От ненависти до любви...

| статьи | печать

Большинство россиян считают, что деятельность крупных предпринимателей приносит вред нашей Родине, в то время как к самим бизнесменам народ стал относиться спокойнее. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований.

Проведенный недавно Аналитическим Центром Юрия Левады соцопрос, в частности, показал, что «с возмущением и ненавистью» о российских олигархах думают аж 45% респондентов. Однако в то же время яростный пыл наших соотечественников несколько поубавился: сегодня сдержанность к «предпринимателям со сверхдоходами» проявляют 43% опрошенных, тогда как в 2003 г. таковых насчитывалось 37%.

Из тех, кто в целом позитивно оценивает крупный бизнес (39%), самую большую группу, что неудивительно, составляет молодежь 18—39 лет со средними высоким достатком. Среди респондентов заметна и группа тех, кто «с гордостью и удовлетворением» воспринимает отечественных бизнес-воротил. Их набралось 9% (о себе любимых?).

И все же российскому взору, а следовательно, и сердцу ближе малый и средний бизнес. Его полезность признают две трети опрошенных (62%) и лишь 24%негативно оценивают влияние этих предпринимателей. Причем за два года общественное мнение существенных изменений на этот счет не претерпело.

Однако по данным другого социологического исследования, проведенного в ноябре— декабре минувшего года Институтом общественного проектирования совместно с исследовательским холдингом «Ромир-Мониторинг», большинство россиян хорошо относятся к крупным предпринимателям (67%).

Возможно, «несостыковки» в результатах можно объяснить разной выборкой.

В любом случае за последние несколько лет в нашей стране просматривается тенденция более спокойного отношения к гипербогатым соотечественникам. Наверное, потому, что пропасть между простым человеком и олигархом настолько велика, что последний кажется сказочным персонажем. А на сказки россиянам тратить время некогда — есть и более насущные проблемы.

По данным Госстатистики, в I полугодии 2005 г.на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,6% общего объема денежных доходов, а на долю 10% менее обеспеченного населения — 2%.