельности РАО «ЕЭС России» за 2004 г., млн руб.

Выручка

679 657

в том числе:


Продажа электроэнергии

507 220

Продажа тепловой энергии

114 908

Государственное финансирование

6713

Прочие доходы

50 816

Выручка без прочих доходов

628 841

Чистая прибыль

31 949

Сумма:
%