1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3461

Раздельный учет общих расходов в НКО

Некоммерческие организации (НКО) составляют более 16% от общего количества пред­приятий, зарегистрированных в нашей в стране, однако должного внимания им, как прави­ло, не уделяется. Не стали исключением из этого правила и поправки, внесенные летом в Налоговый кодекс РФ. Вопрос о раздельном учете общих расходов в случае ведения НКО предпринимательской деятельности на законодательном уровне по-прежнему не решен. Как решить эту проблему, рассказывает ведущий эксперт «ЭЖ» Геннадий Кузьмин.

В рамках действующего законодательства практически любая некоммерческая организация с учетом своего ста­туса имеет право заниматься коммерческой деятельно­стью, привлекая тем самым дополнительные средства для достижения своих уставных целей.

Как правило, у ведущих предпринимательскую дея­тельность НКО помимо прямых расходов, непосредствен­но связанных с ее осуществлением, всегда имеются и об­щие административно-хозяйственные расходы, связанные как с предпринимательской, так и с основной уставной деятельностью. Это расходы по оплате труда администра­тивно-управленческого персонала, по содержанию зда­ний, автомобилей, по услугам связи и тому подобное. Ос­новная проблема при организации НКО раздельного уче­та заключается именно в распределении этих расходов в целях налогообложения.

Формально доходы НКО от предпринимательской дея­тельности облагаются налогами на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций. Однако, если придер­живаться рекомендаций налоговых органов по налогооб­ложению предпринимательской деятельности НКО, суммы НДС и налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по таким операциям, будут значительно выше, чем у коммер­ческих организаций, что, согласитесь, несправедливо. При­чина в том, что общие расходы (и соответственно приходя­щиеся на их долю суммы НДС) фискалы рекомендуют не учитывать при исчислении налогов на прибыль и добавлен­ную стоимость, а списывать за счет целевых средств, по­скольку, по их мнению, «распределение указанных расхо­дов между некоммерческой и коммерческой деятельно­стью организации налоговым законодательством не преду­смотрено» (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 22.01.2003 №26-12/4743).

А где же тогда принцип равенства налогообложения, на котором согласно п. 1 ст. 3 НК РФ основывается законо­дательство о налогах и сборах? А как же тогда правило о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и не­ясности актов законодательства о налогах и сборах толку­ются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ)?

Конечно, можно просто не обращать внимания на та­кие «рекомендации», вызывающие улыбку, но ведь на са­мом-то деле — все очень серьезно. Это уже не игрушки. Инспекторы на местах, слепо взяв на вооружение умозак­лючения своих начальников, «выходят на борьбу со зло­стными неплательщиками налогов». И что остается де­лать некоммерческим организациям? Идти в суд. А это ис­траченное время, потерянные деньги и растраченное по­пусту здоровье.

Давайте все-таки попробуем, не обращая внимания на личные взгляды чиновников, готовых принести на бюд­жетный алтарь отечества как можно больше хрустящих купюр и звонких монет, разобраться в этой проблеме.

В бухгалтерском учете НКО, осуществляющие пред­принимательскую деятельность, как правило, распреде­ляют общие расходы одним из следующих способов:

  • целиком списывают за счет средств целевого финан­сирования;
  • списывают пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме по­ступлений, включая средства целевого финансирования;
  • списывают пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предприниматель­ской деятельности, в общем фонде оплаты труда.

При распределении общих административно-хозяйст­венных расходов некоммерческая организация вправе са­мостоятельно выбрать метод их учета, который ей следу­ет обязательно отразить в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретно­му виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.

Поскольку средства целевого финансирования и целе­вые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налого­вой базы», то, по нашему мнению, при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отне­сены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой орга­низации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств. Следовательно, в целях исчисле­ния налога на прибыль общие накладные расходы рас­пределяются НКО пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объе­ме всех ее доходов, включая целевые поступления.

Такая позиция не бесспорна хотя бы потому, что соглас­но ст. 248 НК РФ «Порядок определения доходов. Класси­фикация доходов» к доходам в целях главы 25 НК РФ отно­сятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущест­венных прав и внереализационные доходы. Других нет.

Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», поэтому НКО следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет общих расходов, ведь уже седьмой год в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомне­ния, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Кроме того, в главе 25 НК РФ имеется и специальная ста­тья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджет­ными учреждениями», которая в целях налогообложения позволяет бюджетным учреждениям принимать отдель­ные виды общих расходов в уменьшение доходов, полу­ченных от предпринимательской деятельности, пропорциПоскольку средства целевого финансирования и целе­вые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налого­вой базы», то, по нашему мнению, при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отне­сены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств. Следовательно, в целях исчисле­ния налога на прибыль общие накладные расходы рас­пределяются НКО пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объе­ме всех ее доходов, включая целевые поступления.

Такая позиция не бесспорна хотя бы потому, что соглас­но ст. 248 НК РФ «Порядок определения доходов. Класси­фикация доходов» к доходам в целях главы 25 НК РФ отно­сятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущест­венных прав и внереализационные доходы. Других нет.

Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», поэтому НКО следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет общих расходов, ведь уже седьмой год в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомне­ния, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Кроме того, в главе 25 НК РФ имеется и специальная ста­тья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджет­ными учреждениями», которая в целях налогообложения позволяет бюджетным учреждениям принимать отдель­ные виды общих расходов в уменьшение доходов, полу­ченных от предпринимательской деятельности, пропорционально их объему в общей сумме доходов (включая сред­ства целевого финансирования). А это еще один аргумент в пользу того, что к доходам в целях 25-й главы НК РФ отно­сятся и средства целевого финансирования, и вот почему.

Формально данное правило касается только бюджетных учреждений, а как же остальные НКО? Давайте разберем­ся. Под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, соци­ально-культурных, научно-технических и иных функций не­коммерческого характера, деятельность которой финанси­руется из соответствующего бюджета или бюджета государ­ственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ГК РФ все юридические лица делятся на ком­мерческие и некоммерческие организации, любое учреж­дение в соответствии со ст. 120 ГК РФ — это некоммерческая организация, следовательно, бюджетное учреждение явля­ется разновидностью некоммерческой организации.

Поскольку, как уже подчеркивалось, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщно­сти и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), а бюд­жетные учреждения являются разновидностью некоммер­ческих организаций, то НКО, не являющиеся бюджетными учреждениями, могут действовать по аналогии — распре­делять общие расходы пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.

Более того, несмотря на то что в п. 3 ст. 321.1 НК РФ по­именованы конкретные виды расходов (коммунальные, услуги связи и транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала), которые бюджетные учреждения могут учесть при исчислении на­лога на прибыль, по моему мнению, на другие некоммер­ческие организации это ограничение не распространяет­ся. Оно касается только бюджетных учреждений.

Теперь по поводу распределения сумм НДС, уплачен­ных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, используемых как в коммерческой деятельности, облагаемой НДС, так и в уставной деятельности НКО.

В случае частичного использования приобретенных то­варов (работ, услуг) при осуществлении операций, подле­жащих обложению НДС, а частично при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками, под­лежат налоговому вычету либо учитываются в их стоимо­сти в определенной пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализа­ции которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров, работ, ус­луг (без учета НДС), отгруженных за налоговый период.

Таким образом, в Кодексе прямо не предусмотрен ме­ханизм распределения сумм НДС, уплаченных при приоб­ретении материальных ресурсов, работ и услуг, которые используются как в коммерческой деятельности, облагае­мой НДС, так и в уставной деятельности НКО, поскольку целевые средства, полученные НКО, не являются отгру­женным товаром.

Тем не менее согласно п. 43 Методических рекоменда­ций по применению главы 21 «Налог на добавленную стои­мость» НК РФ при осуществлении бюджетной организаци­ей наряду с основной бюджетной деятельностью хозяйственной деятельности, связанной с реализацией облагаемых налогом товаров (работ, услуг), такая организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Для принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым по операциям, облагаемым НДС, бюджетная организация должна обеспе­чить раздельный учет расходов, относящихся к операциям, признаваемым объектом налогообложения, и расходов по операциям, не облагаемым НДС, включая основную бюд­жетную деятельность (и причитающихся на их долю сумм налога). Порядок ведения раздельного учета таких расхо­дов должен быть оформлен приказом или распоряжением руководителя организации и соответствовать порядку, из­ложенному в п. 4 ст. 170 НК РФ. То есть для бюджетных ор­ганизаций разъяснено, что под «общей стоимостью това­ров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период» следует понимать и средства целевого финансирования («включая основную бюджетную деятельность»).

Как правило, бюджетные организации зарегистрирова­ны в форме учреждения — некоммерческой организа­ции, созданной собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных или иных функций не­коммерческого характера и финансируемой им полно­стью или частично.

По моему мнению, руководствуясь теми же соображе­ниями, что и по налогу на прибыль, НКО, не являющимся бюджетными организациями, можно действовать анало­гично и распределять указанные суммы НДС пропорцио­нально доле дохода от предпринимательской деятельно­сти в суммарном объеме всех своих доходов, включая це­левые поступления.

Пример

НКО участвует в выполнении некоммерческой про­граммы по профилактике лесных пожаров «Береги лес». Учетная политика организации предусматривает отражение всех расходов на свое содержание и веде­ние уставной деятельности на счете 26 «Общехозяйст­венные расходы», а расходов на выполнение целевых программ — на счете 86 «Целевое финансирование». Кроме того, НКО производит и реализует инвентарь для тушения пожаров. Офис организации и цех по производству пожарного инвентаря находятся в од­ном здании. В отчетном периоде финансово-хозяй­ственная деятельность организации заключалась в следующем:

  • на расчетный счет поступили целевые средства от ЗАО «Альфа» на программу «Береги лес» в сумме 466 666 руб.;
  • от покупателя получена предоплата за инвентарь для тушения пожаров в сумме 236 000 руб., вклю­чая НДС — 36 000 руб.;
  • за рытье противопожарных рвов (реализация це­левой программы) 000 «Бета» перечислено 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб.;
  • оплачен ремонт инвентаря, который используется исключительно при содержании НКО, в размере 1180 руб., в том числе НДС — 180 руб.;
  • по безналичному расчету приобретены материалы на сумму 108 000 руб., в том числе НДС—18 000 руб., которые были полностью использованы исключи­тельно при производстве пожарного инвентаря;
  • по безналичному расчету приобретены другие ма­териалы на сумму 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб., которые впоследствии были использова­ны поровну при производстве пожарного инвентаря и реализации программы «Береги лес»;
  • с расчетного счета оплачена аренда помещения (используемого, как при реализации программы «Береги лес», так и для производства (реализации) пожарного инвентаря) в сумме 28 320 руб., включая НДС — 4320 руб.;
  • начислена заработная плата работникам в разме­ре 140 000 руб.;
  • покупателю отгружена готовая продукция на сум­му 236 000 руб., включая НДС — 36 000 руб.

Общехозяйственные расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете распределяются НКО пропорцио­нально доле дохода от предпринимательской деятельно­сти в суммарном объеме всех ее доходов, включая целе­вые поступления.

Сумма общехозяйственных расходов, которые нельзя напрямую отнести к определенному виду операций, со­ставила 200 400 руб. (24 000 руб. (аренда) + 140 000 руб. (заработная плата) + 36 400 руб. (ЕСН начислен по макси­мальной ставке 26%).

На основании первичных документов бухгалтерией НКО составляется расчет «общих» расходов, приходящих­ся на предпринимательскую деятельность и уставную, а также сумм НДС, подлежащих отнесению на расчеты с бюджетом и списанию за счет целевых средств, который оформляется в виде бухгалтерской справки.

Бухгалтерская справка:

  • удельный вес от реализации палаток в общем объ­еме поступлений, включая средства целевого финанси­рования, составил 30% (200 000 руб. : (466 666 руб. + 200 000 руб.) х 100%);
  • удельный вес целевого финансирования в общем объеме поступлений составил 70% (466 666 руб. : (466 666 руб. + 200 000 руб.) х 100%);
  • сумма общехозяйственных расходов, подлежащая списанию за счет доходов от предпринимательской дея­тельности, составила 60 120 руб. (200 400 руб. х 30%);
  • сумма общехозяйственных расходов, подлежащая списанию за счет средств целевого финансирования, со­ставила 140 280 руб. (200 400 руб. х 70%);
  • сумма НДС по общехозяйственным расходам, под­лежащая вычету (возмещению из бюджета), составила 1296 руб. (4320 руб. х 30%);
  • сумма НДС по общехозяйственным расходам, под­лежащая списанию за счет средств целевого финанси­рования, составила 3024 руб. (4320 руб. х 70%).

В приведенном примере использованы следующие на­именования субсчетов, открытых к балансовым счетам 10 «Материалы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 26 «Общехозяйственные рас­ходы» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

  • 10-1 «Материалы для предпринимательской дея­тельности»;
  • 10-2 «Материалы, используемые на содержание НКО»;
  • 10-3 «Материалы для общих нужд»;
  • 10-4 «Материалы, используемые для выполнения це­левых программ»;
  • 19-1 «НДС по приобретенным ценностям, работам и услугам, использованным при производстве и реализа­ции продукции (работ, услуг)»;
  • 19-2 «НДС по приобретенным ценностям, работам и услугам, использованным на содержание некоммерче­ской организации»;
  • 19-3 «НДС по приобретенным ценностям, работам и услугам, использованным на выполнение целевых про­грамм»;
  • 19-4 «НДС по приобретенным ценностям, работам и услугам, использованным, в предпринимательской дея­тельности, на содержание НКО и выполнение целевых программ»;
  • 26-1 «Общехозяйственные расходы по предпринима­тельской деятельности»;
  • 26-2 «Общехозяйственные расходы на содержание НКО»;
  • 26-3 «Общие общехозяйственные расходы»;
  • 62-1 «Авансы полученные»;
  • 62-2 «Расчеты по отгруженной продукции».
    Отражение операций в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 — 466 666 руб. — поступление целевых средств по программе «Береги лес» от ЗАО «Альфа»

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 — 466 666 руб. — сумма целевых средств отражена в составе целевого финансирования по программе «Береги лес»

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 236 000 руб. — отражена оплата 000 «Бета» за рытье противопожарных рвов

Д-т сч. 86 К-т сч. 60 — 200 000 руб. — расходы по реализа­ции программы «Береги лес» списаны за счет средств це­левого финансирования

Д-т сч. 19-3 К-т сч. 60 — 36 000 руб. — отражена сумма НДС в составе стоимости работ по рытью противопожарных рвов

Д-т сч. 86 К-т сч. 19-3 — 36 000 руб. — НДС в составе стои­мости работ по рытью противопожарных рвов списан за счет средств целевого финансирования

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 1180 руб. — оплачен ремонт инвен­таря

Д-т сч. 26-2 К-т сч. 60 — 100 руб. — стоимость ремонта от­ражена в составе общехозяйственных расходов на содер­жание НКО;

Д-т сч. 19-2 К-т сч. 60 — 180 руб. — отражена сумма НДС в составе средств, уплаченных за ремонт инвентаря

Д-т сч. 26-2 К-т сч. 19-2 — 180 руб. — НДС в составе средств, уплаченных за ремонт инвентаря, отражен в со­ставе общехозяйственных расходов на содержание НКО

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 118 000 руб. — отражена оплата по­ставщику за материалы для предпринимательской дея­тельности

Д-т сч. 10-1 К-т сч. 60 — 100 000 руб. — оприходованы ма­териалы для предпринимательской деятельности

Д-т сч. 19-1 К-тсч.бО—18 000 руб.—отражена сумма НДС по материалам

Д-т сч. 20 К-т сч. 10-1 — 100 000 руб. — отражен расход ма­териалов для производства пожарного инвентаря

Д-т сч. 68 К-т сч. 19-1 — 18 000 руб. — сумма НДС по мате­риалам принята к вычету

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 10 800 руб. — отражена оплата по­ставщику за материалы, которые были использованы по­ровну при производстве пожарного инвентаря и реализа­ции программы «Береги лес»

Д-т сч. 10-3 К-т сч. 60 — 10 000 руб. — отражено оприходо­вание материалов для общих нужд

Д-т сч. 19-4 К-т сч. 60 — 100 руб. — отражена сумма НДС по материалам для общих нужд

Д-т сч. 10-1 К-т сч. 10-3 — 500 руб. — отражена стоимость материалов для производства пожарного инвентаря

Д-т сч. 20 К-т сч. 10-1 — 500 руб. — отражен расход мате­риалов на производство пожарного инвентаря

Д-т сч. 19-1 К-т сч. 19-4 — 900 руб. — отражена сумма НДС по материалам, использованным в предпринимательской деятельности

Д-т сч. 68 К-т сч. 19-1 — 900 руб. — НДС по материалам, ис­пользованным при производстве пожарного инвентаря, принят к вычету

Д-т сч. 10-4 К-т сч. 10-3 — 5000 руб. — отражена стоимость материалов для реализации программы «Береги лес»

Д-т сч. 86 К-т сч. 10-4 — 5000 руб. — отражен расход мате­риалов на реализацию программы «Береги лес»

Д-т сч. 19-3 К-т сч. 19-4 — 900 руб. — отражена сумма НДС по материалам, использованным на реализацию про­граммы «Береги лес»

Д-т сч. 86 К-т сч. 19-3 — 900 руб. — НДС по материалам, ис­пользованным на реализацию целевой программы, спи­сан за счет средств целевого финансирования

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 28 320 руб. — оплачена аренда

Д-тсч. 26-3 К-тсч.бО — 24 000 руб. —сумма арендной пла­ты отражена в составе косвенных общехозяйственных расходов

Д-т сч. 19-4 К-т сч. 60 — 4320 руб. — отражена сумма НДС в составе арендной платы

Д-т сч. 26-3 К-т сч. 70 — 140 000 руб. — отражено начисле­ние заработной платы работникам

Д-т сч. 26-3 К-т сч. 69 — 36 400 руб. (140 000 руб. х 26%) — отражено начисление ЕСН и взносов в ПФР (чтобы не ус­ложнять пример — без учета взноса на социальное стра­хование от несчастных случаев) с фонда заработной пла­ты работников

Д-т сч. 26-1 К-т сч. 26-3 — 60 120 руб. — часть косвенных общехозяйственных расходов на основании бухгалтер­ской справки отражена в составе общехозяйственных рас­ходов по предпринимательской деятельности

Д-т сч. 20 К-т сч. 26-1 — 60 120 руб. — общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности отраже­ны в составе общепроизводственных расходов

Д-т сч. 19-1 К-т сч. 19-4 — 1296 руб. — на основании бух­галтерской справки отражена часть НДС по аренде, под­лежащая вычету

Д-т сч. 68 К-т сч. 19-1 — 1296 руб. — НДС по аренде принят к вычету

Д-т сч. 26-2 К-т сч. 26-3 — 140 280 руб. — часть общих об­щехозяйственных расходов на основании бухгалтерской справки отражена в составе общехозяйственных расхо­дов на содержание НКО

Д-т сч. 19-2 К-т сч. 19-4 — 3024 руб. — на основании бух­галтерской справки отражена часть НДС по аренде, под­лежащая списанию в составе общехозяйственных расхо­дов на содержание НКО

Д-т сч. 26-2 К-т сч. 19-2 — 3024 руб. — НДС по аренде от­ражен в составе общехозяйственных расходов на содер­жание НКО

Д-т сч. 86 К-т сч. 26-2 — 144 484 руб. (1000 руб. + 180 руб. + 140 280 руб. + 3 024 руб.) — общехозяйственные расходы на содержание НКО списаны за счет средств целевого фи­нансирования

Д-т сч. 43 К-т сч. 20 — 165 120 руб. (100 000 руб. + 5000 руб. + 60 120 руб.) — отражено поступление на склад го­товой продукции

Д-т сч. 51 К-т сч. 62-1 — 236 000 руб. — получена предоп­лата от покупателя за инвентарь для тушения пожаров

Д-т сч. 62-2 К-т сч. 90-1 — 236 000 руб. — на сумму предоп­латы покупателю отгружена продукция

Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68 — 36 000 руб. — начислен НДС со сто­имости реализованной продукции

Д-т сч. 62-1 К-т сч. 62-2 — 236 000 руб. — предоплата зачте­на в счет выручки

Д-т сч. 90-2 К-т сч. 43 — 165 120 руб. — списана себестои­мость проданной продукции

Д-т сч. 90-9 К-т сч. 99 — 34 880 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. - 165 120 руб.) — отражен финансовый результат от продаж.

Мнение налоговой службы, касающееся распределе­ния общих расходов и высказанное в Письме УМНС РФ по г. Москве от 22.01.2003 № 26-12/4743 сводится к следую­щему: расходы некоммерческой организации на заработ­ную плату административно-управленческого персонала, включая начисления по социальному страхованию и обеспечению, коммунальные услуги, услуги связи, а также транспортные расходы должны производиться за счет це­левых средств, поскольку их распределение между не­коммерческой и коммерческой деятельностью НКО нало­говым законодательством не предусмотрено.

Поэтому, если некоммерческая организация не желает подвергаться налоговому риску по данному поводу и от­стаивать свою правоту в судебном порядке, ей не следует уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму общих административно-хозяйственных расходов и принимать к вычету соответствующую часть НДС. Такой организации необходимо стремиться к тому, чтобы часть общих расхо­дов учесть в качестве прямых. Это достигается обеспече­нием максимального разделения учета расходов, связан­ных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти, и расходов по уставной деятельности НКО.

Например, НКО может иметь в наличии организацион­но-распорядительные документы, свидетельствующие о том, что:

  • в структуре организации сформированы два подраз­деления: «служба по осуществлению предприниматель­ской деятельности» и «служба по осуществлению устав­ной непредпринимательской деятельности»;
  • каждый объект основных средств, а также материа­лы в момент принятия их к учету должны быть распреде­лены по указанным службам и использоваться исключи­тельно для осуществления какой-то одной деятельности.

Кроме того, штатное расписание должно содержать перечень работников указанных служб с наименованием должностей, должны быть утверждены соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие круг обязанностей сотрудников обеих служб, и т. п.

При соблюдении указанных условий НКО сможет под­твердить наличие расходов, напрямую связанных с пред­принимательской деятельностью, которые учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, а также при­нять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных ресурсов для коммерческой деятельности.

Расходы, исключительно предпринимательский харак­тер которых доказать не представляется возможным, сле­дует относить за счет целевых поступлений.