1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Банкротить бизнес хотят консолидированно

Правительство РФ подготовило проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп». В настоящее время документ проходит процедуру антикоррупционной экспертизы.

Нормы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) основаны на процессуальном принципе: «Один должник — одно дело о банкротстве» и не учитывают особенности организации и функционирования предпринимательских групп. Но бывают ситуации, когда у нескольких членов такой группы либо у всей группы есть признаки банкротства, а у контролирующего лица их нет.

Степень организационно-правовой и (или) имущественной связанности отношений внутри предпринимательских групп очень высока, поэтому в законодательстве должна быть возможность процессуальной координации (объединения) дел о банкротстве должников — членов группы. Но законодательство такую возможность исключает. Разработчики законопроекта полагают, что с его принятием ситуация изменится.

Один из аргументов в пользу новых правил — положительный международный опыт процессуальной координации (объединения) дел о несостоятельности членов предпринимательской группы. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Испании содержит положения, регламентирующие проведение консолидированных процессов (процессуальную координацию) по делам о несостоятельности нескольких членов одной названной группы.

Так, ст. 1015 ч. 11 Кодекса о банкротстве США предусматривает возможность подачи объединенного заявления о ликвидации (банкротстве) нескольких связанных между собой должников или осуществления ликвидации (банкротства) нескольких связанных между собой должников путем введения совместной (консолидированной) процедуры по усмотрению суда. Коммерческий кодекс Франции также допускает возможность проводить консолидированные реорганизационные (реабилитационные) и ликвидационные процедуры в отношении членов одной группы компаний в добровольном порядке, а также по усмотрению суда. Аналогичные положения есть и в законодательстве других стран.

Подобные нормы предлагается закрепить и в российском законодательстве. В частности, вводится термин «предпринимательская группа». Под ним понимается совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве такой группы были подконтрольны одному контролирующему лицу — члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.

Критерии взаимозависимости устанавливаются в соответствии с положениями ГК РФ. Контролирующее лицо в данном случае определяется исходя из общего термина, используемого для целей законодательства о несостоятельности, применительно к нескольким должникам в составе предпринимательской группы.

Законопроект предусматривает возможность возбуждения единого производства по делу о банкротстве в отношении всех членов предпринимательской группы, если у них имеются признаки банкротства (за исключением контролирующего лица) и если информация об их нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в порядке, установленном регулирующим органом.

Кроме того, вводится возможность объединения нескольких уже возбужденных дел о банкротстве в отношении должников — членов группы в единое производство на стадиях наблюдения или конкурсного производства.

Законопроект также устанавливает положения, допускающие:

  • подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или конкурсных кредиторов, уполномоченного органа о банкротстве должников — членов предпринимательской группы;
  • формирование единого реестра требований кредиторов и проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
  • ведение производства по делу о банкротстве должников — членов предпринимательской группы в одном суде, назначение одного (общего) арбитражного управляющего.

По мнению разработчиков, указанные положения позволят открыть новые возможности для одновременного применения консолидированных процедур (реабилитационных и ликвидационных) в отношении всех должников, входящих в группу компаний, облегчат процесс получения достоверной информации о финансовом положении членов группы, характере сделок, заключенных между ними в преддверии возникновения признаков банкротства, создадут условия для сокращения затрат на проведение процедур банкротства.

Сумма:
%