1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Догнать и перегнать

Термин «банкизация» настойчиво вводит в обиход президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Схожесть с советскими «индустриализацией», «электрификацией» и т. п. его не смущает. Скорее, наоборот, подчеркивает серьезность намерений реализовать программу вывода российских банков на качественно новый уровень, способный удовлетворить потребности российской экономики. Сегодня масштаб их деятельности несопоставим с потенциалом производственного комплекса. Предприятия больше не хотят жить без денег, банки не могут их дать.

Объем банковских кредитов нефинансовому сектору— всего 20% к ВВП. Этого явно маловато. Даже в странах с переходной экономикой этот показатель гораздо выше.

Особенно остро стоит вопрос о дефиците банковских кредитов в регионах России, несмотря на то что именно здесь производится около90% ВВП. Насыщение различных регионов банковскими услугами весьма неравномерно, 70% банковского капитала сосредоточено в центре. И что бы ни говорили банкиры о росте кредитных портфелей, сколько бы ни обещали золотые горы и доступность всех финансовых инструментов потенциальным клиентам при открытии филиалов в регионах, их средств не просто недостаточно, а катастрофически недостаточно.

Кредиты взять сложно и дорого, особенно малому и среднему бизнесу. Доля кредитования МП в общем объеме составляет 5 — 10%. Впрочем, слабый интерес банков к этому сектору экономики объясняется вполне объективными причинами — относительно высокими рисками, связанными с кредитованием вновь создаваемых или существующих непродолжительное время организаций, и большими операционными издержками, приводящими к низкой рентабельности подобных операций.

Проще крупному бизнесу: он получил доступ к более дешевому иностранному капиталу. А в родном Отечестве удовлетворить его запросы могут только крупные банки, объем кредитных ресурсов которых сопоставим с потребностями VIP-клиентов.

Волей-неволей банкам придется повернуться лицом к менее обеспеченным клиентам, несмотря на то, что претензий к бизнесу у них не счесть. Под честное слово давать деньги никому не хочется: велик риск невозврата. Да и откуда взять «длинные» деньги, в которых так нуждаются предприятия? Одно время банки с нескрываемой надеждой поглядывали в сторону накопительных пенсионных средств. Центробанк, банковское сообщество лоббировали принятие приемлемого для них решения на государственном уровне, доказывали на опыте других стран, как необходим приток этих денег для поддержки российских банков, через которые эти самые средства будут инвестированы в производства… Увы.

Но шанс достучаться до власти остается. Вот и на VI Московском Международном финансовом форуме «Банки и бизнес: тенденции развития» академик Абел Аганбегян указал на необходимость максимально расширять спектр источников долгосрочных ресурсов за счет создания благоприятных условий для увеличения капитализации банков и вовлечения в оборот пенсионных, бюджетных и страховых средств. Он подчеркнул приоритетный характер ускоренного развития отечественной банковской системы для нашей экономики в целом.

Ассоциация российских банков, понимая всю серьезность положения, разрабатывает среднесрочную программу развития российских банков до 2010 г. и долгосрочную программу — до 2020 г., которые предусматривают решение проблемы «банкизации» нашей страны, испытывающей острейший дефицит банковских продуктов. Г. Тосунян при каждом удобном случае подчеркивает, что АРБ последовательно борется за расширение возможностей национальной банковской системы по увеличению объемов кредитования российской экономики.

По сути, речь идет об определении путей дальнейшего развития банковской системы России. Они должны позволить создать такую ее модель, которая будет устойчивой к финансовым потрясениям, обеспечит стимулирование экономического и социального развития нашей экономики и при этом станет доводить весь спектр банковских услуг до каждого потенциального потребителя.

Банкирам предстоит выработать требования к денежно-кредитной политике страны, с тем чтобы она помогала наращивать активы и капитал банков. Большую помощь в поиске эффективных решений способен оказать международный опыт. Но для этого важно самим четко сформулировать внутренние цели и задачи.

Необходимо более широко включать иностранный капитал в банковскую систему России, но обозначить экономические границы этого процесса. Ведь именно в иностранных инвесторах и иностранных банках отечественные банкиры видят своих основных конкурентов. Главный вопрос: каким образом обеспечить кредитные ресурсы отечественным банкам за счет внутри российских источников? И решить его возможно лишь при заинтересованном участии законодательной и исполнительной власти.

Особое внимание разработчики программных документов уделяют региональному развитию банковской системы. Банковские услуги в регионах должны предоставляться как за счет развития региональных банков, так и за счет расширения сети филиалов столичных банков. Важно, чтобы проводилась дифференцированная банковская политика, поскольку при вступлении России в ВТО региональные различия будут только усиливаться. Региональная политика, по мнению банкиров, может основываться, в частности, на подходах, которые сегодня обсуждаются в рамках дифференциации НДПИ.

Банки не могут развиваться по-старому, потому что российская экономика не может ждать, пока они решат все свои проблемы. А их предостаточно. Надо радикально менять подходы к работе. В ходе реализации Стратегии развития банковского сектора этого еще не произошло. Но без рывка в темпах развития банковской системы не обойтись ни экономике, ни банкам. Им необходимо укреплять свое финансовое положение, укрупняться, чтобы удовлетворять требованиям экономики.

Разрабатываемая программа среднесрочного и долгосрочного развития рассматривается как инструмент, который позволит участникам рынка принимать правильные решения в настоящем исходя из общего понимания задач в будущем.

Основные блоки проекта программы «Национальная банковская система России- 2010, 2020»

Основные направления развития банковской системы

1. Требования к денежно-кредитной политике страны на перспективу.

2. Использование международного опыта развития банков в России.

3. Формирование путей развития банковской системы на перспективу (определение количественных и качественных характеристик).

Структурная политика в развитии банков

1. Оптимальная структура банковской системы. Специализация банков.

2. Проблемы концентрации банковского капитала.

3. Политика по привлечению иностранного капитала в банковскую систему России.

4. Обеспечение ресурсами банков за счет внутренних источников.

5. Основные виды банковской деятельности, которые целесообразно расширять ускоренными.

Региональное развитие банковской системы

1. Эффективное распределение капитала по территории страны.

2. Разработка программ предоставления банковских услуг в регионах.

3. Структура банков в регионах.

Первоочередные условия расширения объема среднесрочного и долгосрочного кредитования экономики, снижения процентных ставок:

✔ Усиление защиты прав кредиторов.

✔ Увеличение ресурсной базы банков.

✔ Определение методов надзора, способствующих ускоренному развитию банковской системы.

✔ Повышение капитализации банковской системы.

✔Существенное расширение системы рефинансирования.

✔ Переход на международные стандарты учета, расчета капитала, оценки рисков.

По материалам АРБ