Малая автоматизация розничной торговли

| статьи | печать

В России уже сложился цивилизованный информационно-технологический рынок, где пред­приятия розничной торговли могут приобрести разнообразные решения. Диапазон выбо­ра широк: от сложных программно-аппаратных комплексов с активными контрольно-кас­совыми машинами (POS-терминалами), которые устанавливаются и затем поддерживают­ся в работоспособном состоянии специализированными компаниями, до простых систем и программ, которые предприятие может внедрить собственными силами.

Выбирая систему автоматизации, торговое предпри­ятие руководствуется в первую очередь экономической целесообразностью. Но окончательный выбор во многом зависит от масштаба бизнеса.

Гипермаркет с высоким товарооборотом может позво­лить себе комплексную автоматизацию с дорогостоящим торговым оборудованием и системой программ от отечест­венных или зарубежных разработчиков. Дополнительное вложение нескольких тысяч долларов на техническое оснащение рабочих мест кассиров здесь будет оправдано даже небольшим повышением пропускной способности.

Для малых торговых предприятий тоже имеются на рынке системы комплексной автоматизации. Минималь­но необходимые затраты оцениваются примерно в 15 ты­сяч долларов: оснащение рабочих мест двух кассиров, три компьютера, локальная сеть, программное обеспече­ние, монтажные работы. К указанной сумме следует доба­вить расходы на повышение квалификации персонала или привлечение новых сотрудников, а также прочие рас­ходы, связанные с реорганизацией торговой деятельно­сти. В итоге сумма затрат может оказаться неподъемной для небольшого торгового предприятия.

Что же тогда говорить о комплексной автоматизации торговых точек, которые обслуживаются одним продавцом-кассиром? Мировой и отечественный опыт свидетельствует: небольшие торговые предприятия могут прекрасно ужи­ваться с монстрами розничной торговли. Разработчики про­граммного обеспечения предлагают «малышам» простые и эффективные решения для автоматизации учета.

Одно из них— программа «1С:Бухгалтерия 8.0». Ее но­вая редакция, выпущенная в октябре 2005 года, позволя­ет заметно упростить ведение учета на небольших пред­приятиях розничной торговли (оптовый склад с офисом, несколько разнесенных торговых точек), не использую­щих специальные технические средства автоматизации. Если в настройках учетной политики выбрать способ оценки товаров в розничной торговле по продажной сто­имости (альтернативный способ — по покупной стоимо­сти), то работникам обособленных торговых точек будет гораздо проще составлять отчеты о продажах — они должны оперировать только с той стоимостью товаров, которая указывается на ценниках.

«1С:Бухгалтерия 8.0» рассчитана на использование в торговых точках разной степени автоматизации, в зависи­мости от степени автоматизации определяется и методи­ка учетной работы.

Торговую точку следует считать автоматизированной, если рабочие места продавцов оборудуются персональны­ми компьютерами, которые могут быть объединены в об­щую сеть с бухгалтерией (при этом для ведения учета целе­сообразно использовать «1С:Бухгалтерию 8.0» в сочетании с программой «1С: Управление торговлей 8.0»).

Торговую точку можно считать автоматизированной условно, если продажи не регистрируются автоматически непосредственно в момент их совершения, но количество ежедневно продаваемых товаров невелико (например, при торговле автомобилями). Поэтому несложно ежедневно вручную составлять отчет о продажах и передавать его в бухгалтерию, где сведения о продажах уже будут вводиться в информационную базу программы«1С:Бухгалтерия 8.0».

Торговую точку следует признать неавтоматизиро­ванной, если детальные сведения о продаваемых товарах ежедневно вводить в информационную базу невозможно или затруднительно. К таким точкам относятся обособ­ленные лотки, киоски, секции в магазинах с большим ас­сортиментом продаж.

Если в таких торговых точках периодически проводить инвентаризацию и вводить в информационную базу дан­ные об остатках товаров, то объемы продаж и номенклату­ра проданных товаров будут определяться автоматически.

Если выбрать способ оценки товаров по продажной стоимости, то продажи товаров будут регистрироваться в информационной базе просто по сумме торговой выруч­ки без детализации по товарам, а инвентаризации будут нужны только для выявления недостач.

Должна регистрироваться и каждая передача товаров с оптового склада в торговую точку. Но если оформлять документы оптового склада с помощью «1С:Бухгалтерия 8.0», то учет перемещения товаров будет выполняться ав­томатически. Данные о поступлении товаров в неавтоматизированную торговую точку непосредственно от по­ставщика, минуя оптовый склад, можно вводить в инфор­мационную базу общей денежной суммой, без детально­го перечисления товаров. Инвентаризация также прово­дится по упрощенной методике: здесь важно выяснить общую сумму недостачи или излишков.

Один из показателей эффективности работы неавтома­тизированной торговой точки — суммарная торговая на­ценка на проданные товары. Она также рассчитывается «1С:Бухгалтерией 8.0» автоматически в конце месяца. Обес­печивает программа и ведение налогового учета как по об­щей, так и по упрощенной системе налогообложения. Разу­меется, требования законодательства по использованию контрольно-кассовых машин должны соблюдаться в любых торговых точках, программа не заменяет ККМ.

Таким образом, программа «1 С Бухгалтерия 8.0» явля­ется доступным и эффективным решением для автомати­зации учета на небольших предприятиях розничной тор­говли. А когда бизнес предприятия расширится и станет актуальной его комплексная автоматизация, внедрение более масштабных управленческих решений системы «1С:Предприятие 8.0», «1С:Бухгалтерия» может быть лег­ко интегрировано с ними.