1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2224

Смету составить — не поле перейти

Пришло время некоммерческим организациям составлять сметы на следующий, 2006 год. Дело это на первый взгляд кажется простым, но на самом деле требует специаль­ных знаний в области налогообложения. О том, как грамотно это сделать, как учесть все нюансы и не попасть под налоговый пресс, рассказывается в предлагаемой статье.

Для выполнения целевых программ некоммерческой организации (НКО) следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет и т. п.). Об этом сказано в п. 1 ст. 3 Зако­на от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организаци­ях».

Под сметой принято понимать индивидуальный доку­ментированный финансовый план поступления и расхо­дования денежных средств на финансирование расходов организации. Смета доходов и расходов заменяет собой баланс некоммерческой организации в том случае, если такая организация функционирует без приобретения прав юридического лица и не состоит на учете в налого­вой инспекции в качестве налогоплательщика.

Тем не менее и тем некоммерческим организациям, которые формируют и представляют в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, автор рекомендует состав­лять смету доходов и расходов.

Формально закон позволяет НКО — налогоплательщи­кам (ведущим бухгалтерский учет и соответственно имею­щим самостоятельный баланс) как иметь, так и не иметь смету, поскольку в п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ записано, что некоммерческие организации должны иметь самостоя­тельный баланс или смету. Несмотря на очевидную свобо­ду выбора (либо баланс, либо смета), желательно состав­лять смету — хуже не будет. С ней гораздо спокойнее, ведь один из первых вопросов пришедших на проверку в НКО налоговых инспекторов звучит так: «Покажите, по­жалуйста, вашу смету».

Требования к составлению финансового плана (сме­ты доходов и расходов) законодательно не определены. Поэтому некоммерческая организация может самостоя­тельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятель­ности.

Утверждение финансового плана (сметы) некоммер­ческой организации и внесение в него изменений осу­ществляются высшим органом управления организации (п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).

То есть, например, генеральный директор автономной некоммерческой организации утвердить смету не может, поскольку высшим органом управления этой разновидно­сти НКО является коллегиальный высший орган управле­ния (п. 1 ст. 29 Закона № 7-ФЗ). Подписанная им смета бу­дет считаться недействительной.

В случае если некоммерческая организация выполня­ет несколько целевых программ, то целесообразно со­ставлять сметы по каждой из них. В этом случае при рас­пределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета.

Как правило, НКО распределяют указанные расходы одним из следующих способов:

—путем списания всех административно-хозяйствен­ных расходов за счет тех программ, в которых они преду­смотрены сметой;

—путем списания расходов пропорционально удель­ному весу средств, поступивших на каждую из про­грамм.

Выбранный НКО метод распределения общих админи­стративно-хозяйственных расходов обязательно должен быть отражен в учетной политике организации.

При необходимости можно корректировать свои сме­ты, соблюдая при этом необходимые формальности. Согласовывать свои сметы некоммерческая организа­ция может только с жертвователями и грантодателями, а также членами, участниками и учредителями органи­зации.

Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь устав­ные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).

Единственное ограничение в части оплаты труда адми­нистративно-управленческого персонала благотворитель­ной организации — не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год, — преду­смотрено п. 3. ст. 16 Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных орга­низациях». При этом указанный лимит не распространяет­ся на оплату труда лиц, участвующих в реализации благо­творительных программ.

Расходование средств НКО допускается лишь на те це­ли, на которые они получены, поскольку в противном случае (использование не по целевому назначению) та­кие средства признаются внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ) и подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях по ставке 24%.

Необязательно, чтобы по состоянию на конец года це­левые средства были полностью использованы; в ситуа­ции когда целевые программы рассчитаны на ряд лет, их расход производится в течение всего срока реализации программ.

Этот способ формирования сметы принято называть Методом непрерывного бюджета.

Кроме того, возможен вариант, когда средств, получен­ных на конкретную программу, не хватает, тогда часть расходов покрывается в течение следующих лет.

И все-таки во избежание налоговых споров смету же­лательно составлять таким образом, чтобы на оконча­ние периода, на который она рассчитана, не предпола­галось бы неиспользованных остатков целевых средств, поскольку отдельные представители налоговых органов требуют обложить остатки целевых средств налогом на прибыль.

По окончании отчетного периода либо при выполне­нии каждой целевой программы следует составлять отчет об исполнении сметы, который утверждается тем же органом, что и смета.

Благотворительные организации, образованные в со­ответствии с Законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотво­рительной деятельности и благотворительных организа­циях», при составлении сметы должны обратить внима­ние на следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 16 указанного Закона если бла­готворителем или благотворительной программой не ус­тановлено иное, то:

— не менее 80 процентов благотворительного по­жертвования в денежной форме должно быть исполь­зовано на благотворительные цели в течение года с мо­мента получения благотворительной организацией это­го пожертвования;

— благотворительные пожертвования в натуральной форме (100 процентов) направляются на благотвори­тельные цели в течение одного года с момента их полу­чения.

Иные некоммерческие организации при получении средств целевого финансирования и целевых поступле­ний, предоставленных передающей стороной с указанием срока их использования, также обязательно должны учитывать его (срок) при составлении своих смет. Это объясняется следующим.

Если получатель средств целевого финансирования и/или целевых поступлений нарушил условия, на кото­рых они предоставлялись, в частности срок их использо­вания, налоговые органы, ссылаясь на нормы подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ, считают, что такие средства являются внереализационными доходами НКО и подлежат обло­жению налогом на прибыль в общеустановленном по­рядке.

Кстати, данные сметы можно использовать при за­полнении Отчета о целевом использовании полученных средств (Форма № 6) и Отчета о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в рамках благотво­рительной деятельности, целевых поступлений, целево­го финансирования (Лист 10 декларации по налогу на прибыль).

Ниже приведена примерная смета доходов и расхо­дов НКО.

Смета доходов и расходов Общественного объединения «Благо» на 2006 год

№ п/п

Наименование статей

Сумма(руб.)


Доходы:

1.

Сумма вступительных взносов

200 000

2.

Сумма членских взносов

150 000

3.

Сумма добровольных пожертвований от граждан

150 000

4.

Сумма добровольных пожертвований от юридических лиц

4 500 000

5.

Итого

5 000 000

Расходы:

1.

Целевые

3 000 000

2.

По аренде помещения

610 000

3.

На эксплуатацию помещения

100 000

4.

По охране помещения

170 000

5.

Услуги связи

40 000

6.

Заработная плата сотрудников

300 000

7.

ЕСН и страховые взносы в ПФ РФ и ФСС РФ

78 600

8.

Командировочные

164 600

9.

Информационные

80 000

10.

Канцелярские

188 800

11.

Налог на имущество

3000

12.

Транспортный налог

2000

13.

Обязательное страхование транспорта

8000

14.

На ГСМ

6000

15.

На техническое обслуживание автомобилей

3000

16.

На текущий ремонт помещения

111 000

17.

На банковские услуги

5000

18.

Рекламные

20 000

19.

На Интернет

10 000

20.

Непредвиденные

100 000

21.

Итого

5 000 000