1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Инвесторам по вкусу чувашские «пряники»

Недавняя поездка министра экономического развития Германа Грефа в Чувашию показала: чем больше для развития региона делают власти самого субъекта, тем отзывчивее федеральный центр. А что может сделать региональная власть? Правильно, создать нормальные условия для бизнеса.

Судя по статистике, с которой не поспоришь, условия для бизнеса в Чувашии вполне приемлемые. Инвестиции в основной капитал в республике растут опережающими темпами по отношению к среднероссийским: например, в январе — сентябре 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. они составили 20,4% по Чувашии против 9,7% по России (см. диаграмму). На вложения откликается и промпроизводство, правда, темпы роста здесь все-таки пониже. Иногда они даже отстают от «средней температуры по стране»: к примеру, в том же январе — сентябре (103,8 и 104% соответственно), но по обрабатывающим отраслям индекс промпроизводства на высоте — 106,1%.

В отраслевой структуре инвестиций, кстати, лидирует именно промышленность, причем нужно учитывать, что в республике преобладают производства с высоким уровнем переработки. Так, в январе — сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого наибольший прирост выпуска продукции среди обрабатывающих отраслей дало химическое производство(27,4%) и машиностроение(21,5%), растет производство транспортных средств и оборудования (8,3%). Продукция этих отраслей преобладает и в структуре внешней торговли республики.

Поскольку налоги являются одним из основных «наполнителей» регионального бюджета, то не последнюю роль в достижении таких показателей играет верно выбранная налоговая стратегия в отношении инвесторов. Опыт многих успешных регионов показывает, что власть, заинтересованная в том, чтобы средства вкладывались в производство, на предприятиях применялись новые технологии, а производимая ими продукция была конкурентоспособной, не жадничает.

Так, например, вновь создающиеся организации Чувашии (кроме занимающихся торговлей и оказанием посреднических услуг) сроком на год освобождаются от налога на имущество, транспортного налога, а также платы за пользование водными объектами. Им устанавливается пониженная ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, —13,5%.

Если проводится техническое перевооружение производства (направленное, в частности, на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами) или же осуществляется инновационная деятельность(в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов), организация может рассчитывать на инвестиционный налоговый кредит.

Малым предприятиям за счет средств республиканского бюджета субсидируются процентные ставки позаемным средствам и лизинговые платежи по инвестиционным проектам (на конкурсной основе).

Но для такой щедрости у власти кроме желания должны быть возможности. То есть многое зависит от потенциала региона, а он у Чувашии достаточно мощный. Развитое машиностроение и металлообработка, химическая, легкая, пищевая промышленность, электроэнергетика — промышленность обеспечивает около половины налоговых поступлений в республиканский бюджет.

На первый взгляд даже может показаться, что у региона вообще нет проблем. Конечно же это не так. Одну из них (ввиду ее межрегионального значения) пытались решить на совещании с участием министра экономического развития.

Речь идет о завершении строительства Чебоксарского гидроузла, образующего водохранилище, которое расположено на территории трех субъектов РФ —Чувашии, Республики Марий Эл и Нижегородской области. В 1981 г. из-за неготовности комплекса инженерных защит оно было наполнено до минимальной промежуточной отметки63 м (проектный уровень —68 м). Впоследствии до уровня 68 м его так и не наполнили ввиду разногласий между регионами по оптимальной отметке. В результате до сих пор строительство защитных сооружений в зоне водохранилища не завершено иГЭС эксплуатируется в непроектном режиме.

По словам Расима Хазиахметова, члена Правления ОАО «ГидроОГК», это привело к ухудшению качества воды в водохранилище из-за повышенной площади мелководий (33% против17%, заложенных в проекте), подтоплению территорий и населенных пунктов в районах с недостроенной инженерной защитой, повышенному износу оборудования Чебоксарской ГЭС, работающего на пониженном напоре.

Для замещения дефицита мощности (а сейчас располагаемая пиковая мощность ЧеГЭС 820 МВтв место 1404 по проекту, средняя многолетняя выработка электроэнергии 2,1млрд кВт•ч вместо проектных 3,5) придется строить ТЭС соответствующей мощности, а это помимо затрат на ее ввод (порядка 26 млрд руб.) приведет к увеличению выбросов СО в атмосферу.

В настоящее время рассматривается несколько вариантов решения проблемы— от сохранения ситуации неизменной (обойдется в 61млрд руб.) до повышения уровня до 68 м с одновременным строительством автодорожного моста, который потребуется для организации транзита транспортного потока в районе Нижнего Новгорода (весь комплекс — 50 млрд руб.).

И возникает еще два вопроса. Первый: какой вариант выбрать, второй: где взять денег? Понятно, что есть заинтересованность в средствах федерального бюджета, но пока участники процесса не договорятся между собой, денег им никто не даст. А договоренность еще не достигнута, и в том числе потому, что при повышении уровня до 68 м площадь водохранилища увеличится почти вдвое — со 121 до 217 тыс. га. То есть увеличится зона затопления прилегающих к водохранилищу территорий, в основном Марий Эл и Нижегородской области.

Однако проблему с достройкой Чебоксарского узла нужно решать, причем сейчас. На реализацию проекта в любом случае потребуется 5 лет, а при ежегодном приросте потребления электроэнергии в 6—7% к 2010 году возникнет серьезный дефицитмощности.

С точки зрения бюджетного процесса 2006 год для ЧеГЭС уже потерян, да и чтобы успеть вписаться в бюджет-2007, по словам Германа Грефа, нужно до 1 января 2006 г. подготовить совместное техническое задание и согласовать его стремя субъектами Федерации (разработку ТЗ целесообразно поручить Федеральному агентству морского и речного транспорта и ОАО «РАО «ЕЭС России»). Отобрать подрядчика, поручить ему проведение работ и не позже сентября доложить о результатах. Сначала — на совещании в МЭРТ с участием Минтранса, Минпромэнерго и заинтересованных субъектов РФ, а затем — на заседании правительства для утверждения окончательного решения.

Причем, по мнению министра, этот проект было бы правильнее делать не просто за счет федерального бюджета («я не вижу такого потенциала в бюджете»), а с участием средств инвестиционного фонда. Следовательно, нужно «найти сотоварищей из бизнеса».

Думается, с бизнесом у региона проблем не будет. Ну а вот как удастся договориться с соседями — посмотрим…

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ:

— Помощь республике мы оказывали и будем оказывать. В первую очередь это касается федерального участия в инвестировании инфраструктурных и социальных объектов…Власть эффективная и прозрачная в республике. Очевидно, что здесь минимальный уровень коррупции. Мы видим результаты направления средств в республику, результаты для жителей.

Николай Федоров, Президент Чувашской Республики:

— Мы видим свою задачу в том, чтобы быть интересными для федеральной политики.