1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6568

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Сегодня в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) числится множество компаний, которые когда-то были достаточно успешными, но не смогли пережить всевозможные кризисы и фактически давно не ведут никакой деятельности. Они уже никому не интересны: ни кредиторам, ни налоговым органам, ни внебюджетным фондам, ни даже собственникам. Что с ними можно сделать? Сегодня законодательство позволяет решить этот вопрос раз и навсегда - исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. О том, как это сделать, и о проблемах, с которыми можно столкнуться, и пойдет разговор в этой статье.

История вопроса

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица: добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось, и принудительная - по решению суда.

Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).

В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным "мертвыми душами".

Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).

--------------------------------

<*> Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)". Так, в п. 10 Письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ.

Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ, в этих случаях не применяются.

Доказательствами, подтверждающими фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в его документах о государственной регистрации, могут быть, в частности: данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и их новый адрес неизвестен.

Следует также обратить внимание на то, что данные нормы Закона N 6-ФЗ применялись также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяло покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.

Содержание нормы о банкротстве отсутствующего должника Закона N 6-ФЗ почти без изменений включено в ст. 230 действующего в настоящее время Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

На них и опирались налоговые органы, осуществляющие функции регистрирующих органов <*> с момента введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), когда инициировали судебные дела о банкротстве отсутствующих должников.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Однако и это не позволило быстро привести ЕГРЮЛ в должный порядок.

Поскольку упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника отвлекала огромные силы арбитражных судов на бумажную, по сути, формальную работу, которая вполне могла бы осуществляться самостоятельно силами регистрирующих органов.

В целях скорейшей очистки ЕГРЮЛ от недействующих организаций по инициативе ВАС РФ в Закон о регистрации была введена <**> ст. 21.1, а абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

--------------------------------

<**> Изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Признаки недействующей организации

Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, обладающее признаками недействующей организации, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в суд.

Признаками недействующего юридического лица являются:

- непредставление в налоговый орган в течение 12 месяцев документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Таким образом, Закон о регистрации был дополнен положениями об административном (внесудебном) порядке исключения недействующих организаций из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ принимается при одновременном наличии упомянутых признаков.

В целях реализации положений Закона о регистрации ФНС России утвердила Приказом от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591@ Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ (далее - Порядок).

Применение новой ст. 21.1 Закона о регистрации и, в частности, формулировка об отсутствии операций хотя бы по одному банковскому счету вызвали множество споров о правомерности признания организации недействующей в том случае, если банковских счетов несколько, а движение средств осуществляются только по одному из них.

Все вопросы были сняты, когда Президиум ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" разъяснил, что для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего в случае наличия у него нескольких банковских счетов следует исходить из того, что операции не должны производиться ни по одному из них.

Процедура исключения организации из ЕГРЮЛ

Процедура исключения недействующей организации простая, и условно ее можно разделить на несколько этапов.

1 этап: выявление кандидатов на исключение.

Для определения, удовлетворяет ли юридическое лицо признакам недействующего, отдел камеральных проверок налоговой инспекции в соответствии с п. 1.1 Порядка периодически формирует списки налогоплательщиков - юридических лиц, не представляющих в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах.

Затем инспекция запрашивает банки, в которых, по имеющейся у нее информации, есть счета организации, осуществляются ли какие-либо операции на них в течение последних 12 месяцев. Если информации о счетах нет либо из банков приходит информация об отсутствии операций, отдел камеральных проверок оформляет справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

2 этап: принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Оформленная справка направляется в структурное подразделение налогового органа, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц.

В течение пяти дней после получения справки руководитель регистрирующего подразделения инспекции принимает решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

3 этап: публикация и представление возражений.

Решение о предстоящем исключении согласно п. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации публикуется в специальном органе печати - журнале "Вестник государственной регистрации" <*> (далее - "Вестник") в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому они могут быть направлены.

--------------------------------

<*> Более подробную информацию о журнале можно найти на его сайте в интернете: www.vestnik-gosreg.ru/info.php.

Обратите внимание! База данных журнала постоянно обновляется и находится в свободном доступе в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации".

Поэтому существует возможность отслеживать значимые для интересующего лица события, в том числе своевременно выразить несогласие с принятым решением об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Если заинтересованное лицо подаст заявление с возражением против исключения юридического лица либо само юридическое лицо направит такое заявление, то в этом случае организация будет проходить полную процедуру ликвидации или банкротства.

4 этап: исключение из ЕГРЮЛ.

Если в течение трехмесячного срока с момента опубликования сведений в "Вестнике" заявления против исключения юридического лица не получены, то регистрирующий орган принимает решение о его исключении из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Информация об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ также публикуется в "Вестнике".

Обжалование исключения

Никто не застрахован от ошибок, поэтому законодатель предусмотрел возможность обжалования решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ любыми заинтересованными лицами, например кредиторами, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Этот срок исчисляется с момента соответствующей публикации в "Вестнике".

В связи с этим вызывает интерес складывающаяся судебная практика по обжалованию действий регистрирующего органа.

Приведем в пример Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2008 N КГ-А40/2323-08. В суде рассматривалось дело об обжаловании участником ООО исключения в административном порядке общества как недействующего. Регистрирующий орган исключил ООО из ЕГРЮЛ несмотря на то, что после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ единственный участник принял решение о продолжении деятельности общества, изменении основного вида деятельности, утверждении новой редакции устава. Однако, поскольку эти действия не несут правовых последствий в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона о регистрации, налоговый орган исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Суд подтвердил правомерность действий регистрирующего органа.

Это судебное решение интересно не только потому, что подтверждает право учредителя обжаловать решение об исключении, но и потому, что указывает на то, что какие-либо иные действия, произведенные в период между публикацией о предстоящем исключении и принятием решения об исключении, не влекут правовых последствий, кроме тех, которые установлены законом. Поэтому если в поле зрения налогового органа на предмет исключения из ЕГРЮЛ попало юридическое лицо, в существовании которого есть интерес, то повлиять на принятие решения регистрирующим органом просто - нужно действовать в рамках процедуры и направить заявление о возражении против исключения.

Обратите внимание! В отношении юридических лиц, для которых установлен специальный порядок регистрации, - общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, - процедура такая же, с некоторыми особенностями. Более подробно об этом указано в Письме ФНС России от 07.08.2006 N ШТ-6-09/770@.

Проблемы и возможности

Нормы об административном (внесудебном) порядке прекращения недействующих юридических лиц были призваны стать альтернативой применению к недействующим организациям судебных процедур <*>.

--------------------------------

<*> Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики // Закон. 2007. N 7. С. 5.

Однако, несмотря на то что налоговые органы получили право принимать решения об исключении таких юридических лиц из Реестра без обращения в арбитражный суд, они по-прежнему продолжали инициировать судебные дела о банкротстве отсутствующих должников, используя Закон о банкротстве.

В связи с этим ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.01.2006 N 100 указал на то, что суды до принятия заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом должны проверить, является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Налоговый орган, в свою очередь, должен представить соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

В Пояснительной записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 г., размещенной на сайте ВАС РФ, содержится любопытная информация: почти каждое третье заявление о признании должника банкротом в 2006 г. не принималось судом к производству, что объясняется поступлением большого числа заявлений налоговых органов о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего. Вместе с тем 2007 г. характеризовался резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами.

В 2007 г. в арбитражные суды поступило в 2,1 раза меньше, чем в 2006 г., заявлений о несостоятельности (банкротстве). Такое уменьшение количества поступивших заявлений обусловлено принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" и, как следствие, сокращением числа поступивших заявлений о признании банкротами отсутствующих должников в 3,4 раза.

В Постановлении N 67 Пленум ВАС РФ разграничил применение норм действующего Закона о банкротстве и Закона о регистрации. Судом отмечено, что при применении ст. 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

Если налоговый орган подает в суд заявление о признании банкротом отсутствующего должника, то он должен доказать, что у должника есть достаточно имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам. Например, это может быть информация из ГИБДД о транспортных средствах должника, Росрегистрации о правах на недвижимое имущество и другие документы.

Если налоговый орган не представляет никаких подтверждающих документов о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, то суд возвращает заявление, не рассматривая его.

Следует отметить, что налоговый орган может неоднократно инициировать процедуру исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако на практике возникает масса проблем.

В частности, в Письме УФНС России по г. Москве от 17.03.2008 N 09-14/024814 разъяснено, что в ситуации, когда организация-кредитор обращается в ИФНС с заявлением об исключении организации-должника, имеющей задолженность по налогам и отвечающей всем признакам недействующего юридического лица, из ЕГРЮЛ в целях списания долга, "инициировать процедуру банкротства не представляется возможным" и исключить организацию должника из ЕГРЮЛ в административном порядке невозможно.

Между тем очень часто, как и в указанном случае, кредиторы заинтересованы в исключении безнадежного должника из ЕГРЮЛ. Например, недавно Президиум ВАС РФ рассматривал ситуацию, когда заинтересованное в исключении недействующей организации лицо обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС, поскольку она не исключала недействующую, по мнению заявителя, организацию из ЕГРЮЛ.

ВАС РФ в своем Определении от 06.06.2008 N 4810/08 указал на то, что принятие решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ - право, а не обязанность налогового органа.

Поэтому принудить налоговый орган к исключению какой-либо организации из ЕГРЮЛ невозможно.

Таким образом, сейчас решение вопроса об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц отдается на откуп налоговых органов.

* * *

В настоящее время законодательством предусмотрен административный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Он быстрее и проще, чем судебная процедура банкротства отсутствующего должника. Вместе с тем применение процедуры исключения из ЕГРЮЛ при всей ее простоте является правом, а не обязанностью налогового органа.

Для того чтобы действующая организация, которая возможно испытывает временные трудности, не стала кандидатом на исключение из ЕГРЮЛ, ей необходимо своевременно сдавать отчетность, пусть даже и нулевую. Кроме того, рекомендуем регулярно отслеживать информацию ЕГРЮЛ об интересующих юридических лицах.

В случае если в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением о возражении против исключения.