По письмам Минфина

| статьи | печать

Минфин России в Письме от 28.11.2005 № 03-05-02-04/205 сообщил, что расходы по договорам гражданско-правового характе­ра, заключенным с работником организа­ции, не уменьшают налогооблагаемую при­быль. В других своих письмах главное фи­нансовое ведомство расставило все точки над iв отношении учета расходов по уча­стию в тендере.

Выплаты по гражданско-правовым договорам в пользу штатных работников

Затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заклю­ченным гражданско-правовым договорам в налоговом учете включаются в расходы на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ). Случается так, что организациям прихо­дится заключать гражданско-правовой договор со штат­ным работником, который выполняет необходимую ра­боту в свободное время. Включаются ли такие затраты в расходы, которые учитываются в целях налогообложе­ния прибыли?

Вот что думает Минфин по этому поводу. В своем Письме от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/234 он разъясняет, что организация не вправе относить к расходам в целях налогообложения прибыли затраты по договорам граж­данско-правового характера, заключенным с работни­ком организации. Чиновники сообщают, что данный вид затрат не может быть отнесен к расходам на оплату тру­да так как они не указаны в перечне, который содержится в ст. 255 НК РФ, а также не предусмотрены трудо­вым и коллективным договором. Не может быть отнесе­на оплата по гражданско-правовым договорам к мате­риальным и прочим расходам, так как штатные работ­ники не являются сторонними организациями и индиви­дуальными предпринимателями, не состоящими в шта­те организации.

Проанализировав арбитражную практику прошлых лет, следует отметить, что встречаются постановления, в которых изложено решение, аналогичное мнению Минфина. Правда, ссылка сделана на п. 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продук­ции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансо­вых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правитель­ства РФ от 05.08.92 № 552, которое утратило свою силу. По нашему мнению, стоит обратиться к таким постано­влениям в связи с тем, что п. 21 ст. 255 НК РФ фактиче­ски дословно воспроизводит п. 7 Положения о составе затрат.

Итак, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2001 по делу № Ф03-А59/01-2/598 говорится о том, что организация неправомерно включила в себесто­имость продукции оплату труда работников, состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по гражданско- правовым сделкам. На этом основании суд сделал вывод о законности решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль. Такое же решение из­ложено в Постановлении ФАС Московского округа от 12.11.2001 по делу № КА-А40/6633-01.

Существуют постановления и с противоположным ре­шением. Например, Постановление ФАС Московского ок­руга от 23.01.2003 по делу № КА-А41/8904-02. В нем при­знано правомерным отнесение на себестоимость затрат по оплате труда как состоящих так и не состоящих в шта­те организации работников.

Наличие арбитражной практики по этому вопросу сви­детельствует о том, что данная ситуация — неоднозначна. Таким образом, для снижения налоговых рисков органи­зации лучше заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые не состоят в штате органи­зации.

В Письме от 28.11.2005 № 03-05-02-04/205 Минфин дал еще одно разъяснение относительно этой проблемы. Правда, здесь речь идет об уплате ЕСН и страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. В разъяс­нениях чиновники предлагают организациям заключить со штатными работниками трудовые договоры о работе по совместительству (глава 44 ТК РФ). В этом случае сум­ма оплаты труда работников будет включаться в состав расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно такие вы­платы следует облагать ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Если же органи­зация заключает со «штатником» гражданско-правовой договор, то выплаты ему за выполнение работ или ока­зание услуг в состав расходов на оплату труда не вклю­чаются. Отсюда следует, что эти выплаты не подлежат налогообложению ЕСН и пенсионными взносами (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Необходимо отметить, что трудовой договор о рабо­те по совместительству заключается тогда, когда работ­ник будет выполнять определенную работу какой-то промежуток времени. Ведь совместительство — это вы­полнение работником другой регулярной оплачивае­мой работы на условиях трудового договора в свобод­ное от основной работы время (ст. 282 ГК РФ). А как же быть, если штатным сотрудником выполняется разовая работа? Организация может рискнуть и учесть эти рас­ходы согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом сле­дует помнить о выполнении трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 252 НК РФ. В нем говорится, что расходы должны быть обоснованы и экономически оправданы; документально подтверждены; произведены для дея­тельности, направленной на получение дохода. Однако организация должна быть готова к тому, что в ходе налоговой проверки проверяющие, возможно, будут ру­ководствоваться разъяснениями Минфина и в связи с этим могут доначислить налог на прибыль. Тогда уже спорную ситуацию придется решать в арбитражном по­рядке.

Неясности связаны не только с налогообложением выплат штатным работникам, но и с тем, где в статисти­ческой отчетности (форме № П-4) следует указывать данные выплаты. Этот вопрос волнует многих наших чи­тателей.

В связи с этим сообщаем следующее. Порядок запол­нения и представления формы № П-4 «Сведения о чис­ленности, заработной плате и движении работников» утвержден Постановлением Федеральной службы госу­дарственной статистики от 03.11.2004 № 50. На основа­нии п. «б» ст. 86 этого Порядка не включаются в списоч­ную численность работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера. Следует отметить, что работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового харак­тера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основ­ной работы.

В ст. 92.1 Порядка отражен перечень выплат, которые включаются в оплату труда за отработанное время. Вып­латы, связанные с гражданско-правовыми договорами, в нем не указаны.

В графе 10 формы № П-4 показывается вознагражде­ние лиц, не состоящих в списочном составе работников организации, за выполнение работ по договорам граж­данско-правового характера, предметом которых являет­ся выполнение работ и оказание услуг, если расчеты за выполненную работу производятся организацией не с юридическими лицами, а с физическими лицами. Исклю­чением являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Таким образом, по нашему мнению, выплаты штатным сотрудникам по договорам гражданско-правового харак­тера в форме № П-4 не указываются.

Если фирма проиграла в тендере...

Напомним, что тендер представляет собой конкурс­ную форму организации заключения договоров купли-продажи, на оказание услуг или подряда с партнерами. Заключительным этапом тендера является объявления победителя. В налоговом учете организация-победи­тель сможет без всяких сомнений исключить из налого­облагаемого дохода расходы, связанные с участием в конкурсе. Например, такими расходами являются упла­та сбора за участие в конкурсе, затраты по приобрете­нию тендерной документации, приобретению банков­ской гарантии. Однако эти расходы должны быть обос­нованы и документально подтверждены. Это следует из п. 1 ст. 252 НК РФ.

Сложнее обстоят дела, если фирма не выиграла кон­курс. По этому вопросу спор между налоговиками из ФНС и чиновниками из Минфина идет уже давно. Спе­циалисты ФНС России на вопрос, можно ли учесть за­траты на участие в тендере, если по результатам конкурса договор подряда не был заключен, дали ответ в пользу организации-участника. Аргументы следующие. Тендерные торги могут предусматривать в качестве не­обходимых условий участия обязанность представле­ния участником конкурсного предложения, внесения задатка, выполнения других требований. Поэтому если расходы произведены в связи с исполнением предъяв­ляемых в рамках тендера требований и не возвращают­ся участникам, то их можно учесть при налогообложе­нии прибыли. Причем независимо от того, выиграла ор­ганизация конкурс или нет. Закрепили свою позицию налоговые органы недавним Письмом ФНС от 18.11.2005 № ММ-6-02/961®.

Что касается Минфина, то раньше он придерживался иной позиции. Чиновники в своем Письме от 21.01.2004 № 04-02-05/3/1 разъяснили, что отражать расходы на уча­стие в тендере, в случае если организация проиграла, в целях налогообложения прибыли не следует. Главным ар­гументом являлось то, что расходы не направлены на по­лучение дохода. Получается, что не выполняется одно из условий признания расходов в целях налогообложения прибыли, установленных в ст. 252 НК РФ.

Однако последнее время главное финансовое ве­домство приятно удивляет налогоплательщиков. В Письме от 31.10.2005 № 03-03-02/121 сообщается следу­ющее. Тендерные торги могут предусматривать в каче­стве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии, выполнение других требований тендера. Соответственно в целях налогообложения прибыли необходимо учиты­вать возможность участия организации в торгах в рам­ках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности при различных исходах тендерных торгов или возмещения подобных расходов.

В связи с этим расходы организации, связанные с уча­стием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Причем они долж­ны быть понесены в связи с выполнением требований, которые предъявлены организаторами торгов участни­кам. К тому же эти расходы относятся на внереализаци­онные, если они не возвращаются участникам при про­игрыше. Документально подтвержденные расходы учи­тываются для целей налогообложения прибыли едино­временно.

Чиновники также сообщают, что если организаторы тендерных торгов возвращают суммы, внесенные органи­зациями за участие в тендере, то у участника они включа­ются в состав внереализационных доходов.

Вслед за этим Письмом Минфин представил еще од­но Письмо, в котором дает аналогичные разъяснения (Письмо Минфина России от 07.11.2005 № 03-11-04/2/109).

Итак, наконец-то Минфин и ФНС пришли к единому знаменателю. Организации — участники тендерных тор­гов облегченно вздохнут. Ведь теперь они смогут руко­водствоваться двумя официальными разъяснениями Минфина, на основании которых фирмы вправе отнести в состав внереализационных расходов затраты на участие в тендере, даже если проиграли этот конкурс.