1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2688

Россияне потеряли интерес к золоту

Производство золотых украшений в России до сих пор не вернулось на докризисный уровень. Согласно данным Пробирной палаты, в прошлом году российские ювелирные заводы выпустили на треть меньше изделий из золота, чем в 2008 г. По прогнозам участников рынка, неустойчивый спрос со стороны населения и нестабильность на финансовых рынках будут сдерживать рост сектора и в текущем году. В сложившихся условиях точкой роста эксперты называют недорогие украшения для молодежи, основной угрозой — рост импорта.

По подсчетам Пробирной палаты, отечественные ювелирные заводы в прошлом году произвели 34 млн шт. золотых изделий. Для сравнения: в 2008 г. этот показатель был больше на треть — 48 млн шт. Традиционно драгоценности являются одной из первых статей бюджета, которую потребители сокращают в период финансовой нестабильности. Отказавшись от покупки золотых украшений в пользу изделий из серебра и бижутерии в кризис, россияне до сих пор не вернулись к прежнему уровню их потребления.

Потребителям не хватает уверенности

Причина — низкие показатели потребительской уверенности. Согласно данным компании Nielsen, россияне начинают новый 2012 г., надеясь на лучшее, но готовясь к худшему. Индекс потребительского доверия в стране в IV квартале 2011 г. сократился на пять пунктов — до 84 по сравнению с III кварталом. Как пояснили аналитики, снижение этого индекса в России произошло за счет существенного сокращения числа респондентов, которые считают, что сейчас подходящее время для трат, и увеличения числа тех, кто оценивает состояние собственных финансов как не очень хорошее и плохое.

Большинство российских респондентов (64%) по-прежнему экономят, чтобы сохранить семейный бюджет. «Негативные экономические новости из Европы, политическая нестабильность в странах Ближнего Востока, а также обеспокоенность состоянием национальной экономики, перспективами трудоустройства на ближайший год и, как следствие, состоянием собственных финансов негативно влияют на уровень потребительского доверия в России сегодня», — пояснила Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.

По прогнозу Nielsen, негативные мировые тенденции лишь укрепляются и способны повлиять на рынок. Тем не менее даже в условиях снижения потребительского доверия российский рынок может остаться ключевым драйвером для производителей и ретейлеров в Европе.

Согласно данным официальной статистики, в целом производство ювелирных изделий в РФ в прошлом году в стоимостном выражении выросло на 16% по сравнению с 2010 г. При этом импорт драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них, по подсчетам ФТС, увеличился на 31%.

Усиливают присутствие иностранные компании и путем расширения ювелирного ретейла. Так, датский бренд Pandora, распространенный более чем в 50 странах мира, до конца года планирует увеличить количество магазинов в России до 40 (сейчас 31). В частности, бутик торговой марки, чьи магазины уже работают Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Казани и Воронеже, появится в Уфе.

Кстати, анализ ювелирного рынка при подведении итогов премии «Лучшие ювелирные салоны — 2011», организованной порталом MAGAZAN.ru, показал, что ведущие мировые марки драгоценностей все чаще заходят на рынок России самостоятельно, представляя свои изделия в монобрендовых салонах. При этом в России нет ни одной международной мультибрендовой ювелирной сети, что связано с трудностями выхода на отечественный рынок: одной марке украшений проще развиваться самостоятельно либо присоединиться к российскому бутику.

Как заметили авторы исследования, после кризиса некоторые зарубежные монобрендовые игроки решили отделиться от российских партнеров. Они почувствовали, что рынок становится более понятным и цивилизованным. Например, изначально бренд Majorica на территории России представляла компания «Консул», занимающаяся ювелирными украшениями luxury-сегмента. «Возможно, поэтому должного успеха испанский бренд не имел, — говорит Роман Ерезеев, генеральный директор Majorica. — В 2008 г. у нас появилась возможность выкупить франшизу в собственность. Тогда рынок монобрендовых салонов средней ценовой категории был мало развит, и концепция бреда Majorica нам показалась перспективной для самостоятельного позиционирования».

Регионы предпочитают российские украшения

В целом по России, по данным MAGAZAN.ru, доля российских производителей по-прежнему преобладает. На данный момент в стране насчитывается более 850 ювелирных салонов, 30% из них специализируются на продаже российских драгоценных украшений. Правда, львиную долю отечественных украшений покупают жители регионов.

В Москве же сегодня представлены в основном испанские, итальянские, американские и английские ювелирные бренды, развивающиеся в сегменте luxury. Доля зарубежных ювелиров в столичных магазинах достигает 65%. Значительный перевес по количеству представленных магазинов в Москве в сторону зарубежных брендов эксперты объясняют слабой маркетинговой стратегией российских производителей, которая не позволяет им достичь должной популярности среди потребителей, хотя качество их продукции порой ничем не уступает западным аналогам.

Чтобы вернуть себе столичный рынок, отечественные компании должны подстраивать товарную линейку в соответствии с последними тенденциями развития рынка. Наиболее популярным направлением среди монобрендовых салонов на сегодняшний день является luxury-бижутерия, то есть украшения из серебра или другого полудрагоценного металла с натуральными камнями. На таких ювелирных изделиях специализируются сети Frey Wille и Pandora, отдельную товарную линейку развивает ювелирный дом «Эстет». Данная тенденция связана с тем, что среди покупателей драгоценностей растет доля молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Именно эта целевая аудитория диктует моду на украшения: ювелиры сочетают в изделиях разные металлы и камни, создают кольца, подвески и серьги причудливых форм.

Вслед за появлением новых трендов в дизайне разрушаются стереотипы относительно потребителей тех или иных изделий. Например, жемчуг больше не безусловный атрибут взрослых женщин. «Молодежь прежде всего привлекают демократичные цены на luxury-бижутерию, — объясняет Р. Ерезеев. — Аудитория от 20 до 30 лет проще других расстается с деньгами: практически всю зарплату они расходуют на себя. Порядка 15% своих заработков молодежь тратит на украшения».

Все больше брендов предлагают своим потребителям нестандартную концепцию, позволяющую изделиям быть более доступными по цене, в том числе для возрастной категории от 18 до 30 лет. «Можно купить скромное украшение и со временем дополнять его различными подвесками, — подчеркивает Ольга Еремеева, генеральный директор сети Pandora в России. — Таким образом, каждый человек становится дизайнером своего украшения».

Люксовый сегмент ювелирных украшений находится в некоторой стагнации, поскольку целевая аудитория премиум-класса предпочитает совершать покупки за рубежом. «Бренды, присутствующие на рынке не первый год, уже успели заработать определенную лояльность у покупателей, что позволяет им сохранять цены на высоком уровне», — рассуждает Людмила Стегарь, директор сети салонов Pistachio.

к сведению

Золотодобыча растет

По данным Союза золотопромышленников РФ, по сравнению с 2010 г. в 2011 г. добыча и производство золота на территории страны возросли на 3,6% — до 208 976 кг. В частности, добычное и попутное производство увеличилось на 5% — до 185 293 кг и на 13,2% — до 14 349 кг соответственно, вторичное снизилось на 25,9% — до 9334 кг. Кроме того, за пределами России переработано 3146 кг золота в концентратах.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. добычу увеличила Амурская область — почти в 1,5 раза за счет прироста мощностей на месторождениях «Пионер» и «Маломыр» (ГК «Петропавловск»), «Березитовое» (Nordgold, объединяющая золотодобывающие активы «Северстали»). Вместе с тем рост продемонстрировал Красноярский край за счет увеличения производства на Благодатнинском и Олимпиадинском горно-обогатительных комбинатах («Полюс Золото»), Иркутская область за счет ввода в эксплуатацию ЗИФ-3 на месторождении «Голец Высочайший» (ОАО «Высочайший») и роста добычи из россыпей.

Снижение добычи на Чукотке и в Хабаровском крае объясняется ожидаемым снижением содержаний на месторождении «Купол» (ОАО «Чукотская ГГК»), закрытием рудника «Рябиновый» и сокращением производства на горно-обогатительном комбинате «Тас-Юрях» (ЗАО «Амур Золото»).

Топ-10 крупнейших ювелирных брендов в России

Ювелирная сеть

Сегмент

Бренд

Количество магазинов

в России

«Яшма Золото»

эконом

мультибренд

316

«Адамас»

средний

монобренд

177

«Эстет»

luxury

монобренд

50

Pandora

средний

монобренд

31

«Золотой прииск»

luxury

мультибренд

27

LeCadeau

luxury

мультибренд

20

Frey Wille

средний

монобренд

19

Majorica

средний

монобренд

17

«Адамант»

средний

монобренд

10

«Космос Золото»

luxury

мультибренд

4

Источник: MAGAZAN.ru