1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1781

Интерактивная аналитика для принятия решений в государственных организациях

Необходимость в современных инструментах контроллинга для принятия эффективных решений в государственных организациях назрела давно. Какие BI-решения востребованы в госсекторе? Какие системы следовало бы использовать в нем более широко? Рассмотрим задачи и инструменты системы BI, которые могут быть встроены в процесс контроллинга государственных структур.

Инвестиции в информационные технологии в госсекторе для России относительно новая тенденция, означающая высокий приоритет развития информационного обеспечения решений на государственном уровне. Не случайно сегодня именно на этом уровне определяется существенный объем инвестиций в IT.

Этот тренд ставит непростую задачу для российских BI-специалистов и образовательных структур по их подготовке. Необходимо оперативно перенять накопленный мировой опыт и создать собственное перспективное видение в области с таким высоким потенциалом для повышения эффективности деятельности, как Business Intelligence (системы поддержки принятия решений). С такими инновационными технологиями можно максимально полно использовать имеющиеся в организации системы управления и достигать качественных изменений в повышении эффективности процессов в различных сферах деятельности.

BI для госсектора

Сегодня BI-системы в госсекторе в значительной степени востребованы для реализации контрольно-надзорных функций. Инновационные технологии обработки информации позволяют радикально улучшить качество анализа информации.

Решениям, направленным на повышение эффективности, пробиться в систему управления тяжело. Для внедрения систем класса BI необходимы очевидные стимулы — реальное ускорение времени подготовки информации для принятия государственных решений. Однако действовать этот стимул будет лишь в том случае, если подобное ускорение нужно конкретным руководителям различных государственных департаментов (или более высокому руководству), а не только рядовым сотрудникам государственных учреждений. Требования к организации их деятельности планомерно ужесточаются. Сегодня, например, они обязаны представлять сведения в формате отчетных материалов, позволяющих оценить уровень эффективности предприятий государственного сектора. Интерес к такой информации возрастает и у широкой общественности.

С помощью BI-решений федеральные, региональные и местные госорганы могут быстро идентифицировать острые проблемы и оптимизировать использование ресурсов, а также улучшить управление проектами, руководство целевыми программами и повысить качество взаимодействия с другими госструктурами. Кроме того, они способствуют повышению уровня удовлетворенности населения оказываемыми услугами в целом.

Контроллинг в госорганах по аналогии с контроллингом в бизнесе условно можно подразделить на стратегический и оперативный. Для принятия качественных решений в обеих областях необходима соответствующая информация. BI-технологии позволяют накап­ливать информацию в едином хранилище данных и анализировать ее с помощью инструментов интеллектуального анализа (см. рисунок).

Задачи BI в госсекторе

Государственный сектор обычно ассоциируется с отсутствием конкуренции, а следовательно, с низкой эффективностью. И естественные монополии, формально являясь коммерческими структурами, также работают в слабоконкурентной среде.

Традиционно государственные учреждения (некоммерческие структуры со значительным государственным участием) проявляют интерес к системам формирования статистической отчетности, построения стратегических прогнозов, анализа KPI и поддержки стратегического управления.

Средства бюджетирования или раздельного учета затрат для них менее привлекательны. И все возрастающий интерес в последнее время они проявляют к инструментам управления рис­ками и системам борьбы с мошенничеством Для госсектора характерны повышенное внимание к интеграции данных, широкий спектр утвержденных отчетных форм и желание приобретать методологию вместе с автоматизирующим ее ИТ-решением.

Актуальная задача для госсектора в ближайшей перспективе — оптимизация процесса управления и повышение его эффективности, автоматизация мониторинга показателей работы. Так что BI нужен не только в конкурентной среде.

Важное преимущество решений BI в том, что они позволяют быстро выделить ценную для пользователя информацию, предоставить ее в удобном для анализа виде, дают возможность оперативно принять меры и увеличить шансы на успех в достижении целей организации. Ведь эти инновационные технологии основаны на лучших мировых практиках эффективного управления и принятия качественных решений. Средства интерактивного анализа BI помогают:

  • проводить мониторинг и анализ KPI, план-фактный анализ показателей, определять проблемы, эффективно анализировать их природу и получать реальные возможности влиять на ситуацию;
  • формировать рейтинги top/bottom (лидеры/аутсайдеры). Рейтинговый анализ позволяет распределить объекты по степени надежности и важности для организации;
  • поддерживать функции Drill Down/Up и Drill Through. С помощью сервиса Drill Down (детализация данных) пользователь может передвигаться между различными уровнями данных — от итоговых до детализированных. А сервисы Drill Down, Drill Up и Drill Through работают в картах и обеспечивают связь общих карт с детальными;
  • распространять знания (knowledge sharing);
  • заниматься прогностической аналитикой;
  • проводить ГИС-аналитику.

Прогнозирование показателей

Многие показатели, до сих пор используемые в организациях госсектора или публикуемые ими, прогнозируются не математически, а экспертно. Прежде всего речь идет о показателях, определяющих распределение бюджета на спортивные сооружения и мероприятия (используется прошлый период плюс Х%, а не нормативная степень доступности в зависимости от половозрастного состава населения региона), на многие статьи обороны, общественный транспорт (перераспределение мощностей пропорционально сезонной и дневной загруженности транспортных магистралей), охрану природы, метеорологию.

В качестве обоснования значений показателей на будущий период приводится не расчет, а подзаконный акт, регламентирующий, какие организации могут выступать экспертами при формировании данного показателя. Это породило распространенное правило: прогноз на будущий год есть текущее значение плюс 10%. Такая практика несостоятельна: невозможно принимать решения в быстро меняющейся обстановке исходя только из результатов прошлых периодов.

Госорганам стоит обратить внимание на прогностические и аналитические системы, дающие математическое обоснование принимаемым решениям. И даже если не удастся полностью «оцифровать» какую-либо область, то система BI позволит подготовить решения коллегиально, избежать субъективных оценок, выявить преимущества и недостатки принимаемых решений. Ведь система доступна одновременно разным категориям пользователей.

Помимо этого практически все госорганы в качестве основного инструмента повышения достоверности своих данных применяют форматно-списочный контроль. Он способен защитить от ошибок ввода или грубого искажения, но пропустит 99% намеренных фальсификаций. Использование же более сложных аналитических алгоритмов в современных средствах статистического и логического контроля BI-технологий обеспечивает достоверность данных на высоком уровне. Этот функционал BI-систем также потенциально интересен для госсектора.

BI и ГИС

Одной из наиболее интересных и перспективных возможностей BI-систем является интерактивная ГИС1 — контекстная аналитика, выявление корреляции между различными показателями:

  • плотностью населения и средним уровнем зарплат региона;
  • числом сердечных заболеваний и превышением веса над нормой;
  • уровнем рождаемости и активности проводимой социальной политики и доступности ипотечного кредитования;
  • числом выпускаемых научных публикаций и рейтингом вуза среди абитуриентов;
  • количеством квадратных метров площади выставочных залов, галерей и уровнем преступности в регионе и др.

Одно из главных достоинств инструментов BI в том, что они позволяют визуализировать (в том числе при помощи ГИС) степень адекватности и внутренней непротиворечивости прогнозных показателей, полученных математическими и экспертными методами. А ускоренное развитие рынка мобильных устройств значительно повышает доступность подобной интерактивной аналитики для широкого круга пользователей «в любом месте и в любое время».